Рождение немецкого романтического органа

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.4.006

Рождение немецкого романтического органа

Скачать pdf  .

Автор: Юлия Витальевна Глазкова

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Россия
july-yufereva@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6348-2551

Аннотация

В статье рассматриваются основные этапы становления уникального феномена в истории мировой органной культуры — немецкого романтического (симфонического) органа. Предпосылки его появления связаны со спецификой развития симфонического оркестра в первой половине XIX в., а также с эстетическими и звуковыми поисками органистов и органостроителей начиная с середины XVIII в. — когда и те, и другие пришли к мысли о необходимости усиления и расширения среднего диапазона органного звучания. Основной вклад в развитие этих тенденций внесли органные мастера центральной Германии: Готфрид Зильберман, Цахариас Хильдебрандт, южнонемецкий мастер Йозеф Габлер, а также Иоганн Себастьян Бах — в качестве органного эксперта. Большая роль в становлении немецкого романтического органа принадлежит также аббату Фоглеру, который первым сформулировал идею о том, что орган должен подражать звучанию оркестра, и с целью ее воплощения создал свою «упрощенную» систему, согласно которой были построены несколько инструментов, оказавших влияние на дальнейшее развитие органостроения в Германии. В статье рассмотрены тембровые и динамические характеристики инструмента, который часто называют первым немецким романтическим органом, — органа Ф. Валькера в церкви Св. Павла во Франкфурте.

Ключевые слова: романтический орган, органостроение, аббат Фоглер, Фридрих Валькер, Готфрид Зильберман, Цахариас Хильдебрандт, Иоганн Себастьян Бах, симфонический орган, немецкий орган

Для цитирования: Глазкова Ю. В. Рождение немецкого романтического органа // Opera musicologica. 2023. Т. 15, № 4. С. 102–116. https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.4.006.

Статья поступила в редакцию: 17.04.2023; одобрена после рецензирования: 17.05.2023; принята к публикации: 25.09.2023; опубликована: 10.11.2023.

Список источников

[1] Воинова, Кривицкая 2008 — Из истории мировой органной культуры XVI–XX веков: уч. пособие. 2-е изд. / ред. М. Воинова, Е. Кривицкая. Москва: Музиздат, 2008. 864 с.

[2] Cavaillé-Coll 1982 — Cavaillé-Coll C., Cavaillé-Coll E. Aristide Cavaillé-Coll. Seine Herkunft — sein Leben — sein Werk. Trans. Christoph Glatter-Götz. Schwarzach, 1982. 173 S.

[3] Fischer 1966 — Fischer J. Das Orgelbauerdeshlecht Walcker in Ludwigsburg. Die Menschen — Die Zeiten — Das Werk. Kassel: Bärenreiter, 1966. 111 S.

[4] Knecht 1795 — Knecht J. H. Vollständige Orgelschule fur Anfänger und Geübtere in drei Abteilungen. Leipzig, 1795 / 1796 / 1798. Facsimile, Wiesbaden, 1989. Vol. 1. 86  p.

[5] Laukvik 2010 — Laukvik J. Historical Performance Practice in Organ Playing: Part 2. The Romantic Period. Stuttgart: Carus Verlag, 2010. 344 p. [6] Metzler 1965 — Metzler W. Romantischer Orgelbau in Deutschland. Ludwigsbourg: E. F. Walcker, 1965. 133 S.

Original article

Birth of the German Romantic Organ

Author: Yuliya V. Glazkova

Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, Saint Petersburg, Russia
july-yufereva@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6348-2551

Abstract 

The article discusses the history of development of one of the most unique phenomena in the history of world organ culture — the German romantic (symphonic) organ. The prerequisites for its appearance are in the evolution of the symphony orchestra in the first half of the 19th century, as well as in the aesthetic and sonoristic searches of organists and organ builders, starting from the middle of the 18th century — when both of them gradually come to the idea of a need in strengthening and expanding the average range of organ sound. The main contribution to these trends was made by the organ masters of the central Germany: Gottfried Silbermann, Zacharias Hildebrandt, the South German master Josef Gabler, and Johann Sebastian Bach as an organ expert. A large role in the development of the German romantic organ also belongs to Abbé Vogler, who was the first to formulate the idea that the organ should imitate the sound of the orchestra, and in order to implement this idea, he created his own “simplified” system, according to which several instruments were built that influenced the further development of organ building in Germany.The article specifically considers the timbre-dynamic characteristics of the instrument, which is often called the first German romantic organ – the organ of F. Walker in St. Paul's Church in Frankfurt.

Keywords: romantic organ, organ building, abbé Georg Joseph Vogler, Friedrich Walker, Gottfried Silbermann, Zacharias Hildebrandt, Johann Sebastian Bach, symphonic organ, German organ

For citation: Glazkova Yu. V. Birth of the German Romantic/ Organ. Opera musicologica. 2023. Vol. 15, no. 4. Р. 102–116. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.4.006.

The article was submitted: 17.04.2023; approved after reviewing: 17.05.2023; accepted for publication: 25.09.2023; published: 10.11.2023.

References

[1] Voinova, Marina & Krivitskaya, Evgeniya (2008). Iz istorii mirovoy organnoy kul’tury XVI–XX vekov [From the history of the world organ culture of the XVI–XX centuries]: schoolbook, editors Marina Voinova, Evgeniya Krivitskaya. Moscow: Muzizdat, 864 р. (in Russian).

[2] Cavaillé-Coll, Cécile & Cavaillé-Coll, Emmanuel (1982). Aristide Cavaillé-Coll. Seine Herkunft — sein Leben — sein Werk. Hrsg.: Christoph Glatter-Götz. Schwarzach. 173 S.

[3] Fischer, Johannes (1966). Das Orgelbauerdeshlecht Walcker in Ludwigsburg. Die Menschen — Die Zeiten — Das Werk. Kassel: Bärenreiter. 111 S.

[4] Knecht, Justin Heinrich (1795). Vollständige Orgelschule fur Anfänger und Geübtere in drei Abteilungen. Leipzig, 1795/1796/1798. Facsimile, Wiesbaden, 1989. Vol. 1. 86 p.

[5] Laukvik, Jon (2010). Historical Performance Practice in Organ Playing: Part 2. The Romantic Period. Stuttgart: Carus Verlag. 344 p.

[6] Metzler, Wolfgang (1965). Romantischer Orgelbau in Deutschland. Ludwigsbourg: E. F. Walcker. 133 S.