Священная топография в песнопениях на обретение мощей преподобного Евфимия Суздальского

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.2.008

Священная топография в песнопениях
на обретение мощей преподобного Евфимия Суздальского

Скачать pdf  .

Автор:  Антонина Андреевна Козырева

Санкт-Петербургская консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Россия, 
toni-ka@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4525-3699

Аннотация

Статья посвящена исследованию отражения священной топографии города Суздаля в песнопениях уникальной службы прп. Евфимию Суздальскому на 4 июля, тексты которой были созданы в 40-х гг. XVI века гимнографом, агиографом, иноком мужского суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Григорием. Песнопения чинопоследования, обнаруженные в Стихираре типа «Дьячье Око» из собрания Д. В. Разумовского [РГБ. Ф. 379. № 66], рассматриваются в статье как специфический феномен локальной певческой культуры середины XVII века. Неоднократное упоминание города Суздаля в музыкально-поэтических текстах службы позволяет рассмотреть их с точки зрения музыкальной иеротопии как направления в искусствоведении, исследующего роль церковного пения в оформлении сакрального пространства. Анализ образов «священного града» Суздаля, важнейших храмов как сакральных локусов, а также гробницы прп. Евфимия в поэтических текстах службы доказывает их непосредственную связь с локальной литургической традицией. На основании исследования художественной структуры роспева одного из песнопений в честь почитаемого суздальского святого автор приходит к выводу о том, что музыкальная форма последовательно воплощает средствами знаменного роспева образность, связанную с разными уровнями священной топографии города и его символиче-ским центром — ракой с чудотворными мощами прп. Евфимия.

Ключевые слова: священная топография, Евфимий Суздальский, инок Григорий, Стихирарь «Дьячье Око», музыкальная иеротопия, знаменный роспев

Для цитирования: Козырева А. А. Священная топография в песнопениях на обретение мощей преподобного Евфимия Суздальского // Opera musicologica. 2023. Т. 15. № 2. С. 176–195. https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.2.008.

Статья поступила в редакцию: 20.01.2023; одобрена после рецензирования: 27.02.2023; принята к публикации: 10.04.2023; опубликована: 11.05.2023.

Список источников

[1] Баталов, Беляев 1998 — Некоторые проблемы топографии средневекового русского города // Сакральная топография средневекового города / ред. Л. А. Беляев, А. Л. Баталов. Москва: Институт Христианской Культуры Средневековья, 1998. C. 13–22. Электронная копия: РусАрх: Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры, 2005–2023. URL: http://www.rusarch.ru/batalov5.htm (дата обращения: 11.02.2023).

[2] Бражников 1984 — Бражников М. В. Лица и фиты знаменного распева / общ. ред. Н. Серегиной, А. Крюкова; предисл. Н. С. Серегиной. Ленинград : Музыка. Ленингр. отделение, 1984. 302 с.

[3] Григорий 2011 — Григорий // Православная энциклопедия. Т. 12. Москва: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2011. С. 559–560.

[4] Григорьев 2014 — Григорьев Е. А. Пособие по изучению церковного пения. Изд. 3-е. Рига: Рижская Гребенщиковская старообрядческая община, 2014. 318 с.

[5] Кривцов 2008 — Кривцов Д. Ю. Евфимий // Православная энциклопедия. Т. 17. Москва: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. С. 384–397.

[6] Мосягина 2014 — Мосягина Н. В. Монах Тихон Макарьевский. Ключ Разумения / исслед. памятника, расшифровка знаменной нотации Н. В. Мосягиной. Москва; Санкт-Петербург: Альянс-архео, 2014. 247 с.

[7] Мосягина 2015 — Мосягина Н. В. Знамена, попевки, лица, фиты и строки осмогласного пения (на материале двознаменника «Ключ разумения» монаха Тихона Макарьевского): учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургская консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, 2015. 141 с.

[8] Серегина 1994 — Серегина Н. С. Песнопения русским святым. По материалам рукописной певческой книги XI–XIX вв. «Стихирарь месячный». Санкт-Петербург: РИИИ, 1994. 468 с.

[9] Федоров 1999 — Федоров А. Н. Образно-символическая система композиции древнерусского города. Санкт-Петербург: Спец. лит., 1999. 199 с.

Original article

Sacred Topography
in Chants for the Uncovering to the Relics of St. Euthymius of Suzdal

Author: Antonina А. Kosyreva

Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, St. Petersburg, Russia,
toni-ka@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4525-3699

Abstract

Abstract. This work studies the way how the sacred topography of the city of Suzdal appears in the chants from the unique service of St. Euthymius of Suzdal on July 4, the texts of which were created in the 40s of the 16th century by the hymnographer, hagiographer, monk of the male Suzdal Spaso-Euthymiev monastery Grigory. The chants of the rites, discovered in the Book of Sticheron “D’yach’e oko” from the collection of D. V. Razumovsky, are first considered in the article as a specific phenomenon of the local singing culture of the mid XVIIth century. The repeated mention of the city of Suzdal in the musical and poetic texts of the service allows us to consider them from the point of view of musical hierotopy as a trend in the art history that explores the role of church singing in the design of sacred space. The analysis of the images of the “sacred city” of Suzdal, the most important temples as sacred loci, as well as the tomb of St. Euthymius in the poetic texts of the service proves their direct connection with the local liturgical tradition. Having studied the artistic structure of the chant of one of the texts in honor of the revered Suzdal saint, the author comes to the  conclusion that the musical form consistently embodies the imagery associated with different levels of the sacred topography of the city, lining up, by means of the znamenny chant, from its symbolic center — the shrine with the miraculous relics of St. Euphemius.

Keywords: sacred topography, St. Euthymius of Suzdal, monk Gregory, Book of Sticheron, musical hierotopy, znamenny chant

For citation: Kosyreva A. А. Sacred Topography in Chants to the Uncovering of the Relics of St. Euthymius of Suzdal. Opera musicologica. 2023. Vol. 15, no. 2. Р. 176–195. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.2.008.

The article was submitted 20.01.2023; approved after reviewing 27.02.2023; accepted for publication 10.04.2023; published: 11.05.2023.

References

[1] Batalov, Andrey L. & Belyaev, Leonid A. (1998). “Nekotorye problemy topo-grafii srednevekovogo russkogo goroda” [“Some problems of the topography of a medieval Russian city”]. In Sakral’naya topografiya srednevekovogo goroda [Sacred topography of a medieval city], executive editors: Leonid A. Belyaev, Andrey L. Batalov. Moscow: Institut Khristianskoy Kul’tury Srednevekov’ya, pp. 13–22. Digital copy: RusArkh: Elektronnaya nauchnaya biblioteka po istorii drevnerusskoy arkhitektury, 2005–2023. Available at: http://www.rusarch.ru/batalov5.htm (accessed: 11.01.2023) (in Russian).

[2] Brazhnikov, Mахim V. (1984). Litsa i fity znamennogo raspeva [Litsa and fity of znamenny chant], general edition by Natal’ya S. Seregina, Andrey Kryukov; introduction by Natal’ya S. Seregina. Leningrad: Muzyka, 302 р. (in Russian).

[3] Grigoriy (2011). “Grigoriy” [“Gregory”]. In Pravoslavnaya entsiklopediya [Orthodox Encyclopedia], Vol. 12. Moscow: Tserkovno-nauchnyy tsentr “Pravoslavnaya entsiklopediya”, pp. 559–560 (in Russian).

[4] Grigor’ev, Evgeniy А. (2014). Posobie po izucheniyu tserkovnogo peniya [A manual for the study of church singing]. Ed. 3. Riga: Rizhskaya Grebenshchikovskaya staroobryadcheskaya obshchina, 318 pp. (in Russian).

[5] Krivtsov, Dmitriy Yu. (2008). “Evfimiy” [“Euthymius”]. In Pravoslavnaya Entsiklopediya [Orthodox Encyclopedia]. Moscow: Tserkovno-nauchnyy tsentr “Pravoslavnaya entsiklopediya”, Vol. 17, pp. 384–397 (in Russian).

[6] Mosyagina, Natalia V. (2014). Monakh Tikhon Makaryevsky. Klyuch Razumeniya [Monk Tikhon Makaryevsky. The Key of Understanding], study of the monument, deciphering the Znamenny notation by Natal’ya V. Mosyagina. Moscow; St. Petersburg: Al’yans-arkheo, 247 pp. (in Russian).

[7] Mosyagina, Natal’ya V. (2015). Znamena, popevki, litsa, fity i stroki osmoglas-nogo peniya (na materiale dvoznamennika “Klyuch razumeniya” monakha Tikhona Makar’evskogo) [Neume, formulas, litsa, fity and lines of modal singing (based on the materials of the “Key of comprehension” by monk Tikhon Makar’evskiy]. St. Рetersburg: Sankt-Peterburgskaya konservatoriya imeni N. A. Rimskogo-Korsakova, 142 p. (in Russian).

[8] Seregina, Natal’ya S. (1994). Pesnopeniya russkim svyatym. Po materialam rukopisnoy pevcheskoy knigi XI–XIX vv. “Stikhirar’ mesyachnyy” [Hymns to Russian saints. Based on the materials of a handwritten singing book of the XI–XIX centuries “Monthly Stichera”]. St. Petersburg: Rossiyskiy institut istorii iskusstv, 468 pp. (in Russian).

[9] Fedorov, Aleksandr N. (1999). Obrazno-simvolicheskaya Sistema kompozitsii drevnerusskogo goroda [The figurative and symbolic system of the composition of the ancient Russian city]. St. Petersburg: Spets. lit., 199 p. (in Russian).