Тайные послания и шифры: феномен криптоцитаты в музыкальном искусстве

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.2.001

Тайные послания и шифры: феномен криптоцитаты в музыкальном искусстве

Скачать pdf  .

Автор: Андрей Владимирович Денисов

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Россия, denisow_andrei@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3344-8023

Аннотация

В статье рассматривается специфическая разновидность цитаты, смысл которой по воле автора доступен для понимания ограниченному числу слушателей, конкретному адресату или же только ему самому. Таким образом, расшифровка этого смысла возможна лишь благодаря изучению писем, дневников, комментариев в черновиках сочинений, а в ряде случаев и вовсе не допускает адекватной трактовки. Известны случаи, когда подобные цитаты уничтожались в более поздних редакциях опуса, так как автор опасался, что они будут слишком узнаваемы (И. Брамс). Показаны причины обращения композиторов к криптоцитатам, в их числе — следование цензурным запретам (Р. Шуман), стремление воплотить личные воспоминания и переживания (Л.  Бетховен), представление в произведении автобиографических ситуаций (Р.  Шуман), склонность автора к максимальной неповторимости своего стиля и, соответственно, недопустимость для него явных цитат (Э. Элгар). В любом случае, криптоцитата усложняет структуру художественного текста и, как правило, способствует усилению многозначности его интерпретации. Эти свойства отчасти позволяют объяснить особое значение феномена криптоцитаты в музыкальном искусстве XIX–XX веков.

Ключевые слова: криптоцитата, шифр, биография, цензура, И. Брамс, А. Берг, П. И. Чайковский, Р. Шуман, Э. Элгар

Для цитирования: Денисов А. В. Тайные послания и шифры: феномен криптоцитаты в музыкальном искусстве // Opera musicologica. 2022. Т. 14. № 2. С. 8–21. https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.2.001.

Статья поступила в редакцию: 18.02.2022; одобрена после рецензирования: 01.03.2022; принята к публикации: 15.03.2022.

Список источников

[1] Апухтин 1991 — Апухтин А. Н. Полное собрание стихотворений. Ленинград: Советский писатель, 1991. 448 с. (Библиотека поэта. Большая серия).

[2] Асафьев 1972 — Асафьев Б. В. Инструментальное творчество Чайковского // Асафьев Б. О музыке Чайковского. Избранное. Ленинград: Музыка, 1972. 377 с.

[3] Векслер 2011 — Векслер Ю. С. Альбан Берг и его время: Опыт документальной биографии. Санкт-Петербург: Композитор • Санкт-Петербург, 2011. 623 с.

[4] Денисов 2013 — Денисов А. В. Музыкальные цитаты: Справочник. Санкт-Петербург: Композитор • Санкт-Петербург, 2013. 224 с.

[5] Денисов 2021 — Денисов А. В. Метаморфозы музыкального текста: Монография. 2 изд-е, испр. и доп. Москва: Юрайт, 2021. 189 с.

[6] Должанский 1981 — Должанский А. Н. Симфоническая музыка Чайковского. Избранные произведения. Ленинград: Музыка, 1981. 208 с.

[7] Кириллина 2009 — Кириллина Л. В. Бетховен. Жизнь и творчество: в 2 томах: Том I. Москва: Московская консерватория, 2009. 536 с.

[8] Москвин 2014 — Москвин В. П. К уточнению понятия «аллюзия» // Русская речь. 2014, № 1. С. 37–43.

[9] Мусоргский 1971 — Мусоргский М. П. Письма. Биографические материалы и документы. Москва: Музыка, 1971. 400 с.

[10] Неизвестный Денисов 1997 — Неизвестный Денисов: Из записных книжек (1980– 1986, 1995) / сост. В. Ценова. Москва: Композитор, 1997. 160 с.

[11] Орлова 1980 — Орлова Е. М. Петр Ильич Чайковский. Москва: Музыка, 1980. 271 c.

[12] Прибегина 1976 — Прибегина Г. А. О работе П. И. Чайковского над Шестой симфонией. По материалам рукописей // Из истории русской и советской музыки. Выпуск 2. Москва: Музыка, 1976. С. 115–145.

[13] Рыжкин 1946 — Рыжкин И. Я. Шестая симфония Чайковского. О трех планах русской музыкальной классики: историческом, эпическом и психолого-драматическом // Советская музыка. 1946. № 1. С. 70–83.

[14] Рыцарева 2017 — Рыцарева М. Г. Тайна Патетической Чайковского. О скрытой программе Шестой симфонии. Санкт-Петербург: Композитор • Санкт-Петербург, 2017. 176 с.

[15] Туманина 1968 — Туманина Н. В. П. И. Чайковский. Великий мастер. Москва: Наука, 1968. 489 с.

[16] Флорос 2017 — Флорос К. Тайные программы в инструментальной музыке // Opera musicologica. 2017. № 4 (34). С. 35–43.

[17] Холопов, Ценова 1993 — Холопов Ю. Н., Ценова В. С. Эдисон Денисов. Москва: Композитор, 1993. 312 с.

[18] Шуман 1970 — Шуман Р. Письма (1817–1840). Том 1. Москва: Музыка, 1970. 720 с.

[19] Чайковский 1953 — Чайковский П. И. Пятое симфоническое собрание. Итальянская опера // Чайковский П. Музыкально-критические статьи. Москва: Государственное музыкальное издательство, 1953. 439 c.

[20] Чайковский 1993 — Дневники П. И. Чайковского. 1873–1891. Санкт-Петербург: Эго, Северный олень, 1993. 296 с.

[21] Kennedy 1973 — Kennedy M. Portrait of Elgar. London: Oxford University Press, 1973. 334 p.

[22] Meyer 1961 — Meyer H. Das Zitat in der Erzählkunst. Zur Geschichte und Poetik des europäischen Romans. Stuttgart, 1961. 269 S.

[23] Parmer 1995 — Parmer D. Brahms, Song Quotation, and Secret Programs // 19th-Century Music. 1995, Vol. 19. № 2. P. 161–190.

[24] Stricker 1995 — Stricker R. Robert Schumann: le musicien et la folie. Paris: Gallimard, 1995. 244 p.

[25] Schauffler 1945 — Schauffler R. Florestan: the life and work of Robert Schumann. New York: H. Holt and Company, 1945. 574 p.

[26] Tarnawska-Kaczorowska 1998 — Tarnawska-Kaczorowska K. Musical quotation an outline of the problem // Contemporary Music Review. 1998, № 17:3. P. 69–90.

Original article

Secret messages and ciphers: the phenomenon of crypto quotation in musical art

Author: Andrei V. Denisov

Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, St. Petersburg, Russia, denisow_ andrei@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3344-8023

Abstract

The paper examines a specific kind of quotation, the meaning of which, by the author's will, is accessible to a limited number of listeners, to a specific addressee, or only to himself. Thus, the decoding of this meaning is possible only based on letters, diaries, comments in drafts of works, and in some cases does not allow an adequate interpretation at all. There are cases when such quotes were destroyed in later versions of the opus, since the author was afraid that they would be too recognizable (J. Brahms). The reasons for the composers to appeal to crypto-quotes include censorship (R. Schumann), desire to embody personal memories and experiences (L. Beethoven), presentation of autobiographical situations in the work (R. Schumann), the author's penchant for maximum uniqueness of style and, accordingly, the inadmissibility of explicit quotes (E. Elgar). In any case, cryptoquotes complicate the structure of the artistic text and, as a rule, increases ambiguity of its interpretation. These properties partly explain special significance of the crypto quotation phenomenon in the musical art of the XIX–XX centuries.

Keywords: crypto quotation, cipher, biography, censorship, Johannes Brahms, Alban Berg, Pyotr I. Tchaikovsky, Robert Schumann, Edward Elgar

For citation: Denisov A. V. Secret messages and ciphers: the phenomenon of crypto quotation in musical art. Opera musicologica. 2022. Vol. 14, no. 2. Р. 8–21. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.2.001.

The article was submitted 18.02.2022; approved after reviewing 01.03.2022; accepted for publication 15.03.2022.

References

[1] Apukhtin, Aleksey N. (1991). Polnoe sobranie stikhotvoreniy [Complete collection of poems]. Leningrad: Sovetskiy pisatel’, 448 р. (Biblioteka poeta. Bol’shaya seriya [Poet’s Library. Big Series]) (in Russian).

[2] Asafyev, Boris V. (1972). “Instrumental’noe tvorchestvo Tchaikovskogo” [“Tchaikovsky's instrumental works”]. In Boris V. Asafyev, O muzyke Tchaykovskogo. Izbrannoe [About Tchaikovsky’s music. Selected writings]. Leningrad: Muzyka, 377 р. (in Russian).

[3] Veksler, Yuliya S. (2011). Alban Berg i ego vremya: Opyt dokumental’noy biografii [Alban Berg and his time: Experience documentary biography]. St. Petersburg: Kompozitor. Sankt-Peterburg, 623 р. (in Russian).

[4] Denisov, Andrei V. (2013). Muzykal’nye tsitaty: Spravochnik [Music Quotes: Reference Book]. St. Petersburg: Kompozitor. Sankt-Peterburg, 224 р. (in Russian).

[5] Denisov, Andrei V. (2021). Metamorfozy muzykal’nogo teksta [Metamorphoses of musical text]: monograph. Moscow: Yurayt, 189 р. (in Russian).

[6] Dolzhanskiy, Aleksandr N. (1981). Simfonicheskaya muzyka Tchaikovskogo. Izbrannye proizvedeniya [Tchaikovsky Symphonic Music. Selected works]. Leningrad: Muzyka, 208 р. (in Russian).

[7] Kirillina, Larisa V. (2009). Beethoven. Zhizn’ i tvorchestvo [Beethoven. Life and creativity]: in 2 vols. Vol. 1. Moscow: Moskovskaya konservatoriya, 536 р. (in Russian).

[8] Moskvin, Vasiliy P. (2014). “K utochneniyu ponyatiya ‘allyuziya’ ” [“To clarify the concept of ‘allusion’ ”]. In Russkaya rech’ [Russian speech]. No. 1 (2014), рр. 37–43 (in Russian).

[9] Mussorgsky, Modest Р. (1971). Pis’ma. Biograficheskie materialy i dokumenty [Letters. Biographical materials and documents]. Moscow: Muzyka, 400 р. (in Russian).

[10] [Denisov, Edison] (1997). Neizvestnyy Denisov: Iz zapisnykh knizhek (1980–1986, 1995) [Unknown Denisov: From notebooks (1980–1986, 1995)] / сост. В. Ценова. Moscow: Kompozitor, 160 р. (in Russian).

[11] Orlova, Elena M. (1980). Pyotr Ilyich Tchaikovsky [Pyotr Ilyich Tchaikovsky]. Moscow: Muzyka, 271 р. (in Russian).

[12] Pribegina, Galina A. (1976). “O rabote P. I. Tchaikovskogo nad Shestoy simfoniey. Po materialam rukopisey” [“About the work of Pyotr Tchaikovsky on the Sixth Symphony. Based on manuscript materials”]. In Iz istorii russkoy i sovetskoy muzyki [From the history of Russian and Soviet music]. Iss. 2. Moscow: Muzyka, рр. 115–145 (in Russian).

[13] Ryzhkin, Iosif Ya. (1946). “Shestaya simfoniya Tchaikovskogo. O trekh planakh russkoy muzykal’noy klassiki: istoricheskom, epicheskom i psikhologo-dramaticheskom” [“Tchaikovsky’s sixth symphony. About three plans of Russian musical classics: historical, epic and psychological-dramatic”]. In Sovetskaya muzyka [Soviet music]. No. 1 (1946), рр. 70–83 (in Russian).

[14] Ritzarevа, Marina G. (2017). Tayna Pateticheskoy Tchaikovskogo. O skrytoy programme Shestoy simfonii [The mystery of Patetic Tchaikovsky. On the hidden program of the Sixth Symphony]. St. Petersburg: Kompozitor. Sankt-Peterburg, 176 р. (in Russian).

[15] Tumanina, Nadezhda V. (1968). P. I. Tchaikovskiy. Velikiy master [Pyotr Tchaikovsky. The Great Master]. Moscow: Nauka, 489 р. (in Russian).

[16] Floros, Konstantin (2017). “Taynye programmy v instrumental’noy muzyke” [“Secret programs in instrumental music”]. In Opera musicologica. 2017. No. 4 (34), рр. 35–43 (in Russian).

[17] Kholopov, Yuri N. & Tsenova, Valeriya S. (1993). Edison Denisov [Edison Denisov]. Moscow: Kompozitor, 312 р. (in Russian).

[18] Schumann, Robert (1970). Pis’ma [Letters] (1817–1840). Vol. 1. Moscow: Muzyka, 720 р. (in Russian).

[19] Tchaikovsky, Pyotr (1953). “Pyatoe simfonicheskoe sobranie. Ital’yanskaya opera” [“Fifth Symphony Collection. Italian Opera”]. In Pyotr Tchaikovsky, Muzykal’nokriticheskie stat’i [Musical and critical articles]. Moscow: Gosudarstvennoe muzykal’noe izdatel’stvo, 439 р. (in Russian).

[20] [Tchaikovsky, Pyotr] (1993). Dnevniki P. I. Tchaikovskogo. 1873–1891 [Diaries of Pyotr Tchaikovsky. 1873–1891]. St. Petersburg: Ego, Severnyy olen’, 296 р. (in Russian).

[21] Kennedy, Michael (1973). Portrait of Elgar. London: Oxford University Press, 1973. 334 p.

[22] Meyer, Herman (1961). Das Zitat in der Erzählkunst. Zur Geschichte und Poetik des europäischen Romans. Stuttgart, 269 S.

[23] Parmer, Dillon (1995). “Brahms, Song Quotation, and Secret Programs”. In 19th-Century Music. 1995, Vol. 19, no. 2, рр. 161–190.

[24] Stricker, Rémy (1995). Robert Schumann: le musicien et la folie. Paris: Gallimard, 244 p.

[25] Schauffler, Robert Haven (1945). Florestan: the life and work of Robert Schumann. New York: H. Holt and Company, 574 p.

[26] Tarnawska-Kaczorowska, Krystyna (1998). “Musical quotation an outline of the problem”. In Contemporary Music Review. 1998, no. 17:3. P. 69–90.