Стретта vs канон

Стретта vs канон

Скачать pdf  .

Ключевые слова: имитирование, пропоста, риспоста, канон, фуга, тема, сжатая имитация, стретта, цепь стретт.

Автор: Анатолий Милка, Кира Южак

Сведения об авторах:

АНАТОЛИЙ ПАВЛОВИЧ МИЛКА

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5351-0117
SPIN-код: 6039-3550
e-mail: milka1939@mail.ru

Доктор искусствоведения (1984), профессор кафедры теории музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова

1900068 Санкт-Петербург, ул. Глинки, 2, литер А

Профессор Санкт-Петербургского государственного университета

199034 Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9 

КИРА ИОСИФОВНА ЮЖАК

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7579-9617
SPIN-код: 2290-9442
e-mail: kyuzhak@ mail.ru

Доктор искусствоведения (1991), профессор кафедры теории музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова

1900068 Санкт-Петербург, ул. Глинки, 2, литер А


Дата поступления: 15.12.2020

Дата публикации: 31.12.2020

DOI: 10.26156/OM.2020.12.5.003

Аннотация

Оба термина широко представлены в современных словарях и руководствах, а  их трактовка близка к  синонимической. Вероятно, по  этой причине определения данных терминов практически всегда рассматриваются порознь и не сопоставляются. Следствием такого положения оказывается не вполне адекватное их понимание и теоретическое обоснование. Статья посвящена сравнению стретты и канона — как близких, но разных явлений и как отражающих их терминов. Общая для обоих явлений каноническая природа проявляется в них существенно по-разному. Показать, в чём суть их родства и расхождений между ними и  как это должно отражаться в  комплексе дефиниций, — задача, поставленная в статье. В  основе рассуждений лежат два тезиса, касающиеся принципиального различия между соответствующими каноническими построениями. Один тезис касается природы пропост в  стретте и  в каноне — функциональных и  композиционно-синтаксических различий между темой фуги в стретте и одноголосным началом (вступительным отделом) пропосты в  каноне. Другой тезис касается интонационно-содержательных различий между завершениями собственно канонического развёртывания стретты и строгой (регламентированной) части канона. Общий анализ всех показанных различий позволяет внести уточнения в соответствующие определения.

Литература

[1] Должанский 1959 — Должанский А. Н. Краткий музыкальный словарь. Изд. 3-е. Ленинград : Музгиз, 1959. 518 с.

[2] Должанский 1970 — Должанский  А.  Н. Краткие сведения о  полифонии и  полифонических формах // Должанский А. Н. 24 прелюдии и фуги Д. Шостаковича; [ред. В. Л. Майский]. Изд. 2-е, испр. Ленинград : Советский композитор, 1970. С. 227–254.

[3] Милка 2016 — Милка А. П. Полифония: учебник музыкальных вузов : [в 2 ч.] / науч. ред. К. Южак; Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова. Ч. 2: Полифонические формы свободного письма. Санкт-Петербург: Композитор • Санкт-Петербург, 2016. 248 с.

[4] Неклюдов 1991 — Неклюдов Ю. И. Интерпретация и развитие теории контрапункта танеевской традиции : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Ленинградская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова. Ленинград, 1991. 217 c.

[5] Тюлин 1964 — Тюлин Ю. Н. Искусство контрапункта. Москва : Музыка, 1964. 169 с.

[6] Южак  1965 — Южак  К.  И. Некоторые особенности строения фуги И. С. Баха. Стретта в  фугах «Хорошо темперированного клавира». Москва : Музыка, 1965. 104 с. (В помощь педагогу-музыканту).

[7] Янкус 2020 — Янкус А. И. К истории термина стретта в русскоязычной теории полифонии. Санкт-Петербург, 2020. 12 л. (рукопись).

[8] Fux  1725 — [Fux, Johann Joseph]. Gradus ad Parnassum, Sive Manuductio ad Compositionem Musicæ Regularem, Methodo novâ, ac certâ, nondum ante tam exacto ordine in lucem edita: Elaborata à Johanne Josepho Fux, Sacræ Cæſareæ, ac Regiæ Catholicæ Majeſtatis Caroli VI. Romanorum Imperatoris Supremo Chori Præfecto. Viennaæ Austriæ: Typis Joannis Petri Van Ghelen, Sac. Cæs.Regiæq´ue Catholicæ Majeſtatis Aulæ-Typographi, 280 p.

Для цитирования: Милка А. П., Южак К. И. Стретта vs канон // Opera musicologica. 2020. Т. 12. № 5 (С). С. 40–62.
DOI: 10.26156/OM.2020.12.5.003

Stretta vs Canon

Keywords: imitation, proposta, risposta, canon, fugue, theme, tight imitation, stretta, chain of strettas.

Author: Anatoly P. Milka & Kyra I. Yuzhak

About the Author

Anatoly P. Milka

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5351-0117
SPIN-код: 6039-3550
e-mail: milka1939@mail.ru

Doctor of Art History (1984), Professor of the Music Theory Department at the Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory

2 liter A Glinki St., St. Petersburg 190068, Russia

Professor at the Saint Petersburg State University

7/9, University Emb., St. Petersburg 199034, Russia

Yuzhak, Kyra I.

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7579-9617
SPIN-код: 2290-9442
e-mail: kyuzhak@ mail.ru

Doctor of Art History (1990), Professor of the Music Theory Department at the Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory

2 liter A Glinki St., St. Petersburg 190068, Russia

Submitted on: 15.12.2020

Published on: 31.12.2020

Abstract

Both terms are widely represented in modern dictionaries and manuals, and their interpretation is close to synonymous. This feature is probably the reason that the definitions of these terms are almost always considered separately and not compared. The consequence is not quite adequate understanding and theoretical justification them. As the title suggests, the article is devoted to comparing stretta and canon — as close but different phenomena (as well as the terms reflecting them). The authors seek to show, what is the essence of their relationship and differences, as well as to substantiate how this should be reflected in the complex of definitions. Noting the canonical nature common to both phenomena, the authors show a significant difference between this canonicity in stretta and in canon. The reasoning is based on two theses concerning the fundamental difference between the corresponding canonical constructions. One of them concerns the different nature of the propostas in stretta and canon (we are talking about the difference between the theme in the fugue and the monophonic part of proposta in a canon). Another thesis concerns the differences in the completion of the canonical section of the stretta and the strict part of the canon. A general analysis of the differences allows us to refine the respective definitions.

Works Cited

[1] Dolzhanskiy, Alexandr N. (1959). Kratkiy muzykal’nyy slovar’ [A Brief Music Dictionary]. Moscow: Gosudarstvennoe muzykal’noe izdatel’stvo, 518 p. (in Russian).

[2] Dolzhanskiy, Alexandr N. (1970). “Kratkie svedeniya o polifonii i polifonicheskikh formakh” [“Brief information/ knowledge on polyphony and polyphonic forms”]. In Alexander N. Dolzhanskiy, 24 prelyudii i fugi Dmitriya Shostakovicha [24 preludes and fugues by Dmitri Shostakovich], [ed. by Valeriy Mayskiy]. Leningrad: Sovetskiy Kompozitor, p. 227–354 (in Russian).

[3] Milka, Anatoly P. (2016). Polifoniya: uchebnik dlya muzykal’nykh vuzov [Polyphony. Textbook for Music Academies]: in 2 parts, scientific ed. by Kyra I. Yuzhak; Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory. Pt. II: Polifonicheskie formy svobodnogo pis’ma [Free Style polyphonic forms]. St. Petersburg : Kompozitor• Saint Petersburg, 248 р. (in Russian).

[4] Neklyudov, Yuriy I. (1991). Interpretatsiya i razvitie teorii kontrapunkta taneyevskoy traditsii [Interpretation and development of the Taneyev tradition in the counterpoint theory]: Cand. Sci. (Arts) diss.: 17.00.02 (PhD), Leningrad Rimsky-Korsakov State Conservatory. Leningrad, 217 p. (in Russian).

[5] Tyulin, Yuriy N. (1964). Iskusstvo kontrapunkta [The art of counterpoint]. Moscow: Muzyka, 169 p. (in Russian).

[6] Yuzhak, Kiralina I. (1965). Nekotoryye osobennosti stroyeniya fugi Johanna Sebastiana Bach’a: Stretta v fugakh “Khorosho temperirovannogo klavira” [Some structural features of of Johann Sebastian Bach’s fugue. Stretta in fugues of the Well-Tempered Clavier]. Moscow: Muzyka, 104 p. (in Russian).

[7] Yankus, Alla I. (2020). K istorii termina stretta v russkoyazychnoy teorii polifonii [To the history of the term stretta in the Russian-language theory of polyphony]. St. Petersburg, 12 p. (manuscript) (in Russian).

[8] [Fux, Johann Joseph] (1725). Gradus ad Parnassum, Sive Manuductio ad Compositionem Musicæ Regularem, Methodo novâ, ac certâ, nondum ante tam exacto ordine in lucem edita: Elaborata à Johanne Josepho Fux, Sacræ Cæſareæ, ac Regiæ Catholicæ Majeſtatis Caroli VI. Romanorum Imperatoris Supremo Chori Præfecto. Viennaæ Austriæ: Typis Joannis Petri Van Ghelen, Sac. Cæs.Regiæq´ue Catholicæ Majeſtatis Aulæ-Typographi, 280 p. (in Latin).

For citation: Milka, Anatoly P. & Yuzhak, Kyra I. “Stretta vs Canon”. In Opera musicologica, vol. 12, no. 5 (SI) (2020), pp. 40–62 (in Russian). DOI: 10.26156/OM.2020.12.5.003