Научная статья
doi: https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.1.005
«Вертер. Сентиментальная музыка» Юрия Красавина
как произведение раннего метамодерна
Автор: Настасья Алексеевна Хрущева
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Россия
n-khroustcheva@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-2829-8817
Аннотация
Творчество Юрия Красавина — композитора, отметившего в 2023 г. свой 70-летний юбилей, — только начинает осмысливаться в музыковедческих работах. Фортепианный цикл Красавина «Вертер» в данной статье рассматривается в контексте раннего метамодерна. В цикле прослеживаются такие особенности сочинения, как господство единого аффекта, «вновь обретенная» функциональная ладовая система, работа с общеупотребительными музыкальными формулами — и отстраненная сентиментальность. Подобно культовому исследованию Ролана Барта «Фрагменты речи влюбленного», «Вертер» Красавина представляет «фрагменты» музыкально-романтической речи, отсылая одновременно к Шуману, Шуберту, Чайковскому и Вагнеру.
Ключевые слова: метамодерн, Юрий Красавин, Ролан Барт, русская фортепианная музыка, любовная речь
Для цитирования: Хрущева Н. А. «Вертер. Сентиментальная музыка» Юрия Красавина как произведение раннего метамодерна // Opera musicologica. 2024. Том 16. № 1 (март). С. 98–113. https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.1.005
Статья поступила в редакцию: 06.11.2023; одобрена после рецензирования: 04.12.2023; принята к публикации: 15.01.2024; опубликована: 25.03.2024.
Список источников
[1] Барт 2023 — Барт Р. Фрагменты речи влюбленного / пер. В. Лапицкого. Москва: Ad Marginem, 2023. 416 с.
[2] Королёк 2018 — Королёк Б. Человек с хлыстом: Юрий Красавин и его «Пахита» // Музыкальная академия. 2018. № 4 (764). С. 127–135.
[3] Курт 1975 — Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера / пер. Галины Балтер. Москва: Музыка, 1975. 544 с.
[4] Чередниченко 2002 — Чередниченко Т. Музыкальный запас. 70-е. Проблемы. Портреты. Случаи. Москва: Новое литературное обозрение, 2002. 592 с.
Original article
“Werther. Sentimental Music” by Yuri Krasavin as an Early Metamodern Work
Author: Nastasya А. Khroustcheva
Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, Saint Petersburg, Russia
n-khroustcheva@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-2829-8817
Abstract
The art of Yuri Krasavin, a composer, who is to celebrate this year his 70-th anniversary, has just started to be comprehended in musicology. This article follows his Werther piano cycle in the context of the early-metamodern style. In this cycle, one can trace such specifics as dominance of uniform affect, «regained» functional tonality, work with commonly used formulas and cold sentimentality. Like the iconic text of Roland Barthe’s Fragments of love speech, Werther represents “fragments” of musical-romantic speech, referencing Schumann, Schubert, Tchaikovsky and Wagner at the same time.
Keywords: metamodern, Yuri Krasavin, Roland Barthes, russian piano music, love speech
For citation: Khroustcheva, Nastasya А. “Werther. Sentimental Music” by Yuri Krasavin as an Early Metamodern Work. Opera musicologica. 2024. Vol. 16, no. 1 (March). Р. 98–113. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.1.005
The article was submitted: 06.11.2023; approved after reviewing: 04.12.2023; accepted for publication: 15.01.2024; published: 25.03.2024.
References
[1] Barthes, Roland (2023). Fragmenty rechi vlyublennogo [Fragments of a love speech], translated by Victor Lapitsky. Moscow: Ad Marginem, 416 p. (in Russian).
[2] Korolyоk, Bogdan (2018). “Chelovek s khlystom: Yuriy Krasavin i ego ‘Paquita’ ” [“Man with a whip: Yuri Krasavin and his ‘Paquita’ ”]. In Muzykal’naya akademiya [Music Academy], no. 4 (2018), рр. 127–135 (in Russian).
[3] Kurt, Ernst (1975). Romanticheskaya garmoniya i ee krizis v “Tristane” Wagnera [Romantic harmony and its crisis in Wagner’s “Tristan”], translated by Galina Balter. Moscow: Muzyka, 544 p. (in Russian).
[4] Cherednichenko, Tatyana (2002). Muzykal’nyу zapas. 70-e. Problemy. Portrety. Sluchai [Musical stock. 70s. Problems. Portraits. Events]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 592 p. (in Russian).