Творчество современного композитора Цзя Дацюня в контексте китайской культуры

Творчество современного композитора Цзя Дацюня
в контексте китайской культуры

Скачать pdf  .

Ключевые слова: китайская музыка, современная музыка, Цзя Дацюнь, китайская теория музыки, китайская живопись, нотная графика.

Автор: Анастасия Полосина

Сведения об авторе: АНАСТАСИЯ ИГОРЕВНА ПОЛОСИНА 

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1092-6862
SPIN-код: 9973-8409
e-mail: polosina_music@bk.ru

Специалист Культурно-образовательного комплекса Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

195251 Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29

Соискатель кафедры теории музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова

190068 Санкт-Петербург, ул. Глинки, 2, литер А

Дата поступления: 17.05.2021

Дата публикации: 30.11.2021

DOI: https://doi.org/10.26156/OM.2021.13.4.005

Аннотация

На современном этапе развития китайской профессиональной музыкальной культуры композитору и музыкальному теоретику Цзя Дацюню принадлежит особая роль. В статье рассматриваются его жизненный путь, композиторское творчество и музыкально-теоретические работы. Цель исследования — определить роль композитора в  развитии современной китайской академической музыки; создать панораму его творчества; выявить в  произведениях специфические формы претворения китайских национальных традиций, сочетающихся с элементами композиторских техник XX–XXI веков. Многие аспекты китайской музыки до сих пор не изучены и представляют исследовательский интерес; в результате получают характеристику яркие черты стиля Цзя Дацюня, как основная идея его творчества выделяется органичный синтез китайской народной музыкальной культур и европейских универсалий. Цзя следует современным музыкальным тенденциям: он применяет в сочинениях такие композиционные техники, как серийность, сериализм, пуантилизм, минимализм, микрополифония, алеаторика, пространственная музыка, а  также активно работает в  области музыкального театра. Во  всех его музыкальных произведениях присутствуют национальные китайские элементы, которые представлены музыкальными инструментами, народными темами и звукорядом пентатоники, воплощая образы китайской культуры в их неповторимом своеобразии.

Литература

[1] Данилова 2019 — Данилова А. В. Китайская композиторская школа: традиции и современность //  Наука, образование, общество: тенденции и  перспективы развития: материалы XIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 8 февр. 2019 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019. С. 20–22.

[2] У  Ген-Ир 2011 — У  Ген-Ир. История музыки Восточной Азии (Китай, Корея, Япония): учебное пособие. Санкт-Петербург: Планета музыки; Лань, 2011. 544 с.

[3] Jia Daqun 2005 — Jia Daqun. “The Three Images from Ink-wash Painting” for Chamber Ensemble of 17 Players: [Score]. Shanghai: Shanghai Music Publishing House, 2005. 87 p.

[4] Jia Daqun 2013 — Jia Daqun. “Bashu capriccio” for string orchestra : [Score]. Shanghai: Shanghai Music Publishing House, 2013. 45 p.

[5] Kouwenhoven 1992 — Kouwenhoven F. Developments in Mainland China’s New Music: Part I: From China to the United States // China Information. 1992, no. 7 (1), рр. 17– 39. DOI: https://doi.org/10.1177/0920203X9200700102

Для цитирования: Полосина А. И. Творчество современного композитора Цзя Дацюня в контексте китайской культуры // Оpera musicologica. 2021. Т. 13. № 4. С. 114–126. DOI: https://doi.org/10.26156/OM.2021.13.4.005

Art of Contemporary Composer Jia Daqun in Context of Chinese Culture

Keywords: Chinese music, modern music, Jia Daqun, Chinese Music Theory, Chinese art, music graphics

Author: Anastasia I. Polosina

About the Author

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1092-6862
SPIN-код: 9973-8409
e-mail: polosina_music@bk.ru

PhD Applicant in Arts of the Music Theory Department at the Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory
 liter A Glinki St., St. Petersburg 190068, Russia

Specialist of the Cultural and Educational Complex of Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University
9 Polytechnic St., St. Petersburg 195251, Russia

Submitted on: 17.05.2021

Published on: 30.11.2021

Abstract

The article examines life path of a contemporary Chinese composer Jia Daqun and his art as a composer and music theorist. The purpose of research is to determine the role of the composer in the development of modern Chinese musical culture; to create a panorama of his art; to identify the main features of his style; to designate in his compositions specific forms of implementation of Chinese national traditions, combined with characteristic tendencies of musical compositions of the XX–XXI centuries. The scientific novelty of the article lies in fact that many aspects of Chinese music have not yet been studied and are of a research interest. At the present stage of development of the Chinese professional musical culture, special role belongs to the composer and musical theorist Jia Daqun. The research highlights bright features of the composer’s style and the main idea of his art, namely the idea of organic synthesis of Chinese folk and European musical cultures. In his compositions Jia follows modern musical trends, uses such compositional techniques as seriality, serialism, pointillism, minimalism, micropolyphony, aleatorics, spatial music. He also actively works in the field of musical theater. All his musical works contain national Chinese elements, which are represented by musical instruments, folk musical themes and pentatonic scale, and images of Chinese culture.

Works Сited

[1] Danilova, Anna V. (2019). “Kitayskaya kompozitorskaya shkola: traditsii i sovremennost’ ” [“Chinese composer school: tradition and modernity”]. In Nauka, obrazovaniye, obshchestvo: tendentsii i perspektivy razvitiya [Science, education, society: trends and development prospects], ed. Oleg N. Shirokov. Cheboksary : Interaktiv plyus, рр. 20–22 (in Russian).

[2] U, Gen-Ir (2011). Istoriya muzyki Vostochnoy Azii (Kitay, Koreya, Yaponiya) [Music history of East Asia (China, Korea, Japan)]. St. Petersburg : Planeta muzyki; Lan’, 544 р. (in Russian).

[3] Jia, Daqun (2005). “The Three Images from Ink-wash Painting” for Chamber Ensemble of 17 Players: [Score]. Shanghai: Shanghai Music Publishing House, 87 p.

[4] Jia, Daqun (2013). “Bashu capriccio” for string orchestra: [Score]. Shanghai: Shanghai Music Publishing House, 45 p.

[5] Kouwenhoven, Frank (1992) “Developments in Mainland China’s New Music: Part I: From China to the United States”. In China Information, 1992, no. 7 (1), рр. 17–39. DOI: https://doi.org/10.1177/0920203X9200700102

For citation: Polosina, Anastasia I. “Art of Contemporary Composer Jia Daqun in Context of Chinese Culture”. In Opera musicologica, vol. 13, no. 4 (2021), pp. 114–126 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.26156/OM.2021.13.4.005