Вариации на тему рококо П. И. Чайковского: о семантике тематизма и композиции

Вариации на тему рококо П. И. Чайковского:
о семантике тематизма и композиции

Скачать pdf  .

Ключевые слова: Пётр Ильич Чайковский, Вариации на  тему рококо, семантика музыкальной композиции, русская народная песня, Вольфганг Амадей Моцарт, французская музыкальная культура.

Автор: Тамара Твердовская

Сведения об авторе: ТАМАРА ИГОРЕВНА ТВЕРДОВСКАЯ 

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1266-3923
SPIN-код: 9565-5815 
e-mail: tverdo2001@mail.ru

Кандидат искусствоведения (2003), доцент кафедры истории зарубежной музыки, проректор по научной работе Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова

190068 Санкт-Петербург, ул. Глинки, 2, литер А

Дата поступления: 17.05.2021

Дата публикации: 15.09.2021

DOI: https://doi.org/10.26156/OM.2021.13.3.001

Аннотация

Одно из  самых популярных у  исполнителей и  слушателей произведений П. И. Чайковского — Вариации на тему рококо ор. 33 для виолончели с оркестром —казалось бы, хорошо освещено в литературе, однако до сих пор пьеса остается довольно загадочной с  точки зрения ее содержания. В  статье делается попытка интерпретировать некоторые особенности тематизма и формы Вариаций. Отправной точкой для рассуждений стали известные слова Чайковского, обращенные к В. Фитценхагену: «Знаешь ли ты, что такое рококо? Это легкая безмятежная радостность». Обретение радости, открытие мира, где нет забот и  горестей, — важная жизненная и творческая альтернатива в период работы композитора над Четвертой симфонией, в  преддверии тяжелейшего кризиса 1877 года. В  качестве ключевых семантических составляющих рассматриваются три сферы: русская народная песня, образ и  наследие Моцарта, «галантный век» в  творчестве французских композиторов периода Обновления (в  первую очередь К. Сен-Санса). С  Вариаций на  тему рококо в  творчестве Чайковского начинается линия как инструментальных, так и  театральных произведений, в  которых «воскрешается» французский XVIII век; можно говорить о поворотном значении данного сочинения для формирования важной составляющей стиля композитора.

Литература

[1] Будяковский 1935 — Будяковский А. Е. П. И. Чайковский. Симфоническая музыка / Ленинградская филармония. Ленинград: [б. и.], 1935. 273 с. — (Книги о симфонической музыке).

[2] Зарипов 1973 — Зарипов Р. Мoделирoвание транcпoзиции инвариантных oтнoшений и музыкальных вариаций на вычиcлительнoй машине // Кибернетика. 1973. № 5. С. 400–421. 

[3] Кириллина 2003 — Кириллина Л. В. «Schöne Minka» и ее сёстры // Людвиг ван Бетховен, 2021. URL: https://beethoven.ru/node/495 (дата обращения: 17.05.2021).

[4] Охалова 2018 — Охалова И. В. Произведения П. И. Чайковского для виолончели с оркестром. Москва : П. Юргенсон, 2018. 48 с.

[5] Свободов 2010 — Свободов В. А. Смычковый инструментарий в эволюции европейского исполнительского искусства: дис. ... докт. искусствоведения: 17.00.02 / Российский институт истории искусств. Санкт-Петербург, 2010. 520 с.

[6] Стендаль 1959 — Стендаль (Бейль, Анри). Прогулки по Риму // Стендаль. Собрание сочинений в 15 тт. Том 10 / под общ. ред. Б. Г. Реизова. Москва : Правда, 1959. 671 с. — (Библиотека «Огонек»). Электронная копия: Стендаль (Мари-Анри Бейль), 2013–2018. URL: http://henri-beyle.ru/books/item/f00/s00/z0000009/st000.shtml (дата обращения: 17.05.2021).

[7] Туманина 1962 — Туманина Н. В. Чайковский: Путь к  мастерству. 1840–1877 гг. /  отв. ред. Б. М. Ярустовский. Москва : Издательство АН СССР, 1962. 582 с.

[8] Istomin 2019 — Istomin, Sergei. “The history of Tchaikovsky’s Variations on a rococo theme and the collaboration with Fitzenhagen” // Universiteit Gent, ?–2021. URL: https://biblio.ugent.be/publication/8608791/file/8621865 (дата обращения: 17.05.2021).

Для цитирования: Твердовская Т. И. Вариации на тему рококо П. И. Чайковского: о семантике тематизма и композиции // Оpera musicologica. 2021. Т. 13. № 3. С. 6–18. DOI: https://doi.org/10.26156/OM.2021.13.3.001.

Variations on a Rococo Theme by Pyotr Ilyich Tchaikovsky:
On the Semantics of Thematic Material and Composition

Keywords: Pyotr Ilyich Tchaikovsky, Variations on a Rococo theme, semantics of a musical composition, Russian folk song, Wolfgang Amadeus Mozart, French musical culture.

Author: Tamara I. Tverdovskaya

About the author

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1266-3923
SPIN-код: 9565-5815 
e-mail: tverdo2001@mail.ru

PhD of Arts (2003), Associate Professor of Department of Western Music History, Vicerector for Research Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory

2, liter A Glinki St., St. Petersburg 190068, Russia

Submitted on: 17.05.2021

Published on: 15.09.2021

Abstract

One of the most popular works by Pyotr Ilyich Tchaikovsky — Variations on a Rococo theme op. 33 for cello and orchestra — seems well covered in literature, but so far the piece has remained quite mysterious in terms of its content. The article attempts to interpret some features of thematic material and forms of Variations. The starting point for the discussion are the well-known words of Tchaikovsky, addressed to Wilhelm Fitzenhagen: “Do you know what rococo is? It’s a serene feeling of joy”. Finding joy, discovering a world where there are no worries and sorrows, was an important, life and creative, alternative during the composer’s work on the Fourth Symphony, on the eve of the most difficult crisis of 1877. In this study, three spheres are considered as the most important components: the Russian folk song; the image and heritage of Mozart; and finally, the siècle galant in the music of French composers of the Renewal period, primarily Camille Saint-Saëns. With Variations on a Rococo theme, Tchaikovsky starts a  series of both instrumental and theatrical compositions where the French XVIII  century is “resurrected”. This piece is therefore considered as crucial for formation of an important component of the composer’s style.

Works Сited

[1] Budyakovskiy, Andrey Ye. (1935). Pyotr Tchaikovsky. Simfonicheskaya musyka [Pyotr Tchaikovsky. The symphonic music]. Leningrad: [s. a.], 1935. 273 р. — (Knigi o simfonicheskoy muzyke [Books about symphonic music]). (in Russian).

[2] Zaripov, Rudol’f. (1973). “Modelirovanie transpozitsii invariantnykh otnosheniy i muzykal’nykh variatsiy na vychislitel’noy mashine” [“The modeling of the transposition of the invariant relations and musical variations on the computing machine”]. In Kybernetika. 1973. Vol. 9. No. 5. Рр. 400–421. (in Russian).

[3] Kirillina, Larissa V. (2003). “‘Schöne Minka’ and her sisters”. In Beethoven, 2021. Available at: https://beethoven.ru/node/495 (accessed: 17.05.2021) (in Russian).

[4] Okhalova, Irina V. (2018). Proizvedeniya Petra Tchaikovskogo dlya violoncheli s orkestrom [Pyotr Tchaikovsky’s works for cello and orchestra]. Moscow: P. Yurgenson, 2018. 48 р. (in Russian).

[5] Svobodov, Valeriy A. (2010). Smychkovyy instrumentariy v evolyutsii evropeyskogo ispolnitel’skogo iskusstva [The bow instruments in the evolution of the European performing art]: Dr. of Art History diss. 17.00.02. St. Petersburg, Russian Institute of Art History, 2010. 520 р. (in Russian).

[6] Stendhal (Beyle, Marie-Henri) (1959). “Progulki po Rimu” [“Promenades dans Rome”]. In Stendhal. Sobranie sochineniy : in 15 Vols. Vol. 10. Moscow: Pravda, 671 р. — (Biblioteka “Ogonek” [Library “Ogonek”]). Digital copy: Henri-Beyle.ru, 2013–2018. Available at: http://henri-beyle.ru/books/item/f00/s00/z0000009/st000.shtml (accessed: 17.05.2021). (in Russian).

[7]Tumanina, Nadezhda V. (1962). Tchaikovsky: Put’ k masterstvu. 1840–1877 gody [Tchaikovsky: The path to mastery. 1840–1877]. Moscow: Izdatel’stvo AN SSSR, 582 р. (in Russian).

[8] Istomin, Sergei (2019). “The history of Tchaikovsky’s Variations on a rococo theme and the collaboration with Fitzenhagen”. Available at: https://biblio.ugent.be/publication/8608791/file/8621865 (accessed 17.05.2021).

For citation: Tverdovskaya, Tamara I. “Variations on a Rococo Theme by Pyotr Ilyich Tchaikovsky: On the Semantics of Thematic Material and Composition”. In Opera musicologica, vol. 13, no. 3 (2021), pp. 6–18 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.26156/OM.2021.13.3.001.