Научная статья
doi: https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.1.001
Время в «Хованщине» М. П. Мусоргского
Автор: Владимир Владимирович Горячих
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Россия, goryachih@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4209-7771
Аннотация
Идея многоплановости времени, воплотившаяся в «Хованщине», неоднократно декларировалась М. П. Мусоргским в его высказываниях. «Прошедшее в настоящем — вот моя задача», — писал композитор В. В. Стасову, начиная работу над оперой. Однако cобытия исторического времени, проецируемые Мусоргским на современную ему действительность, — лишь одна из составляющих полисемантической временнóй организации «Хованщины». Характерные черты авторского подхода к воплощению сюжетно-событийного времени — сжатие зафиксированного в исторических документах хронологического ряда, символизация времени суток. Утро и ночь в опере — не только крайние точки временнóй драматургии, ее начало («Рассвет на Москве-реке») и конец (сцена в лесном скиту); в еще большей степени они очерчивают символическое пространство, актуализирующее надсюжетный план. Течение времени в драматургии «Хованщины» также имеет особенности: наряду с иллюзией его непрерывности («опера одного дня») возникает ощущение параллелизма происходящих событий, временных разрывов.
Все детально разработанные Мусоргским сюжетные коллизии объемлет собой время эсхатологическое. Наступление «последних времен» понимается в первую очередь в религиозном смысле (линия Досифея и раскольников). Мотив ожидания «судьбы решенья», трагической развязки равно характеризует Досифея и Марфу, Василия Голицына, стрельцов и их вождя Ивана Хованского. Этим объясняется необычная — с точки зрения традиционной оперной драматургии — пассивность, бездеятельность главных героев «Хованщины». Их поступки уже не могут повлиять на ход событий, им остается только ждать неизбежного конца.
Таким образом, время становится центральным элементом сюжета и драматургии «Хованщины», событийного и символического планов оперы.
Ключевые слова: Модест Петрович Мусоргский, «Хованщина», время, драматургия оперы, эсхатология
Для цитирования: Горячих В. В. Время в «Хованщине» М. П. Мусоргского // Opera musicologica. 2023. Т. 15. № 1. С. 8–19. https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.1.001.
Статья поступила в редакцию: 12.12.2022; одобрена после рецензирования: 09.01.2023; принята к публикации: 15.02.2023; опубликована: 27.03.2023.
Список источников
[1] Блаженный Августин 2013 — Блаженный Августин. Исповедь / пер. М. Е. Сергеенко; отв. ред. Н. Н. Казанский. Санкт-Петербург: Наука, 2013. 372 с.
[2] Карамзин 1989 — Карамзин Н. М. История государства Российского: в 12 т. / отв. ред. А. Н. Сахаров. Т. 1. Москва: Наука, 1989. 640 с.
[3] Левашев, Тетерина 2011 — Левашев Е. М., Тетерина Н. И. Историзм художественного мышления М. П. Мусоргского. Москва: Памятники исторической мысли, 2011. 745 с.
[4] Мусоргский 1971 — Мусоргский М. П. Литературное наследие: Письма. Биографические материалы и документы / сост. А. А. Орлова и М. С. Пекелис. [Кн. 1] / сост., вступ. ст. и комм. А. А. Орловой. Москва: Музыка, 1971. 400 с.
[5] Рахманова 1980 — Рахманова М. П. Мусоргский и его время // Советская музыка. 1980. № 10. С. 109–115.
[6] Ручьевская 2005 — Ручьевская Е. А. «Хованщина» Мусоргского как художественный феномен. К проблеме поэтики жанра. Санкт-Петербург: Композитор • Санкт-Петербург, 2005. 388 с.
[7] Серебрякова 2006 — Серебрякова Л. А. «Судьба так велела» — религиозно-мистическая символика в опере М. П. Мусоргского «Хованщина» // Жизнь религии в музыке : сборник статей / ред.-сост. Т. А. Хопрова. Санкт-Петербург: Сударыня, 2006. С. 46–53.
[8] Тетерина 2007 — Тетерина Н. И. Историзм художественного мышления М. П. Мусоргского: от источниковедения и текстологии к драматургическим концепциям и философии истории: автореферат дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Государственный институт искусствознания. Москва: [б. и.], 2007. 40 с.
[9] Фрид 1974 — Фрид Э. Л. Прошедшее, настоящее и будущее в «Хованщине» Мусоргского. Ленинград: Музыка, 1974. 333 с.
[10] Цукер 2019 — Цукер А. М. Историзм Мусоргского // Южно-Российский музыкальный альманах. 2019. № 1. С. 17–24.
Original article
Time in “Khovanshchina” by M. Mussorgsky
Author: Vladimir V. Goryachikh
Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, St. Petersburg, Russia, goryachih@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4209-7771
Abstract
The idea of time is integrally linked with the author’s concept of Khovanshchina. Starting to work on the opera, M. Mussorgsky wrote to V. Stasov: “To show the past in the present is my goal”. However, historical time which is interpreted in the opera as a sociopolitical and religious conflict and projected by the composer onto the contemporary era is only a part of the multi-layered temporal structure in Khovanshchina. The storyline time is marked in Khovanshchina not only by compressing the historical time, but also by symbolizing the time of the day. Time of action in the opera is symbolized by morning and night, elements of temporal dramaturgy, including those denoting the extreme points of Khovanshchina, its beginning (“Dawn on the Moscow River”) and end (scene in the forest monastery). But to an even greater extent it is a symbolic space that actualizes the supra-plot plan.
The flow of time of Khovanshchina’s dramaturgy has special features: along with the illusion of its continuity, we feel time gaps and parallelism of the ongoing events.
Eschatological time compasses above all plot conflicts. The expectation and arrival of the “last day” is understood primarily in a religious sense (Dositheus’s and schismatics’ plot line). “The time has come…” is one of the key phrases of the opera. In a broader sense, the motive of “awaiting for the fate”, for the tragic denouement equally characterizes Dositheus and Marfa, Vasily Golitsyn, the archers, and their leader Ivan Khovansky. This explains the unusual — from the point of view of the traditional opera dramaturgy — passivity, inactivity of Khovanshchina’s main characters. Their actions can no longer affect the course of events, they have nothing to do but wait for the inevitable end.
Thus, time becomes the central element of the plot and dramaturgy of Khovanshchina on both real and symbolic levels.
Keywords: Modest Mussorgsky, “Khovanshchina”, time, opera dramaturgy, eschatology
For citation: Goryachikh V. V. Time in “Khovanshchina” by M. Mussorgsky. Opera musicologica. 2023. Vol. 15, no. 1. Р. 8–19. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.1.001.
The article was submitted 12.12.2022; approved after reviewing 09.01.2023; accepted for publication 15.02.2023; published: 27.03.2023.
References
[1] Augustine of Hippo (2013). Ispoved’ [Confessions], translated from English by Maria E. Sergeenko; executive editor Nikolay N. Kazanskiy. St. Petersburg: Nauka, 372 p. (in Russian).
[2] Karamzin, Nikolay M. (1989). Istoriya gosudarstva Rossiyskogo [History of the Russian State]: in 12 vols. Vol. 1, executive editor Andrey N. Sakharov. Moscow: Nauka, 640 p. (in Russian).
[3] Levashev, Evgeniy M.; Teterina, Nadezhda I. (2011). Istorizm khudozhestvennogo myshleniya M. P. Musorgskogo [Historicism in Modest Mussorgsky’s Artistic Thinking]. Moscow: Pamyatniki istoricheskoy mysli, 745 p. (in Russian).
[4] Mussorgsky, Modest P. (1971). Literaturnoe nasledie: Pis’ma. Biograficheskie materialy i dokumenty [Literary heritage: Letters. Biographical materials and documents], compilation by Alexandra A. Orlova and Mikhail S. Pekelis. [Vol. 1], compilation, introductory article, and comments by Alexandra A. Orlova. Moscow: Muzyka, 400 p. (in Russian).
[5] Rachmanova, Marina P. (1980). “Mussorgsky i ego vremya” [“Mussorgsky and his time”]. In Sovetskaya muzyka. 1980. No. 10. Pp. 109–115 (in Russian).
[6] Ruchyevskaya, Ekaterina A. (2005). “Khovanshchina” Musorgskogo kak khudozhestvennyy fenomen. K probleme poetiki zhanra [Mussorgsky’s “Khovanshchina” as an artistic phenomenon. To the problem of genre poetics]. St. Petersburg: Kompozitor • Sankt-Peterburg, 388 p. (in Russian).
[7] Serebryakova, Lyubov’ A. (2006). “‘Sud’ba tak velela’ — religiozno-misticheskaya simvolika v opere M. P. Musorgskogo ‘Khovanshchina’ ” [“‘Fate so ordered’ — religious and mystical symbolism in Modest Mussorgsky’s opera ‘Khovanshchina’ ”]. In Zhizn’ religii v muzyke [The life of Religion in Music]: collection of articles, editor-compiler Tatiana A. Khoprova. St. Petersburg: Sudarynya, pp. 46–53 (in Russian).
[8] Teterina, Nadezhda I. (2007). Istorizm khudozhestvennogo myshleniya M. P. Musorgskogo: ot istochnikovedeniya i tekstologii k dramaturgicheskim kontseptsiyam i filosofii istorii: avtoreferat dis. ... kand. iskusstvovedeniya: 17.00.02 [Historicism in Mussorgsky’s Artistic Thinking: from source studies and textual studies to dramaturgical concepts and philosophy of history: Extended abstract of Candidate of Science (Arts) dissertation: 17.00.02], The State Institute for Art Studies, responsible organization. Moscow: [s. n.], 40 p. (in Russian).
[9] Frid, Emiliya L. (1974). Proshedshee, nastoyashchee i budushchee v “Khovanshchine” Mussorgskogo [Past, Present and Future in Mussorgsky’s “Khovanshchina”]. Leningrad: Muzyka, 333 p. (in Russian).
[10] Tsuker, Anatoly M. (2019). “Istorizm Mussorgskogo” [“Mussorgsky’s Historicism”]. In Yuzhno-Rossiyskiy muzykal’nyy al’manakh. 2019. No. 1. Pp. 17–24 (in Russian).