Василий Виноградов — первый русский композитор в татарском драматическом театре

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/operamus.2025.17.2.004

Василий Виноградов — первый русский композитор
в татарском драматическом театре

Скачать pdf  .

Автор

Дилия Флюровна Хайрутдинова

Казанская государственная консерватория имени Н. Г. Жиганова, Казань, Россия
khairutdinovadf@mail.ru, https://orcid.org/0009-0001-3243-4300

Аннотация

История татарского драматического театра неразрывно связана с формированием профессиональной музыкальной культуры Татарстана. Самобытным жанром национального музыкально-драматического спектакля, сформировавшегося в 1920–30-е гг., стала татарская музыкальная драма, лучшие образцы которой представлены в творчестве Салиха Сайдашева. Однако, как показывает изучение нотного архива Татарского государственного академического театра имени Г. Камала, активный и наиболее плодотворный период деятельности Сайдашева в государственном театре продлился немногим более 10 лет. Вторым композитором, чья музыка служила своеобразным контентом новых тенденций развития татарского театра, стал русский композитор Василий Виноградов, который сменил Сайдашева, уехавшего на учебу в Татарскую оперную студию при Московской консерватории. В статье впервые характеризуется период творческой деятельности Виноградова в татарском драматическом театре. В результате текстологических наблюдений раскрываются причины его вмешательства в сайдашевскую партитуру музыкальной драмы «Галиябану». На основе изучения сохранившихся нотных рукописей выявляется характер вносимых им новшеств в создание музыкального «слоя» театральных постановок 1930-х гг., в том числе в контексте репертуарной политики театра.

Ключевые слова: Василий Виноградов, татарская музыкальная драма «Галиябану», Салих Сайдашев, Татарский государственный академический театр имени Г. Камала 

Для цитирования: Хайрутдинова Д. Ф. Василий Виноградов — первый русский композитор в татарском драматическом театре // Opera musicologica. 2025. Т. 17. № 2. С. 56–88. https://doi.org/10.26156/operamus.2025.17.2.004

Статья поступила в редакцию: 02.04.2025; одобрена после рецензирования: 21.04.2025; 
принята к публикации: 21.04.2025; опубликована: 30.05.2025.

Список источников

[1] Гиршман 2009 — Гиршман Я. М. Василий Виноградов // Композиторы Татарстана. Москва: Композитор, 2009. С. 58–59.

[2] Глебов 1930 — Глебов А. Г. Первая олимпиада искусств народов СССР // Советский театр. 1930. № 7. C. 4–5.

[3] Гыймранова 2009 — Гыймранова Д. А. Галиябану // Татарский государственный академический театр имени Галиаскара Камала. Сто лет: В 2 т. Спектакли. Казань: Заман, Татар. кн. изд-во, 2009. Т. 1. С. 92–99.

[4] Дулат-Алеев 2000 — Дулат-Алеев В. Р. Композитор и национальная история // Век Салиха Сайдашева: Межвуз. сб. Казань: Казанская консерватория, 2000. С. 5–23.

[5] Илялова 1986 — Илялова И. И. Театр имени Камала. Очерк истории: Исследование. Казань: Татар. кн. изд-во, 1986. 328 с.

[6] Илялова 2009 — Илялова И. И. Репертуар 1906–2008 // Татарский государственный академический театр имени Галиасгара Камала. Сто лет: в 2 т. Казань: Заман – Татар. кн. изд-во, 2009. Т. 2. С. 171–207.

[7] Маклыгин 2011 — Маклыгин А. Л. Импровизационность как принцип мышления С. Сайдашева // Салих Сайдашев и музыкальная культура Поволжья и Приуралья: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Казань, 3 декабря 2010 года) / [ред.-сост.: Е. В. Порфирьева, Л. И. Сарварова]. Казань: Казан. гос. консерватория (акад.) им. Н. Г. Жиганова, 2011. С. 16–22.

[8] Садирова 2010 — Садирова Е. Н. К истории зарождения жанра музыкальной драмы в татарском драматическом театре // Проблемы музыкальной науки. 2010. № 1 (6). С. 71–73.

[9] Сайдашева 2011 — Сайдашева З. Н. Роль русских музыкантов в формировании татарской профессиональной музыки // Русская музыка в полиэтническом контексте: Материалы Международной научной конференции (Казань, 27–28 октября 2011 года) / ред.-сост. Е. В. Порфирьева, Л. А. Федотова. Казань, 2012. С. 41–51.

[10] Салитова 1988 — Салитова Ф. Ш. Музыкальные драмы Салиха Сайдашева: роль жанра в становлении татарской профессиональной музыки. Казань: Тат. кн. изд-во, 1988. 180 с.

[11] Салихова 2011 — Салихова Л. И. С. Сайдашев и Татарская оперная студия при Московской государственной консерватории // Салих Сайдашев и музыкальная культура Поволжья и Приуралья: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Казань, 3 декабря 2010 года) / [ред.-сост.: Е. В. Порфирьева, Л. И. Сарварова]. Казань: Казан. гос. консерватория (акад.) им. Н. Г. Жиганова, 2011. С. 57–66.

[12] Салихова 2016 — Салихова А. Р. Особенности формирования и развития татарского сценического искусства. Казань: ИЯЛИ, 2016. 360 с. 

[13] Салихова 2024 — Салихова А. Р. Драматургия А. Островского и татарское театральное искусство // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2024. № 1. С. 70–81. DOI: 10.35852/2588-0144-2024-1-70-81

[14] Саллави 1930 — Саллави Ф. Татарский театр // Советский театр. 1930. № 9–10. С. 18–20.

Original article

Vasiliy Vinogradov — the First Russian Composer in Tatar Drama Theatre

Author

Diliya F. Khairutdinova

Zhiganov Kazan State Conservatoire, Kazan, Russia
khairutdinovadf@mail.ru, https://orcid.org/0009-0001-3243-4300

Abstract 

The history of Tatar dramatic theatre is inextricably linked with the formation of professionalism of Tatarstan’s musical culture. The original genre of the national musical-dramatic performance, formed in the 1920s–30s, was the Tatar musical drama, the best examples of which are represented in the work of Salikh Saidashev. However, as a study of the sheet music archive of the Kamal Tatar State Academic Theatre shows, Saidashev’s active and most fruitful period of activity in the state theatre lasted a little more than a decade. The second composer, whose music served as a kind of content of new trends in the development of the Tatar theatre, was the Russian composer Vasiliy Vinogradov, who replaced Saidashev as he left to pursue his studies at the Tatar Opera Studio at the Moscow Conservatory.The article characterises for the first time the period of Vinogradov’s creative activity in the Tatar dramatic theatre. As a result of textological observations, the reasons for his intervention in Saidashev’s score of the musical drama Galiyabanu are disclosed. On the basis of the study of surviving music manuscripts, the nature of his innovations in the creation of the musical layer of theatre productions of the 1930s is revealed, including in the context of the theatre’s repertoire policy.

Keywords: Vasiliy Vinogradov, Tatar musical drama, Salikh Saidashev, Kamal Tatar State Academic Theatre

For citation: Khairutdinova, Diliya F. Vasiliy Vinogradov — the First Russian Composer in Tatar Drama Theatre. Opera musicologica. 2025. Vol. 17, no. 2. Р. 56–88. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/operamus.2025.17.2.004

The article was submitted: 02.04.2025; approved after reviewing: 21.04.2025;
accepted for publication: 21.04.2025; published: 30.05.2025.

References

[1] Girshman, Yakov M. (2009). “Vasiliy Vinogradov”. In Kompozitory Tatarstana [Composers of Tatarstan]. Moscow: Kompozitor, pp. 58–59 (in Russian).

[2] Glebov, Anatoliy G. (1930). “Pervaya olimpiada iskusstv narodov SSSR” [“The First Olympiad of Arts of the Peoples of the USSR”]. In Sovetskiy teatr [Soviet Theatre]. 1930. No. 7, pp. 4–5 (in Russian).

[3] Gyymranova, Daniya A. (2009). “Galiyabanu”. In Tatarskiy gosudarstvennyy akademicheskiy teatr imeni Galiaskara Kamala. Sto let [Tatar State Academic Theater named after Galiaskar Kamal. One Hundred Years]: In 2 volumes. Vol. 1. Spektakli [Performances]. Kazan: Zaman, Tatar. kn. izd-vo, pp. 92–99 (in Russian).

[4] Dulat-Aleev, Vadim R. (2000). “Kompozitor i natsional’naya istoriya” [“Composer and national history”]. In Vek Salikha Saydasheva [Century of Salikh Saidashev]: Interuniversity collection. Kazan: Kazanskaya konservatoriya, рр. 5–23 (in Russian).

[5] Ilyalova, Il’tani I. (1986). Teatr imeni Kamala. Ocherk istorii: Issledovanie [Kamal Theatre. Historical outline: Research]. Kazan: Tatar. kn. izd-vo, 328 p. (in Russian).

[6] Ilyalova, Il’tani I. (2009). “Repertuar 1906–2008” [“Repertoire 1906–2008”]. In Tatarskiy gosudarstvennyy akademicheskiy teatr imeni Galiasgara Kamala. Sto let [Tatar State Academic Theater named after Galiasgar Kamal. One hundred years]: in 2 vols. Vol. 2. Kazan: Tatar. kn. izd-vo, pp. 171–207 (in Russian).

[7] Maklygin, Aleksandr L. (2011). “Improvizatsionnost’ kak printsip myshleniya S. Saydasheva” [“Improvisation as a principle of thinking by S. Saidashev”]. In Salikh Saydashev i muzykal’naya kul’tura Povolzh’ya i Priural’ya. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Kazan, 3 dekabrya 2010 g.) [Salikh Saidashev and the musical culture of the Volga and Ural regions: Proceedings of the All-Russian scientific and practical conference (Kazan, December 3, 2010)], editors-compilers Elena V. Porfiryeva, Liliya I. Sarvarova. Kazan: Kazan. gos. konservatoriya (akad.) im. N. G. Zhiganova, pp. 16–22 (in Russian).

[8] Sadirova, Elena N. (2010). “K istorii zarozhdeniya zhanra muzykal’noy dramy v tatarskom dramaticheskom teatre” [“On the history of the emergence of the genre of musical drama in the Tatar drama theater”]. In Problemy muzykal’noy nauki / Music Scholarship. 2010. No. (6), pp. 71–73 (in Russian).

[9] Saydasheva, Zemfira N. (2012). “Rol’ russkikh muzykantov v formirovanii tatarskoy professional’noy muzyki” [“The Role of Russian Musicians in the Formation of Tatar Professional Music”]. In Russkaya muzyka v polietnicheskom kontekste: Materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii (Kazan, 27–28 oktyabrya 2011 g.) [Russian Music in a Multi-Ethnic Context: Proceedings of the International Scientific Conference (Kazan, October 27–28, 2011)], editors-compilers Elena V. Porfiryeva, Lidiya A. Fedotova. Kazan, pp. 41–51 (in Russian).

[10] Salitova, Farida Sh. (1988). Muzykal’nye dramy Salikha Saydasheva: rol’ zhanra v stanovlenii tatarskoy professional’noy muzyki [Musical dramas of Salikh Saidashev: the role of the genre in the development of Tatar professional music]. Kazan: Tat. kn. izd-vo,
180 p. (in Russian).

[11] Salikhova, Liliya I. (2011). “S. Saydashev i Tatarskaya opernaya studiya pri Moskovskoy gosudarstvennoy konservatorii” [“Salikh Saidashev and the Tatar Opera Studio at the Moscow State Conservatory”]. In Salikh Saydashev i muzykal’naya kul’tura Povolzh’ya i Priural’ya: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Salikh Saidashev and the Musical Culture of the Volga and Ural Regions: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference (Kazan, December 3, 2010)], editors-compilers Elena V. Porfiryeva, Liliya I. Sarvarova. Kazan: Kazan. gos. konservatoriya (akad.) im. N. G. Zhiganova, pp. 57–66 (in Russian).

[12] Salikhova, Aygul R. (2016). Osobennosti formirovaniya i razvitiya tatarskogo stsenicheskogo iskusstva [Features of the formation and development of Tatar performing arts]. Kazan’: IYaLI, 360 p. (in Russian).

[13] Salikhova, Aygul R. (2024). “Dramaturgiya A. Ostrovskogo i tatarskoe teatral’noe iskusstvo” [“Dramaturgy of Alexander Ostrovsky and Tatar theatrical art”]. In Teatr. Zhivopis’. Kino. Muzyka / Theatre. Fine Arts. Cinema. Music. 2024. No. 1, pp. 70–81 (in Russian). DOI: 10.35852/2588-0144-2024-1-70-81

[14] Sallavi, Fuad T. (1930). “Tatarskiy teatr” [“Tatar Theatre”]. In Sovetskiy teatr. 1930. No. 9–10, рр. 18–20 (in Russian).

[15] Khayrutdinova, Diliya F. (2024). “Metodologicheskie ustanovki v izuchenii tatarskoy muzykal’noy dramy: k postanovke problemy” [“Methodological guidelines in the study of Tatar musical drama: towards the formulation of the problem”]. In Aktual’nye problemy vysshego muzykal’nogo obrazovaniya [Actual problems of high musical education]. 2024. No. 4 (75), pp. 103–111 (in Russian).

[16] Sharipova, Alsu S. (2022). Tatarskaya dramaturgiya XX — nachala XXI v.: invariant i ego istoricheskie transformatsii [Tatar drama of the 20 th — early 21 st centuries: invariant and its historical transformations]: Extended abstract of Dr. Sci. (Philology) dissertation:
10.01.02, Institute of Language, Literature and Art named after G. Ibragimov. Kazan: [s. l.], 48 p. (in Russian).