Трио «Ангел пустыни» Юрия Буцко: иконография в звуке

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/operamus.2025.17.2.002

Трио «Ангел пустыни» Юрия Буцко: иконография в звуке

Скачать pdf  .

Автор

Елена Эдуардовна Лобзакова

Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова, Ростов-на-Дону, Россия
lel-22@mail.ru, http://orcid.org 0000-0002-0502-0954

Аннотация

На протяжении столетий православное сознание последовательно сосредотачивало значительные усилия на осмыслении своего главного духовно-эстетического феномена — иконы. Композитор Юрий Буцко, создавая Трио №4 для скрипки, виолончели и фортепиано («Ангел пустыни», 2010) на основе иконописного изображения Иоанна Предтечи, включается в этот процесс, предлагая оригинальную авторскую стратегию воплощения религиозной программы. Ее раскрытие на основе анализа поэтики заглавия, смыслового наполнения художественных образов, особенностей композиционного-драматургического решения составляет основной предмет изучения в данной статье. В качестве основополагающего подхода к исследованию Трио, образность которого формируется в поле пересечения эстетического и религиозного начал, автор статьи предлагает опираться на принцип иконичности. Последний позволяет конкретизировать онтологический смысл через интерпретацию поэтики сочинения и понимается как особое свойство произведения искусства, которое «возводит» к постижению первообраза. На основе ряда наблюдений за спецификой реализации символического «сюжета» Трио, особенностями его структурно-драматургической и интонационно-тематической организации автор демонстрирует способы художественной репрезентации иконообраза Иоанна Предтечи — Ангела пустыни в последнем камерном опусе композитора — уникальном сочинении, до сих пор не становившимся предметом анализа в отечественной науке.

Ключевые слова: отечественная музыкальная культура, Юрий Маркович Буцко, камерная музыка, религиозная традиция, икона, композиция, драматургия

Для цитирования: Лобзакова Е. Э. Трио «Ангел пустыни» Юрия Буцко: иконография в звуке // Opera musicologica. 2025. Т. 17. № 2. С. 22–37. https://doi.org/10.26156/operamus.2025.17.2.002

Статья поступила в редакцию: 17.02.2025; одобрена после рецензирования: 10.03.2025;
принята к публикации: 21.04.2025; опубликована: 30.05.2025.

Список источников

[1] Дубинец 1993 — Дубинец Е. А. Знаки стиля Юрия Буцко. Знаменный распев в ХХ веке // Музыкальная академия. 1993. № 1. С. 49–52.

[2] Рахманова 2021 — Рахманова М. П. Комментарий к нотному изданию // Буцко Ю. М. Трио № 4 «Ангел пустыни» для скрипки, виолончели и фортепиано. Москва: Композитор, 2021. С. 3–4.

[3] Старостина 1996 — Старостина Т. А. Помышление о свете незаходимом: О творчестве Юрия Буцко // Музыка из бывшего СССР. Москва: Композитор, 1996. Вып. 2. С. 8–40.

[4] Устинова 2022 — Устинова Ю. В. Царский Ангел: новые сюжеты в иконографии св. Иоанна Предтечи эпохи Иоанна Грозного // Искусствознание. 2022. №2. С. 150–185.

[5] Чередниченко 2002 — Чередниченко Т. В. Музыкальный запас. 70-е. Проблемы. Портреты. Случаи. Москва: Новое литературное обозрение, 2002. 592 с.

[6] Шкуропат 2012 — Шкуропат М. Ю. Иконичность словесного образа // Икона в русской словесности и культуре. Сборник статей / сост. В. В. Лепахин. Москва: Паломник, 2012. С. 547–564.

Original article

Trio “Angel of the Desert” by Yuri Butsko: Iconography in Sound

Author

Elena E. Lobzakova

Rostov State Rachmaninov Conservatoire, Rostov-on-Don, Russia
lel-22@mail.ru, http://orcid.org 0000-0002-0502-0954

Abstract 

For centuries, Orthodox thinking has consistently focused considerable effort on comprehending its main spiritual and aesthetic phenomenon — the icon. Composer Yuri Butsko, creating his latest chamber opus — Trio No. 4 for violin, cello and piano (Angel of the Desert, 2010) according to the iconographic image of John the Baptist, is involved in this process, offering an original authorial strategy for the realisation of the religious programme. Its study on the basis of analysing the poetics of the title, the semantic content of the artistic images, the characteristics of the compositional and dramaturgical solution is the main subject of research in this article. The author proposes to rely on the principle of iconicity as a fundamental approach to the study of the Trio, the imagery of which is formed as a result of the intersection of aesthetic and religious principles. The latter allows us to concretise the ontological meaning through the interpretation of the poetics of the work, and is understood as a special property of a work of art that allows us to comprehend the original image. Based on several observations on the specifics of the realisation of the symbolic “plot” of the Trio, the characteristics of its compositional, dramaturgical, intonational and thematic organisation, the author demonstrates the ways of artistic representation of the iconic image of John the Baptist — the Angel of the Desert in this unique work, which has not yet become the subject of analysis in Russian science.

Keywords: Russian musical culture, Yuri Butsko, chamber music, religious tradition, icon, composition, dramaturgy

For citation: Lobzakova, Elena E. Trio “Angel of the Desert” by Yuri Butsko: Iconography in Sound. Opera musicologica. 2025. Vol. 17, no. 2. Р. 22–37. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/operamus.2025.17.2.002

The article was submitted: 17.02.2025; approved after reviewing: 10.03.2025;
accepted for publication: 21.04.2025; published: 30.05.2025.

References

[1] Dubinets, Elena (1993). “Znaki stilya Yuriya Butsko. Znamennyy raspev v XX veke [“Signs of Sounds by Yuri Butsko. Orthodox chant in the 20 th century]. In Muzykal'naya akademiya [Music Academy]. 1993, no. 1, pp. 49–52 (in Russian).

[2] Rakhmanova, Marina (2021). “Kommentariy k notnomu izdaniyu [“Commentary to the sheet music]. In Yuri Butsko, Trio No. 4 “Angel pustyni” [Trio No. 4 “Angel of the Desert”]: for violin, cello and piano. Moscow: Kompozitor, pp. 3–4 (in Russian).

[3] Starostina, Tatiana (1996). “Pomyshlenie o svete nezakhodimom: O tvorchestve Yuriya Butsko [“Thinking about the unending light: On the work of Yuri Butsko]. In Muzyka iz byvshego SSSR [Underground Music from the Former USSR]. Vol. 2. Moscow: Kompozitor, pp. 8–40 (in Russian).

[4] Ustinova, Yuliya (2022). “Tsarskiy Angel: novye syuzhety v ikonografii sv. Ioanna Predtechi epokhi Ioanna Groznogo [“The Royal Angel: New Subjects in the Iconography of St John the Baptist in the Age of John the Terrible]. In Iskusstvoznanie [Art Studies Magazine]. 2022, no. 2, pp. 150–185 (in Russian).

[5] Cherednichenko, Tatiana (2002). Muzykal’nyy zapas. 70-e. Problemy. Portrety. Sluchai [Music stock. 1970’s. Problems. Portraits. Incidents]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 592 p. (in Russian).

[6] Shkuropat, Marina (2012). “Ikonichnost’ slovesnogo obraza [“Iconicity of the verbal image]. In Ikona v russkoy slovesnosti i kul’ture. Sbornik statey [Icon in Russian literature and culture. Collection of articles], compilation by Vladimir Lepakhin. Moscow: Palomnik, 2012, pp. 547–564 (in Russian).