Третий концерт С. В. Рахманинова в свете идей Б. В. Асафьева

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.4.005

Третий концерт С. В. Рахманинова в свете идей Б. В. Асафьева

Скачать pdf  .

Автор: Алена Алексеевна Шаталова

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Россия, www.alenashatalova.ru@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5960-8529

Аннотация

В статье рассматриваются устойчивые принципы жанровой модели инструментального концерта, представленные в работах разных авторов (Б. В. Асафьев, И. П. Дабаева, М. Е. Тараканов). На примере анализа Третьего концерта для фортепиано и оркестра С. В. Рахманинова в статье показаны идеи Асафьева относительно понятий «концерт», «концертность». По отношению к последнему, исследователь отмечал его значимость в эволюции музыкального мышления композитора. По мнению Асафьева, концертность была основанием для формирования «диалектики из диалога». В связи с этим особое внимание автора статьи сосредотачивается на воплощении принципа диалогичности в музыке композитора. Опираясь на аналитические очерки Асафьева о Втором концерте, симфонических опусах Рахманинова, правомерно говорить о доминирующей роли этого принципа, характерного, в частности, для жанровой модели концерта. Полученные в ходе исследования Третьего концерта результаты можно применять при выявлении специфических признаков стиля музыкального языка композитора, в том числе — специфики оркестрового письма, композиционных решений, интонационных, ладовых, гармонических и фактурных особенностей, своеобразия драматургического развития.

Ключевые слова: Сергей Васильевич Рахманинов, Борис Владимирович Асафьев, инструментальный концерт, жанровая модель, концертность, диалогичность

Для цитирования: Шаталова А. А. Третий концерт С. В. Рахманинова в свете идей Б. В. Асафьева // Opera musicologica. 2022. Т. 14. № 4. С. 96–111. https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.4.005.

Статья поступила в редакцию: 18.04.2022; одобрена после рецензирования: 18.05.2022; принята к публикации: 30.09.2022; опубликована: 10.10.2022.

Список источников

[1] Асафьев 1917 — Асафьев Б. В. Соблазн и преодоления // Мелос. Кн. 1. Петроград: Синод. тип., 1917. 134 с.

[2] Асафьев 1954 — Асафьев Б. В. Избранные труды. Т. 2: Избранные работы о П. И. Чайковском, А. Г. Рубинштейне, А. К. Глазунове, А. К. Лядове, С. И. Танееве, С. В. Рахманинове и других русских композиторах / ред. текста, вступ. ст. и примеч. к работам о Чайковском В. В. Протопопова, к работе о др. композиторах Е. М. Орловой. Москва: Издательство Академии наук СССР, 1954. 384 с.

[3] Асафьев 1977 — Асафьев Б. В. Книга о Стравинском. Ленинград: Музыка, 1977. 399 с.

[4] Бахтин 1986 — Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. Москва: Искусство, 1986. 444 с.

[5] Боганча 2015 — Боганча М. А. Методологические основы изучения феномена концертности как жанрово-стилевого комплекса // Проблеми взаємодії мистецтва, педагогіки та теорії і практики освіти: зб. наук. ст. / Харк. нац. ун-т мистецтв імені І. П. Котляревського. Вип. 42; ред.-упор. Г. И. Ганзбург. Харків: САМ, 2015. С. 56–67.

[6] Брагинская 2005 — Брагинская Н. А. Неоклассические концерты Стравинского: учебное пособие. Санкт-Петербург: Издательство Политехнического университета, 2005. 100 с.

[7] Брянцева 1976 — Брянцева В. Н. С. В. Рахманинов. Москва: Советский композитор, 1976. 645 с.

[8] Осипенко 2018 — Осипенко О. А. Музыкальный тематизм струнных квартетов Д. Д. Шостаковича: жанровый генезис и семантика: автореферат дис. ... канд. искусствоведения / Магнитогорская гос. консерватория имени М. И. Глинки. Красноярск: [б. и.], 2018. 26 с.

[9] Раабен 1974 — Раабен Л. Н. Концерт // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 2. Москва: Советская энциклопедия, 1974. Стб. 922–925.

[10] Самойленко 2003 — Самойленко Е. М. Жанровая природа инструментального концерта и концертное творчество А. Эшпая : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Российская академия музыки имени Гнесиных. Москва: [б. и.], 2003. 26 с.

[11] Хватова 2006 — Хватова С. И. Русский духовный концерт второй половины ХХ века: автореферат дис. ... канд. искусствоведения / Ростовская гос. консерватория (академия) имени С. В. Рахманинова. Ростов-на-Дону: [б. и.], 2006. 26 с.

[12] Yasser 1969 — Yasser J. The opening theme of Rachmaninoff 's Third piano concerto and its liturgical prototype // The Musical Quarterly. 1969. Vol. 55. № 3. P. 313–328.

Original article

The Third Concerto of Sergei Rachmaninoff in the Light of the Ideas of Boris Asafyev

Author: Alena A. Shatalova

Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, St. Petersburg, Russia, www.alenashatalova.ru@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5960-8529

Abstract

The article discusses sustainable principles of the genre model of the instrumental concerto presented in the works of various authors (Boris Asafyev, Irina Dabaeva, Mikhail Tarakanov etc.). The example of the Third Concerto for Piano and Orchestra by Sergei Rachmaninoff, is used to demonstrate Asafyev’s ideas regarding the concepts of “concerto”, “concerto character”. With reference to the latter, the researcher noted its importance in the evolution of musical thinking. According to Asafyev, the concerto character was the basis for formation of the “dialogue based dialectic”. In this regard, the author of the article focuses on implementation of the principle of dialogue in the composer's music. Based on Asafyev's analytical essays on the Second Concerto, Rachmaninoff's symphonic opuses, one can speak of the dominant role of this principle, which is characteristic, in particular, for the genre model of the concerto. The results of the research of the Third Concerto, can be used to identify specific features of the style of the composer's musical language, including the mastery of orchestral writing, compositional solutions, intonational, modal, harmonic and textural features, and the originality of the dramatic development.

Keywords: Sergei Rachmaninoff, Boris Asafyev, instrumental concerto, genre model, concert quality, dialogue

For citation: Shatalova A. A. The Third Concerto of Sergei Rachmaninoff in the Light of the Ideas of Boris Asafyev. Opera musicologica. 2022. Vol. 14, no. 4. Р. 96–111. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.4.005.

The article was submitted 18.04.2022; approved after reviewing 18.05.2022; accepted for publication 30.09.2022; published: 10.10.2022.

References

[1] Asafyev, Boris V. (1917). “Soblazn i preodoleniya” [“Temptation and overcoming”]. In Melos. B. 1. Petrograd: Synod. type, 134 p. (in Russian).

[2] Asafyev, Boris V. (1954). Izbrannye trudy [Selected works]. Vol. 2: Izbrannyye raboty o  P. I. Tchaykovskom, A. G. Rubinshteine, A. K. Glazunove, A. K. Lyadove, S. I. Taneyeve, S. V. Raсhmaninove i drugikh russkikh kompozitorakh [Selected works about Pyotr Tchaikovsky, Anton Rubinstein, Alexander Glazunov, Anatoly Lyadov, Sergei Taneyev, Sergei Rachmaninoff and other Russian composers]. Moscow: Izdatel’stvo Akademii nauk SSSR, 384 р. (in Russian).

[3] Asafyev, Boris V. (1977). Kniga o Stravinskom [Book about Stravinsky]. Leningrad: Muzyka, 399 р. (in Russian).

[4] Bakhtin, Mihail M. (1986). Estetika slovesnogo tvorchestva [Aesthetics of verbal creativity]. Moscow: Art, 444 p. (in Russian).

[5] Bogancha, Marina A. (2015). “Metodologicheskiye osnovy izucheniya fenomena kontsertnosti kak zhanrovo-stilevogo kompleksa” [“Methodological foundations for studying the phenomenon of concert performance as a genre and style complex”]. In Problemy vzajemodii mystectva, pedagogiky ta teorii i praktyky osvity [Problems of mutual modality of science, pedagogy and theory and practice of education]: Collection of works Sciences. Art. Hark. nat. university of sciences named after I. P. Kotlyarevsky. Iss. 42. Kharkiv: SAM., pp. 56–67 (in Russian).

[6] Braginskaya, Natalia A. (2005). Neoklassicheskie kontserty Stravinskogo [Stravinsky’s Neoclassical Concertos]: study guide. St. Petersburg: Izdatel’stvo Polytekhnicheskogo universiteta, 100 p. (in Russian).

[7] Bryantseva, Vera N. (1976). S. V. Raсhmaninoff [Sergei Rachmaninoff]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 645 р. (in Russian).

[8] Osipenko, Olesya A. (2018). Muzykal’nyy tematizm strunnykh kvartetov D. D. Shostakovicha: zhanrovyy genezis i semantika [Musical thematism of string quartets by Dmitri Shostakovich: genre genesis and semantics]: Extended abstract of Cand. Sci. (Arts) dissertation: 17.00.02, Magnitogorsk State Conservatory of M. I. Glinka. Krasnoyarsk: [s. l.], 26 р. (in Russian).

[9] Raaben, Lev N. (1974). “Kontsert” [“Concert”]. In Muzykal’naya entsiklopediya [Musical Encyclopedia]: in 6 vols. Vol. 2. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya, Col. 960. (in Russian).

[10] Samoylenko, Elena M. (2003). Zhanrovaya priroda instrumental’nogo kontserta i kontsertnoye tvorchestvo A. Eshpaya [Genre nature of the instrumental concerto and concert creativity of Andrei Eshpai]: Extended abstract of Cand. Sci. (Arts) dissertation: 17.00.02, Gnesin Russian Academy of Music. Moscow: [s. l.], 2003, 26  p. (in Russian).

[11] Khvatova, Svetlana I. (2006). Russkiy dukhovnyy kontsert vtoroy poloviny XX veka [Russian spiritual concerto of the second half of the 20th century]: Extended abstract of  Cand. Sci. (Arts) dissertation: 17.00.02, Rostov State Conservatory (Academy) named after S. V. Rachmaninoff. Rostov-na-Donu: [s. l.], 2006. 26 с. (in Russian).

[12] Yasser, Iosif S. (1969). “The opening theme of Rachmaninoff 's Third piano concerto and its liturgical prototype”. In The Musical Quarterly. 1969. Vol. 55. No 3. P. 313–328.