Владимир Харьков: страницы переписки с Климентом Квиткой

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.1.012

Владимир Харьков: страницы переписки с Климентом Квиткой

Скачать pdf  .

Автор: Елена Викторовна Битерякова

Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, Москва, Россия, elena-biteryakova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-8799-1318

Аннотация

Переписка К. В. Квитки с его учеником и последователем В. И. Харьковым включает 12 писем (из них 5 — на украинском языке). Письма датированы 1928–1930, 1941(?) и 1945 годами, то есть охватывают годы совместной работы Квитки и Харькова во Всеукраинской академии наук и период возвращения Харькова к научной деятельности после освобождения из Красноярского исправительно-трудового лагеря. Публикация сопровождается комментариями и предваряется биографией В. И. Харькова, составленной на основе архивных материалов Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, Российского национального музея музыки и  Российской академии музыки имени Гнесиных. Письма Харькова украинского периода даны в переводе на русский язык.

Переписка имеет большую документальную ценность, значительно обогащая наши знания о деятельности выдающихся ученых: об их научных интересах и планах, о реалиях экспедиционной практики 1920-х годов и работе украинских этномузыкологов, о послевоенных перспективах этнографической работы в учреждениях СССР. На фоне корреспонденции также отчетливо проявляются личные качества ее участников и их взаимоотношения, уцелевшие, несмотря на перипетии в их судьбах, во многом трагически схожих.

Ключевые слова: Владимир Иосифович Харьков, Климент Васильевич Квитка, Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, Кабинет народной музыки Московской консерватории, история этномузыкологии, Российская академия музыки имени Гнесиных, Российский национальный музей музыки

Благодарности: Автор выражает признательность за помощь в подготовке публикации старшему научному сотруднику Мемориального музея-квартиры Е. Ф. Гнесиной Елене Петровне Костиной и профессору Богдану Степановичу Луканюку.

Для цитирования: Битерякова Е. В. Владимир Харьков: страницы переписки с  Климентом Квиткой // Opera musicologica. 2022. Т. 14. № 1. С. 184–218. https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.1.012.

Статья поступила в редакцию: 09.09.2021; одобрена после рецензирования: 01.10.2021; принята к публикации: 25.01.2022.

Список источников

[1] Гнесинский Дом 2015 — Владимир Иосифович Харьков // Гнесинский Дом. История учебных заведений / Российская академия музыки имени Гнесиных, сост. Е. П. Костина, В. В. Тропп. Москва : РАМ им. Гнесиных, 2015. С. 483–485.

[2] Довгалюк 2013 — Довгалюк I. Фонограмархiв Кабiнету музичноï етнографiï Всеукраïнськоï академiï наук // Вiсник Львiвського унiверситету. Серiя мистецтвознавство. Львiв, 2013. Вип. 12. С. 114–130.

[3] Енговатова 1995 — Енговатова М. Лаборатория народной музыки // 50 лет Российской академии музыки имени Гнесиных. Статьи. Воспоминания. Очерки / сост. Л. Б. Булатова, М. Э. Риттих, Р. К. Ширинян. Москва : РАМ им. Гнесиных ; Магнитогорск : МГМПИ, 1995. С. 173–181.

[4] Иванова 2009 — Иванова Т.  Г. История русской фольклористики ХХ века: 1900 — первая половина 1941 гг. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2009. 800 с.

[5] Калугина, Медведева 1995 — Калугина Н., Медведева М. Становление и  развитие гнесинской школы хорового и сольного народного пения // 50 лет Российской академии музыки имени Гнесиных. Статьи. Воспоминания. Очерки / сост. Л. Б. Булатова, М. Э. Риттих, Р. К. Ширинян. Москва : РАМ им. Гнесиных ; Магнитогорск : МГМПИ, 1995. С. 165–173.

[6] Квитка 1930 — Квітка К. Кабінет Музичної етнографії Всеукраїнської Академії Наук: Його здобутки та завдання // Побут. 1930. № 6–7. С. 8.

[7] Квитка 1971 — Квитка К. В. Избранные труды: в 2 т. / составление и комментарии В. Л. Гошовского. Т. 1. Москва : Советский композитор, 1971. 384 с.

[8] Квитка 1973 — Квитка К. В. Избранные труды: в 2 т. / составление и комментарии В. Л. Гошовского. Т. 2. Москва : Советский композитор, 1973. 423 с.

[9] Мациевский 2013 — Мациевский И. В. Инструментальная музыка и этноисторическая идентификация: самосознание и  традиция // Мациевский И. В. В  пространстве музыки / Российский институт истории искусств. Санкт-Петербург: РИИИ, 2013. Т. 2. С. 3–21.

[10] Новикова 2001 — Новикова Т. «Шлю привет вам, и вашим певцам, и всем добрым людям» // Народное творчество. 2001. № 1. С. 37–40.

[11] Свиридова 1966 — Кабинет народной музыки / подг. И. К. Свиридовой. Москва : Музыка, 1966. 104 с.

[12] Сторожук 1998 — Сторожук А. Климент Квiтка: людина — педагог — вчений. Киïв, 1998. 100 с.

Original article

Vladimir Khar’kov: Correspondence with Klyment Kvitka

Author: Elena V. Biteryakova 

Moscow State Tchaikovsky Conservatory, Moscow, Russia, elena-biteryakova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-8799-1318

Abstract

The correspondence between Klyment Kvitka and his student and disciple Vladimir Khar’kov includes 12 letters (5 among them are in Ukrainian). The letters are dated 1928– 1930, 1941[?], and 1945, i.e. cover the years of their collaboration at the Ukrainian Academy of Sciences, and the first years after Khar’kov’s return from the Krasnoyarsk correctional labor camps.

The publication is accompanied by comments and preceded by Khar’kov’s biography, based on archival documents (from Moscow Conservatory, Gnesin Russian Academy of Music and Russian National Music Museum). The Ukrainian letters are given in translation into Russian.

The correspondence has a great documental value, significantly enriching our knowledge about activities of these to outstanding scientists: on their scientific interests and plans, the realities of the expedition practice in 1920s, on the work of Ukrainian ethnomusicologists, and the post-war prospects of ethnographic work in USSR institutions. The letters also reflect the personalities of the correspondents and explore their relationships that have survived, despite of all the twists and turns in their destinies, that seem to be so tragically similar

Keywords: Vladimir I. Khar’kov, Кlyment V. Kvitka, Moscow State Tchaikovsky Conservatory, Folk Music Cabinet, ethnomusicology history, Russian National Music Museum, Gnesin Russian Academy of Music

Acknowledgments: The author is grateful for the help rendered in preparing the publication to the Senior Researcher of E. F. Gnesina’s Memorial Museum Elena P. Kostina and to Professor Bohdan S. Lukaniuk.

For citation: Biteryakova E. V. Vladimir Khar’kov: Correspondence with Klyment Kvitka. Opera musicologica. 2022. Vol. 14, no. 1. Р. 184–218. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.1.012.

The article was submitted 09.09.2021; approved after reviewing 01.10.2021; accepted for publication 25.01.2022.

References

[1] Kostina, Elena P. & Tropp Vladimir V. (2015). “Vladimir Iosifovich Khar’kov”. In Gnesinskiy Dom. Istoriya uchebnykh zavedeniy [Gnesins’ House. The history of the educational institutions], comp. Elena P. Kostina, Vladimir V. Tropp. Moscow: RAM imeni Gnesinykh, pp. 483–485 (in Russian).

[2] Dovhaliuk, Iryna (2013). “Fonogramarhiv Kabinetu muzychnoï etnografiï Vseukraïnskoï akademiï nauk” [“Phonogram archive of the Cabinet of musical Ethnography of the All-Ukrainian Academy of Sciences”]. In Visnyk L’vivs’kogo universotetu. Seriya mystectvoznavstvo [Bulletin of the Lviv University. Art history series], no. 12 (2013), pp. 114–130 (in Ukrainian).

[3] Yengovatova, Margarita A. (1995). “Laboratoriya narodnoy muzyki” [“Folk Music Laboratory”]. In 50 let Rossiyskoy akademii muzyki imeni Gnesinykh. Stat’yi. Vospominaniya. Ocherki [50 years of the Gnesins’ Russian Academy of Music. Articles. Memories. Essays], comp. Lina B. Bulatova, Мargarita E. Rittikh, Ruzana К. Shirinyan. Moscow: RAM imeni Gnesinykh; Magnitogorsk : MGMPI, pp. 173–181 (in Russian).

[4] Ivanova, Tatiana G. (2009). Istoriya russkoy folkloristiki XX veka: 1900 — pervaya polovina 1941 gg. [The History of Russian Folklore Studies of the 20th century: 1900—the first half of 1941]. St. Petersburg : Dmitriy Bulanin, 800 p. (in Russian).

[5] Kalugina, Nonna V., Medvedeva, Marina V. (1995). “Stanovleniye i razvitiye gnesinskoy shkoly khorovogo i sol’nogo narodnogo peniya” [“Formation and development of the Gnesin school of choral and solo folk singing”]. In 50 let Rossiyskoy akademii muzyki imeni Gnesinykh. Stat’yi. Vospominaniya. Ocherki [50 years of the Gnesin Russian Academy of Music. Articles. Memories. Essays], comp. Lina B. Bulatova, Мargarita E. Rittikh, Ruzana К. Shirinyan. Moscow: RAM imeni Gnesinykh; Magnitogorsk : MGMPI, pp. 165–173 (in Russian).

[6] Kvitka, Klyment V. (1930). “Kabinet Muzychnoy Etnografii Vseukrains’koy Akademii Nauk. Yogo zdobutky ta zavdannia” [“Cabinet of musical Ethnography of the All-Ukrainian Academy of Sciences. His achievements and tasks”]. In Pobut [Everyday life], no. 6–7 (1930), pp. 5–22 (in Ukrainian).

[7] Kvitka, Klyment V. (1971). Izbrannye trudy [Selected Works]: in 2 vols., comp. and comm. by Vladimir L. Hoshovskiy. Moscow: Sovetskiy kompozitor. Vol. 1. 383 p. (in Russian).

[8] Kvitka, Klyment V. (1973). Izbrannye trudy [Selected Works]: in 2 vols., comp. and comm. by Vladimir L. Hoshovskiy. Moscow: Sovetskiy kompozitor. Vol. 2. 423 p. (in Russian).

[9] Matsiyevskiy, Igor V. (2013). “Instrumental’naya muzyka i etnoistoricheskaya identifikatsiya: samosoznaniye i traditsiya” [“Instrumental music and ethnohistorical identification: self-awareness and tradition”]. In Igor V. Matsiyevskiy. V prostranstve muzyki [In the music space], vol 2. St. Petersburg : Rossiyskiy Institut istorii iskusstv, pp. 3–21 (in Russian).

[10] Novikova, Tatyana (2001). “Shliu privet vam, i vashim pevtsam, i vsem dobrym liudiam” [“I send greetings to you and your singers, and all the good people”]. In Narodnoe tvorchestvo [Folklore], no. 1 (2001), pp. 37–40 (in Russian).

[11] Sviridova, Irina K. (1966). Kabinet narodnoy muzyki [The Folk Music Cabinet], prep. by Irina K. Sviridova. Moscow: Muzyka. 104 p. (in Russian).

[12] Storozhuk, Antonina (1998). Klyment Kvitka: lyudyna — pedagog — vchenyy [Klyment Kvitka: a person — a teacher — a scientist]. Kyi’v, 100 p. (in Ukrainian).