Слово, музыка и жест в фортепианном опусе «Волокос» Ивана Соколова

Слово, музыка и жест в фортепианном опусе «Волокос» Ивана Соколова

Скачать pdf  .

Ключевые слова: слово и музыка, жест, Иван Глебович Соколов, «Волокос», инструментальный театр, криптофония.

Автор: Елена Мельникова

Сведения об авторе: ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА МЕЛЬНИКОВА

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8907-9071
SPIN-код: 8282–3453
e-mail: lit_opera@mail.ru

Аспирант кафедры теории музыки Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского
620014 Екатеринбург, пр. Ленина, 26

Руководитель литературно-музыкального отдела Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета
620075 Екатеринбург, пр. Ленина, 46А

Дата поступления: 20.11.2019

Дата публикации: 15.05.2020

DOI: 10.26156/OM.2020.12.2.002

Аннотация

Статья посвящена фортепианному опусу Ивана Соколова «Волокос» (1988), который демонстрирует один из возможных вариантов нетрадиционного соотношения слова и музыки. Жест — элемент театрализации, этой заметной тенденции современной музыки — также находит отражение в данном произведении, поскольку важное значение в реализации авторского замысла приобретают средства инструментального театра.

В «Волокосе» И. Соколов предлагает также особую форму музыкального шифрования, в результате чего происходит последовательное перекодирование вербального текста в музыкальный («криптофония»). Несмотря на критическую оценку композитором своих ранних сочинений и используемой в них техники кодирования внемузыкального смысла, именно этот способ организации музыкального материала оказался востребованным в то время и другими композиторами в поисках новых форм музыкального самовыражения.

Знаковый для последней четверти ХХ века и для творчества Ивана Соколова, опус «Волокос» является своеобразным манифестом автора и одним из примеров экспериментов со словом, музыкой и жестом, которые продолжаются и в новейшей музыкальной практике.

Литература

Высоцкая, Григорьева 2011 — Высоцкая М., Григорьева Г. Музыка ХХ века: от авангарда к постмодерну : учебное пособие. Москва : Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2011. 440 с.

Кириллина 1995 — Кириллина Л. Луиджи Ноно // ХХ век. Зарубежная музыка : Очерки. Документы. Вып. 2 / под ред. М. Арановского и А. Баевой; Гос. ин-т искусствознания. Москва : Музыка, 1995. С. 11–57.

Криптография 1999 — Криптография // Словарь русского языка : в 4-х т. / РАН, Институт лингвистических исследований; под ред. А. П. Евгеньевой. 4-е изд., стер. Т. 2: К–О. Москва : Русский язык; Полиграфресурсы, 1999. С. 130.

Мельникова 2004 — Мельникова Е. Нетрадиционные формы синтеза слова и музыки в композиции XX века // Наука об искусстве: XXI век : материалы научно-практической конференции (22–23 марта 2004 года). Екатеринбург : Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского, 2004. С. 73–80.

Мельникова 2015 — Мельникова Е. В. «Слово и музыка»: к проблеме нетрадиционных форм взаимодействия в творчестве композиторов второй половины XX – начала XXI веков // По материалам защит дипломных работ студентов историко-теоретического отделения Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского : Выпуск[и] 2011–2015 годов / ред.-сост. А. Г. Коробова. Екатеринбург : Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского, 2015. С. 214–222.

Мунипов 2019 — Мунипов А. Ю. Фермата: разговоры с композиторами. Москва : Новое издательство, 2019. 446 с.

Петров 2013 — Петров В. О. Инструментальный театр XX века: вопросы истории и теории жанра / Астраханская гос. консерватория (акад.), каф. теории и истории музыки. Астрахань : Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки (АИПКП), 2013. 355 с.

Ручкина 2017 — Ручкина Н. П. Композиторское творчество И. Г. Соколова: становление «простого» стиля: дис. ... канд. иск.: 17.00.02 / Государственный институт искусствознания. Москва, 2017. 234 с.

Сниткова 1999 — Сниткова И. И. «Немое» слово и «говорящая» музыка (Очерки идей московских криптофонистов) // Музыка ХХ века. Московский форум : материалы междунар. науч. конференций / отв. ред. В. С. Ценова; Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского. Москва, 1999. С. 98–109. (Научные труды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского; Сборник 25).

Соколов 1997 — Соколов И. Произведения для фортепиано. Москва : Композитор, 1997. 66 с.

Соколов 2005 — Соколов И. «Я себя по-прежнему называю композитором!» // Музыкальная академия. 2005. № 1. С. 5–12.

Хитрук 2007 — Хитрук А. Ф. Одиннадцать взглядов на фортепианное искусство. Москва : Классика – XXI, 2007. 316 с.

Цареградская 2018 — Цареградская Т. В. Музыкальный жест в пространстве современной композиции / Государственный институт искусствознания. Москва : Композитор, 2018. 364 с.

Ценова 2005 — Теория современной композиции : [учеб. пособие] / отв. ред. В. С. Ценова; Государственный институт искусствознания; Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского. Москва : Музыка, 2005. 624 с.

Чикунова 1997 — Чикунова И. Ю. Феномен инструментального театра в современной музыкальной культуре : дипломная работа (науч. рук. А. Г. Коробова) / Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского. Екатеринбург, 1997. 120 с.

Berio 1959 — Berio L. Poesia e musica — un’esperienza // Incontri Musicali. 1959. Nr. 3 (agosto). P. 98–111.

Heile 2016 — Heile B. The music of Mauricio Kagel. London ; New York : Routledge, 2016. 209 p.

Iddon 2014 — Iddon M. New music at Darmstadt: Nono, Stockhausen, Cage, and Boulez. Cambridge : Cambridge Univ. Press, 2014. XXII, 329 p. (Music since 1900).

Nono 1975 — Nono L. Text-Musik-Gesang (1960) // Luigi Nono: Texte, Studien über seine Musik / hrsg. von Jürg Stenzl. Zürich : Atlantis Musikbuch-Verlag, 1975. S. 41–60.

Nono 1981 — Nono L. Fragmente-Stille, an Diotima: per quartetto d’archi. Milano : Ricordi, 1981. 35 p.

Stockhausen 1958 — Stockhausen K. Sprache und Musik // Darmstädter Beiträge zur Neuen Musik. Bd. 1 / hrsg. von Wolfgang Steinecke. Mainz : Schott, 1958. S. 65–74.

Для цитирования: Мельникова Е. В. Слово, музыка и жест в фортепианном опусе «Волокос» Ивана Соколова // Оpera musicologica. 2020. Т. 12. № 2. С. 25–41. DOI: 10.26156/OM.2020.12.2.002.

Word, Music and Gesture in Piano Opus “Volokos” by Ivan Sokolov

Keywords: word and music, gesture, Ivan G. Sokolov, “Volokos”, instrumental theatre, cryptophony.

Author: Elena V. Melnikovа

About the author

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8907-9071
SPIN-код: 8282–3453
e-mail: lit_opera@mail.ru

Graduate student of the Department of Music Theory of the Ural State Mussorgsky’s Conservatoire 
26 Lenina Ave., Yekaterinburg 620014, Russia

Head of Literary and Musical Department of the Yekaterinburg State Academic Opera and Ballet Theater
46A Lenina Ave., Yekaterinburg 620075, Russia

Submitted on: 20.11.2019

Published on: 15.05.2020

Abstract

The article is devoted to Ivan Sokolov’s piano opus “Volokos” (1988), which demonstrates one of the possible variants of the unconventional correlation of word and music. Gesture as an element of theatricality, this noticeable trend of the modern music is also reflected in this work, as the means of the instrumental theater gain an important role in the implementation of the author's idea here.

In “Volokos” Ivan Sokolov also offers a special form of musical encryption, which
results in the sequential conversion of the verbal text into the musical (“cryptophony”). Despite the composer’s critical assessment of his early compositions and the technique of encoding extra-musical meaning used therein, it was this method of organizing musical material that was in demand at that time by other composers in search of new forms of musical expression.

The opus “Volokos” became a landmark for the last quarter of the twentieth century and for the creative activity of Ivan Sokolov, as well as kind of a Manifesto of the author and one of the examples of the experiments with the word, music and gesture, which continue in the modern musical practice.

Works Cited

Berio, Luciano (1959). “Poesia e musica — un’esperienza.” In Incontri Musicali, no. 3 (1959), pp. 98–111.

Chikunova, Irina Yu. (1997). Fenomen instrumental’nogo teatra v sovremennoy muzykal’noy kul’ture: diplomnaya rabota (nauch. ruk. A. G. Korobova) [The phenomenon of instrumental theatre in modern musical culture : graduate work (academic advisor A. G. Korobova)]. Yekaterinburg, 120 p. (in Russian).

Heile, Björn (2016). The music of Mauricio Kagel. London ; New York : Routledge, 224 p.

Iddon, Martin (2014). New music at Darmstadt: Nono, Stockhausen, Cage, and Boulez. Cambridge : Cambridge Univ. Press, 354 p. (Music since 1900).

Khitruk, Andrey F. (2007). Odinnadtsat’ vzglyadov na fortepiannoe iskusstvo [Eleven views on piano art]. Moscow : Klassika – XXI, 316 p. (in Russian).

Kirillina, Larisa V. (1995). “Luigi Nono.” In ХХ vek. Zarubezhnaya muzyka: Ocherki. Dokumenty [20th century. Foreign music: Essays. Documents]. Issue 2, edited by Mark Aranovsky and Alla Baeva; State Institute for Art Studies. Moscow : Muzyka, 127 p. (in Russian).

Kriptografiya (1999). “Kriptografiya.” In Slovar’ russkogo yazyka [Dictionary of Russian language]: in 4 vols., prepared by Institute of Linguistic Studies of the Russian Academy of Sciences; edited by Anastasiya P. Evgen’eva. 4th edition. Vol. 2: K–O. Moscow : Russkiy yazyk; Poligrafresursy, 736 p. (in Russian).

Mel’nikova, Elena V. (2004). “Netradicionnye formy sinteza slova i muzyki v kompozicii XX veka” [“Unconventional forms of synthesis of word and music in the composition of the 20th century”]. In Nauka ob iskusstve: XXI vek : materialy nauchno-prakticheskoj konferencii (22–23 marta 2004 goda) [Science on arts: 20th century : Proceedings of the research and practice conference (March 22–23, 2004)]. Yekaterinburg : Publishing house of the Urals Mussorgsky State Conservatoire, p. 73–80 (in Russian).

Mel’nikova, Elena V. (2015). “ ‘Slovo i muzyka’: k probleme netradicionnyh form vzaimodejstviya v tvorchestve kompozitorov vtoroj poloviny XX – nachala XXI vekov” [“ ‘Word and music’: on the problem of non-traditional forms of interaction in the works of composers of the second half of the 20th – early 21th centuries”]. In Po materialam zashchit diplomnyh rabot studentov istoriko-teoreticheskogo otdeleniya Ural’skoj gosudarstvennoj konservatorii imeni M. P. Musorgskogo : Vypusk 2011–2015 godov [The proceedings from the graduate works of the students of the Music History and Theory Department of the Ural State Conservatory named after M. P. Mussorgsky : Graduations of 2011–2015].
Yekaterinburg : Publishing house of the Urals Mussorgsky State Conservatoire, pp. 214–222 (in Russian).

Munipov, Aleksey Y. (2019). Fermata: razgovory s kompozitorami [Fermata: conversations with composers]. Moscow : Novoe izdatel’stvo, 446 p. (in Russian). 

Nono, Luigi (1975). “Text-Musik-Gesang (1960).” In Luigi Nono: Texte, Studien über seine Musik, hrsg. von Jürg Stenzl. Zürich : Atlantis Musikbuch-Verlag, S. 41–60.

Nono, Luigi (1981). Fragmente-Stille, an Diotima: per quartetto d’archi. Milano : Ricordi, 1981. 35 p.

Petrov, Vladislav O. (2013). Instrumental’nyj teatr XX veka: voprosy istorii i teorii zhanra [Instrumental theatre of the 20th century: Issues of history and theory of the genre]. Astrakhan : Astrakhanskiy institut povysheniya kvalifikatsii i perepodgotovki (AIPKP), 355 p. (in Russian).

Ruchkina, Natal’ya P. (2017). Kompozitorskoe tvorchestvo I. G. Sokolova: stanovlenie “prostogo” stilya : dis. . . . kand. isk.: 17.00.02 [Works and compositional process of Ivan G. Sokolov: development of “simple” style : PhD dis. in musicology]. Moscow, 234 p. (in Russian).

Snitkova, Irina I. (1999). “ ‘Nemoe’ slovo i ‘govoryashchaya’ muzyka (Ocherki idey moskovskikh kriptofonistov)” [“ ‘Silent’ word and ‘speaking’ music (Essays of ideas of Moscow cryptophonists)”]. In Muzyka ХХ veka. Moskovskiy forum : materialy mezhdunar. nauch. konferentsiy [Music of the 20th century. Moscow forum : the proceedings of the international research conferences], edited by Valeriya S. Tsenova. Moscow, pp. 98–109 (in Russian). (Academic writings of the Moscow State Tchaikovsky Conservatoire; Issue 25).

Sokolov, Ivan G. (1997). Proizvedeniya dlya fortepiano [Works for piano]. Moscow : Kompozitor, 66 p.

Sokolov, Ivan G. (2005). “ ‘Ya sebya po-prezhnemu nazyvayu kompozitorom!’ ” [“ ‘I still call myself a composer’ ”]. In Music Academy, vol. 1 (2005), pp. 5–12 (in Russian).

Stockhausen, Karlheinz (1958). “Sprache und Musik.” In Darmstädter Beiträge zur Neuen Musik, Bd. 1, hrsg. von Wolfgang Steinecke. Mainz : Schott, S. 65–74. 

Tsaregradskaya, Tat’yana V. (2018). Muzykal’niy zhest v prostranstve sovremennoy kompozitsii [Musical gesture in the space of modern composition]. Moscow : Kompozitor, 364 p. (in Russian).

Tsenova, Valeriya S. (2005). Teoriya sovremennoy kompozitsii : uchebnoe posobie [Theory of modern composition : textbook], edited by Valeriya S. Tsenova. Moscow : Muzyka, 624 p. (in Russian).

Vysockaya, Marianna S.; Grigor’eva Galina V. (2011). Muzyka ХХ veka: ot avangarda k postmodernu : uchebnoe posobie [Music of the 20th century: from vanguard to postmodern : textbook]. Moscow : “Moscow conservatory” publishing house, 440 p. (in Russian).

For citation: Melnikovа, Elena V. “Word, Music and Gesture in Piano Opus ‘Volokos’ by Ivan Sokolov.” In Оpera musicologica, vol. 12, no. 2 (2020), pp. 25–41 (in Russian). DOI: 10.26156/OM.2020.12.2.002.