Вокальный цикл Игоря Рогалёва Подорожник»: границы жанра

Вокальный цикл Игоря рогалёва «Подорожник»: границы жанра

Скачать pdf  .

Ключевые слова: Анна Ахматова, Игорь Рогалёв, «Подорожник», жанр, вокальный цикл, монодрама, моноопера, стилевая альтернатива.

Автор: Игорь Воробьёв

Сведения об авторе: ИГОРЬ СТАНИСЛАВОВИЧ ВОРОБЬЁВ

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8480-916X
SPIN-код: 7728-9957
e-mail: izspbigorv@mail.ru

Доктор искусствоведения (2013), профессор кафедры теории музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова

190068 Санкт-Петербург, ул. Глинки, 2, литер А

Дата поступления: 27.03.2020

Дата публикации: 15.09.2020

DOI: 10.26156/OM.2020.12.3.001

Аннотация

Статья посвящена никогда не рассматривавшемуся в музыкознании вокальному циклу И. Е. Рогалёва «Подорожник». Произведение, созданное на ранние стихи Анны Ахматовой в 2010 году, представляет собой крупное явление музыкальной ахматовианы. Его жанровые особенности отражают антиномические свойства ахматовской поэтики, аккумулирующей трагические и лирические мотивы, дисгармонию мировосприятия и аллюзии на классическую образность. Для усиления этого антиномического контекста композитор совмещает жанровые проекции романтического вокального цикла (Шуберт — Шуман) и экспрессионистской монодрамы. Театрально-сценический ракурс цикла подчеркивается использованием стилевых альтернатив как источника образного контраста. Их формирование основано на противопоставлении ладовых и жанровых свойств материала. Стилевой контраст позволяет композитору выстраивать музыкальную драматургию цикла в двух временных плоскостях: прошлое (время любви) и настоящее (время смерти чувства). Вместе с тем, стилевые альтернативы имеют общую интонационную основу. Интонационная «монохромность» служит объединению цикла в непрерывное действие, что также подчеркивает жанровую близость сочинения к монодраме. С точки зрения общего содержания, лирические, лирико-драматические и трагические контексты сочинения позволяют воспринимать его одновременно в двух аспектах: как историю «любви и жизни женщины» и как историю человека на фоне социальной катастрофы, то есть сквозь призму будущих по отношению к текущему действию контекстов («Реквием», «Поэма без героя»). Эта характерная двойственность содержания — результат взаимодействия внутри цикла различных жанровых моделей, формирующих уникальную драматургическую канву.

Литература

Воробьёв 2006 — Воробьёв И. С. Русский авангард и творчество Александра Мосолова 1920–1930-х годов. Санкт-Петербург: Композитор, 2006. 324 c.

Воробьёв 2019 — Воробьёв И. С. Игорь Рогалёв: на пути стилевых альтернатив // Проблемы современного композиторского творчества: сб. трудов науч.-практич. конф. (г. Ростов-на-Дону, 18–21 ноября 2019 г.) / ред.-сост.: А. М. Цукер, В. Н. Дёмина. Ростов-на-Дону: Изд-во РГК им. С. В. Рахманинова, 2019. С. 196–203.

Кац, Тименчик 1989 — Кац Б.; Тименчик Р. Анна Ахматова и музыка: Исследовательские очерки. Ленинград : Советский композитор, 1989. 336 с.

Павловский 1989 — Павловский А. Н. Анна Ахматова: [вступ. ст.] // Ахматова А. Стихотворения и поэмы. Ленинград: Лениздат, 1989. С. 8–20.

Рогалёв 1986 — Рогалёв И. Е. Лад и гармония в музыке С. М. Слонимского: автореф. дисс. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Ленингр. гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. Ленинград, 1986. 21 с.

Рябева 2011 — Рябева К. В. «Театр мечты» Валерия Гаврилина. Санкт-Петербург: Композитор, 2011. 88 c.

Тараканов 1976 — Тараканов М. Е. Музыкальный театр Альбана Берга. Москва: Советский композитор, 1976. 560 c.

Для цитирования: Воробьёв И. С. Вокальный цикл Игоря Рогалёва «Подорожник»: границы жанра // Оpera musicologica. 2020. Т. 12. № 3. С. 6–22. DOI: 10.26156/OM.2020.12.3.001.

Igor Rogalyov’s Vocal Cycle “Plantain”: The Boundaries of the Genre

Keywords: Anna Akhmatova, Igor Rogalyov, “Plantain”, genre, song cycle, monodrama, mono-opera, stylistic alternative.

Author: Igor S. Vorobyov

About the Author

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8480-916X
SPIN-код: 7728-9957
e-mail: izspbigorv@mail.ru

Doctor of Arts (2013), Professor of the Music Theory Department at the Saint Petersburg
Rimsky-Korsakov State Conservatory

2 liter A Glinki St., St. Petersburg 190068, Russia

Submitted on: 27.03.2020

Published on: 15.09.2020

Abstract

The article is devoted to Igor Rogalyov’s vocal cycle “Plantain”, which has never been considered in musicology. The cycle based on early poems by Anna Akhmatova was created in 2010 and is a major phenomenon of musical akhmatoviana. The genre features of the cycle reflect the antinomic properties of Akhmatova’s poetics, which accumulate both lyrical and tragic motifs, allusions to classical imagery and disharmony of the worldview of the 20th century. To enhance this antinomic context, the composer combines genre projections of a romantic vocal cycle that address the traditions of Schubert — Schumann and, at the same time, expressionist monodrama. The originality of the theatrical and stage perspective of the work emphasizes the use of stylistic alternatives as a source of imaginative contrast. Their formation is based on the juxtaposition of mode and genre properties of the material, on the one hand, based on the classical tonality, on the other — on quasi-seriality (“free duodecimal”). The stylistic contrast allows the composer to build the musical drama cycle in two time planes, the past (time of love) and the present (time of death feelings, and perhaps the death). However, style alternatives have a common intonation basis. The “monochrome character” of intonation helps to unite the cycle into a continuous action, which again emphasizes the genre proximity of the composition to mono-opera and monodrama. From the point of view of the general content, the lyrical, lyric-dramatic and tragic contexts of the Rogalyov’s work allow us to perceive it simultaneously in two aspects: as the story of “love and life of a woman” and as the story of a person against the background of a social catastrophe, that is, through the prism of future contexts in relation to the current action (Requiem, Poem Without a Hero). This characteristic duality of the content is the result of in-cycle interaction of various genre models that form a complex and unique dramatic canvas.

Works Cited

Vorobyov, Igor S. (2006). Russkiy avangard i tvorchestvo Aleksandra Mosolova 1920–1930-kh godov [Russian avant-garde and creative works of Alexander Mosolov in 1920–1930s]. St. Petersburg: Kompozitor, 324 p. (in Russian).

Vorobyov, Igor S. (2019). “Igor Rogalyov: na puti stilevykh al’ternativ” [“Igor Rogalyov: on the way of style alternatives”]. In Problemy sovremennogo kompozitorskogo tvorchestva: sb. trudov nauch.-praktich. konf. (g. Rostov-na-Donu, 18–21 noyabrya 2019 g.) [Problems of the contemporary composer’s creative work : Proceedings of the academic and practice conference (Rostov-on-Don, November 18–21, 2019)], comp. and ed. by Anatoliy M. Tsuker, Vera N. Demina. Rostov-on-Don: Rostov State Rachmaninov Conservatoire Press, pp. 196–203 (in Russian).

Kats, Boris A. & Timenchik, Roman D. (1989). Anna Akhmatova i muzyka: Issledovatel’skie ocherki [Anna Akhmatova and music: Studies]. Leningrad : Sovetskiy kompozitor, 336 p. (in Russian).

Pavlovskiy, Aleksey N. (1989). “Anna Akhmatova: vstup. st.” [“Anna Akhmatova: Introductory article”]. In Akhmatova, Anna. Stikhotvoreniya i poemy [Akhmatova, Anna. Lyrics and poems]. Leningrad : Lenizdat, pp. 8–20 (in Russian).

Rogalyov, Igor E. (1986). Lad i garmoniya v muzyke S. M. Slonimskogo: avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya: 17.00.02 [Mode and harmony in the works of Sergey M. Slonimsky: Extended abstract of Cand. Sci. (Arts) dissertation: 17.00.02], Leningrad Rimsky-Korsakov State Conservatoire. Leningrad, 21 p. (in Russian).

Ryabeva, Kseniya V. (2011). «Teatr mechty» Valeriya Gavrilina [“Theater of dreams” by Valery Gavrilin]. St. Petersburg : Kompozitor, 88 p. (in Russian).

Tarakanov, Mikhail E. (1976). Muzykal’nyy teatr Al’bana Berga [Musical theater of Alban Berg]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 560 p. (in Russian).

For citation: Vorobyov, Igor S. “Igor Rogalyov’s Vocal Cycle ‘Plantain’: The Boundaries of the Genre”. In Opera musicologica, vol. 12, no. 3 (2020), pp. 6–22 (in Russian). DOI: 10.26156/OM.2020.12.3.001.