«Весна в Аппалачах» М. Грэм — А. Копленда: американская пастораль

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.3.006

«Весна в Аппалачах» М. Грэм — А. Копленда: американская пастораль

Скачать pdf  .

Автор: Оксана Александровна Гагарина

Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского, Екатеринбург, Россия,
musicoloque@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-3304-1218

Аннотация

Статья посвящена балету «Весна в Аппалачах» Марты Грэм на музыку Аарона Копленда, ставшему воплощением истинно американского в музыкально-театральном искусстве ХХ столетия. Балетная повесть о жизни христиан-первопоселенцев на фронтире рассматривается автором в русле жанровой традиции пасторали, а  точнее, одного из ее историко-стилевых направлений — позднеевропейской георгики. Последняя оказалась созвучной американской общественной мысли 1930–40-х годов, проникнутой патриотическим пафосом и жаждой жизнестроительства. Анализ пластической, музыкальной и декорационной составляющих спектакля «Весна в Аппалачах» позволил сделать вывод о разноплановом претворении пасторальной жанровости в исследуемом балете. Последняя выступает и как формальная конструктивная стратегия, и как семантическая категория, затрагивающая разные масштабные уровни балетной архитектоники — от стилистики компонентов балетного синтеза до общей драматургической идеи. Универсальность ценностных категорий пасторали выводит содержание «Весны в Аппалачах» за тесные рамки национальной темы, придавая художественной концепции Грэм — Копленда общечеловеческий смысл. Кроме того, действие жанрового архетипа размыкает линейную ретроспективность повествования: внутри пасторального мифа эмоция ностальгии модифицируется в утопический нарратив о «веке простого человека».

Ключевые слова: музыкальный театр США, Марта Грэм, Аарон Копленд, «Весна в Аппалачах», танец модерн, пастораль, балетная драматургия

Для цитирования: Гагарина О. А. «Весна в Аппалачах» М. Грэм — А. Копленда: американская пастораль // Opera musicologica. 2023. Т. 15. № 3. С. 94–107. https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.3.006.

Статья поступила в редакцию: 10.05.2023; одобрена после рецензирования: 16.06.2023; принята к публикации: 14.08.2023; опубликована: 12.09.2023.

Список источников

[1] Американская поэзия 1983 — Американская поэзия в русских переводах. XIX– XX вв. / сост. С. Б. Джимбинов; на англ. яз. с параллельным русск. текстом. Москва : Радуга, 1983. 672 с.

[2] Бахтин 2012 — Бахтин М. М. Собрание сочинений в 7 томах. Том 3: Теория романа. Москва : Языки славянских культур, 2012. 880 с.

[3] Грэм 2020 — Грэм М. Память крови. Автобиография. Москва : АртГид, 2020. 240 с.

[4] Ивашкин 1991 — Ивашкин А. В. Чарльз Айвз и музыка XX века. Москва : Советский композитор, 1991. 463 с.

[5] Конен 1965 — Конен В. Д. Пути американской музыки. Очерки по истории музыкальной культуры США. Москва : Музыка, 1965. 525 c.

[6] Коробова 2007 — Коробова А. Г. О влияниях жанра пасторальной георгики в оратории Й. Гайдна «Времена года» // Старинная музыка. 2009. № 2. С. 1–5.

[7] Пахсарьян 2010 — Пахсарьян Н. Т. Миф, пастораль, утопия: к вопросу о дифференциации и взаимодействии литературоведческих понятий // Пахсарьян Н. Т. Избранные статьи о французской литературе. — Днепропетровск : Арт-Пресс, 2010. С. 9–19.

[8] Сигида 2012 — Сигида С. Ю. Музыкальная культура США конца XVIII — первой половины XX века: становление национальной идентичности: автореф. дис. ... доктора искусствоведения: 17.00.02 / Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. Москва, 2012. 58 с.

[9] Торо 2022 — Торо Г. Д. Уолден, или Жизнь в лесу / Пер. с английского З. Александровой. Москва : Издательство АСТ, 2022. 352 с.

[10] Шайтанов 1989 — Шайтанов И. О. Мыслящая муза: «Открытие природы» в поэзии XVIII века. Москва : Издательство «Прометей», 1989. 260 с.

[11] Шацкий 1990 — Шацкий Е. Р. Утопия и традиция / Пер. с польского; общ. ред. и послесл. В. А. Чаликовой. Москва : Прогресс, 1990. 454 с.

[12] Coplend 1999 — Coplend A. Ballet music. The Masterworks Library. — London.: Boosey & Hawkes. — 1999. — 286 р.

[13] Graham 1991 — Graham M. Blood Memory. New York : Doubleday, 1991. 279 p.

[14] Kisselgoff 1985 — Kisselgoff A. The dance: “Appalachian spring” // The New York Times. April 20, 1985. P. 12. Electronic version: The New York Times Company, 2023. URL: https://www.nytimes.com/1985/04/20/arts/the-dance-appalachian-spring.html (дата обращения: 09.02.2023).

[15] Opdahl 2004 — Opdahl R., Opdahl V. A Shaker Musical Legacy. Hanover : University Press of New, 2004. 302 p.

Original article

“Appalachian Spring” by Martha Graham — Aaron Copland:
An American Pastoral

Author: Oksana A. Gagarina

Urals Mussorgsky State Conservatoire, Yekaterinburg, Russia, 
musicoloque@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-3304-1218

Abstract

The article is devoted to the ballet Appalachian Spring by Martha Graham to the music of Aaron Copland, which became the embodiment of the truly American in the musical and theatrical art of the twentieth century. The ballet story about the life of Christian pioneers on the frontier is considered by the author in the framework of the pastoral genre tradition, or, more precisely, one of its historical and stylistic trends — the late European georgics. The latter proved to be in line with the American public thought of the 1930–40s, imbued with patriotic pathos and desire for life-building. The analysis of the plastic, musical and decorative components of the performance allows us to conclude that the pastoral genre is represented in this ballet in various ways. It acts both as a formal constructive strategy and as a semantic category that affects all large-scale levels of ballet architectonics — from the stylistics of the components of ballet synthesis to the general dramatic idea. The universal character of the pastoral’s value categories takes the content of Appalachian Spring beyond the narrow scope of the national theme, giving the Graham–Copland’s artistic concept universal humane meaning. Moreover, the effect of the genre archetype unlocks the linear retrospective narration: within the pastoral myth, the emotion of nostalgia is modified into a utopian narration of the “age of the simple folk”.

Keywords: musical theater of the USA, Martha Graham, Aaron Copland, “Appalachian Spring”, modern dance, pastoral, ballet dramaturgy

For citation: Gagarina O. A. “Appalachian Spring” by Martha Graham — Aaron Copland: An American Pastoral. Opera musicologica. 2023. Vol. 15, no. 3. Р. 94–107. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.3.006.

The article was submitted: 10.05.2023; approved after reviewing: 16.06.2023; accepted for publication: 14.08.2023; published: 12.09.2023.

References

[1] Dzhimbinov, Stanislav B. (1983). Amerikanskaya poeziya v russkikh perevodakh XIX– XX vv. [American poetry in Russian translations XIX–XX centuries], editor Stanislav B. Dzhimbinov. Moscow: Raduga, 672 p. (in Russian).

[2] Bakhtin, Mikhail M. (2012). Sobranie sochineniy [Collected works]: in 7 volumes. Volume 3: Teoriya romana [The Theory of the Novel]. Moscow: Yazyki slavyanskikh kul’tur, 880 p. (in Russian).

[3] Graham, Martha (2020). Pamyat’ krovi. Avtobiografiya [Blood memory. Autobiography]. Moscow: ArtGid, 240 p. (in Russian).

[4] Ivashkin, Alexandr V. (1991). Charles Ives i muzyka XX veka [Charles Ives and the music of the XX century]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 463 p. (in Russian).

[5] Konen, Valentina D. (1965). Puti amerikanskoy muzyki. Ocherki po istorii muzykal’noy kul’tury SShA [The Ways of American music. Essays on the history of musical culture of the USA]. Moscow: Muzyka, 525 p. (in Russian).

[6] Korobova, Alla G. (2007). “O vliyaniyakh zhanra pastoral’noy georgiki v oratorii J. Haydna ‘Vremena goda’ ” [“On the influences of the genre of pastoral georgics in the oratorio of J. Haydn’s ‘Seasons’ ”]. In Starinnaya muzyka. 2009. No. 2, pp. 1–5 (in Russian).

[7] Pakhsaryan, Natalia T. (2010). “Mif, pastoral’, utopiya: k voprosu o differentsiatsii i vzaimodeystvii literaturovedcheskikh ponyatiy” [“Myth, pastoral, utopia: on the issue of differentiation and interaction of literary concepts”]. In Natalia T. Pakhsaryan, Izbrannye stat’i o frantsuzskoy literature [Selected articles about French literature]. Dnepropetrovsk : Art-Press, pp. 9–19 (in Russian).

[8] Sigida, Svetalana Y. (2012). Muzykal’naya kul’tura SShA kontsa XVIII — pervoy poloviny XX veka: stanovlenie natsional’noy identichnosti [Musical culture of the USA at the end of the XVIII — first half of the XX century: the formation of national identity]: Dr. Sci. (Arts) dissertation: 17.00.02, Moscow State Tchaikovsky Conservatory, responsible organization. Moscow, 58 p. (in Russian, unpublished).

[9] Thoreau, David H. (2022). Uolden, ili Zhizn’ v lesu [Walden, or Life in the Woods], translate from English by Zinaida Aleksandrova. Moscow: АСТ Publ., 352 p. (in Russian).

[10] Shaytanov, Igor O. (1989). Myslyashchaya muza: “Otkrytie prirody” v poezii XVIII veka [The Thinking Muse: “The discovery of nature” in 18th century poetry]. Moscow: Prometei Publ., 260 p. (in Russian).

[11] Szacki, Jerzy R. (1990). Utopiya i traditsiya [Meetings with utopia], translated from Polish; general edition and afterword by Viktoriya Chalikova. Moscow: Progress, 1990. 454 p. (in Russian).

[12] Coplend, Aaron. (1999). Ballet music. The Masterworks Library. London: Boosey & Hawkes, 1999. 286 р.

[13] Graham, Martha (1991). Blood Memory. New York: Doubleday, 279 p.

[14] Kisselgoff, Anna (1985). “The dance: ‘Appalachian spring’ ”. In The New York Times. April 20, 1985. P. 12. Electronic version: The New York Times Company, 2023. Available at: https://www.nytimes.com/1985/04/20/arts/the-dance-appalachian-spring.html (accessed: 09.02.2023).

[15] Opdahl, Robert & Opdahl, Viola (2004). A Shaker Musical Legacy. Hanover: University Press of New, 302 p.