Реминисценция образа-парадигмы Священства Богородицы в гимнографии великой вечерни Рождества Богородицы

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.2.006

Реминисценция образа-парадигмы Священства Богородицы
в гимнографии великой вечерни Рождества Богородицы

Скачать pdf  .

Автор: Ирина Ивановна Жуковская

Белорусская государственная академия музыки, Минск, Республика Беларусь,
Zhukouskayairyna@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-6997-2703

Аннотация

Празднование Рождества Богородицы, возникшее в начале VI века в греческой Церкви, широко распространилось в христианском мире. Образ Богоматери связывался в латинском и византийском течениях христианства с церковью и литургией, что обусловило появление парадигмы «Богоматерь-священник». В Византии Священство Богородицы стало символически емким и укорененным в традиции понятием, нашедшем отражение в иеротопии — особом творчестве, результатом которого было формирование сакрального пространства праздничного богослужения. Чинопоследование Рождества Богородицы сложилось как высокохудожественное, совершенное по структуре и драматургии священнодействие. Одним из его элементов (наряду с архитектурой храма, его интерьером, системой росписей, иконостасов, священных облачений, драгоценной утвари, световых эффектов, запахов, обрядовых жестов и молитвословий) выступала гимнография. Музыкально-поэтические тексты чина обнаруживаются в Стихирарях, Ирмологионах и книге Праздники, созданных в религиозно-культурных центрах Восточной Европы — Великом Княжестве Литовском и Московской Руси. В исследовании поставлена цель охарактеризовать образ Богородицы в списках песнопения «Денесе иже на разуменыихо престолехо» великой вечерни Рождества Богородицы конца XVI–XVIII вв. как образа-парадигмы византийской иконографии «Священство Богоматери». Творчество белорусско-украинских и московских мастеров показывает многогранность и подвижность его реминисценций. В двух певческих традициях сформировались устойчивые и самостоятельные модели-отзвуки образа-парадигмы. Оригинальные композиции обнаруживают неповторимую и разнообразную корреляцию музыкальной лексики и поэтического текста.

Ключевые слова: иеротопия, образ-парадигма, модель песнопения, музыкальная лексика, форма и композиция песнопения

Для цитирования: Жуковская И. И. Реминисценция образа-парадигмы Священства Богородицы в гимнографии великой вечерни Рождества Богородицы // Opera musicologica. 2023. Т. 15. № 2. С. 124–143. https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.2.006.

Статья поступила в редакцию: 20.01.2023; одобрена после рецензирования: 20.02.2023; принята к публикации: 10.04.2023; опубликована: 11.05.2023.

Список источников

[1] Бражников 1984 — Бражников М. В. Лица и фиты знаменного распева: исследование. Ленинград: Музыка, Ленингр. отд-ние, 1984. 304 с.

[2] Захарьина 2003 — Захарьина Н. Б. Русские богослужебные певческие книги XVIII–XIX веков. Синодальная традиция. Санкт-Петербург: Петербургское Востоковедение, 2003. 192 с.

[3] Лидов 2009 — Лидов А. М. Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. Москва: Дизайн. Информация. Картография, 2009. 362 с.

[4] Олехнович 2014 — Олехнович Е. И. Двознаменные Праздники — певческая книга рубежа XVII–XVII вв. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2014. Вып. 3 (15). С. 125–135.

[5] Ручьевская 1998 — Ручьевская Е. А. Классическая музыкальная форма. Учебник по анализу. Санкт-Петербург: Композитор • Санкт-Петербург, 1998. 268 с.

[6] Скабалланович 2004 — Скабалланович М. Рождество Пресвятой Богородицы. Киев: Пролог, 2004. 192 с.

[7] Габрусь 2003 — Страчаная спадчына / Т. В. Габрусь, А. М. Кулагін, Ю. У. Чантурыя, М. А. Ткачоў. Мінск: Беларусь, 2003. 351 с.

[8] Чудинова 2003 — Чудинова И. А. Время безмолвия: Музыка в монастырском уставе. Санкт-Петербург: Российский институт истории искусств, 2003. 287 с.

Original article

Reminiscence of the Image-paradigm of the Priesthood
of the Virgin in Himnography of the Great Vespers of the Nativity of the Mother of God

Author: Iryna I. Zhukovskaya

Belarusian State Academy of Music, Minsk, Republic of Belarus,
Zhukouskayairyna@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-6997-2703

Abstract

Celebration of the Saint Virgin’s Birth, which started in the early 6th century in the Greek Church, widespread in the Christian world. The image of the Mother of God was associated in Latin and Byzantine currents of Christianity with the church and the liturgy, which determined appearance of the Saint Virgin-priest paradigm. In  Byzantium the  Priesthood of the Saint Virgin became a symbolic notion, which was reflected in hierotopy — a specific art implying formation of the sacred space of festive worship. The Nativity of Virgin Mary developed in a highly artistic and perfectly structured and dramatized service. Musical and poetic texts of  the chant can be found in Verses, Irmologions and the Book of Prazdniki (Feasts), created in the religious and cultural centers of Eastern Europe — the Grand Duchy of Lithuania and Moscow Rus. The aim of the study is to characterize the image of the Mother of God in the lists of the chant “Now in heaven thrones” of the great Vespers of the Nativity of Virgin Mary at the end of the XVI–XVIIIth centuries, as a reminiscence of the image-paradigm of the Byzantine iconography “The Priesthood of the Saint Virgin”. The work of the Belarusian-Ukrainian and Moscow masters shows the versatility and mobility of its reflections. The two liturgical traditions formed stable and independent models-reflections of the image-paradigm. The form of the original compositions of the chant reveal a unique and diverse correlation between the musical vocabulary and the poetic text.

Keywords: hierotopy, image-paradigm, chant model, musical vocabulary, chant form and composition

For citation: Zhukovskaya I. I. Reminiscence of the Image-paradigm of the Priesthood of the Virgin in Himnography of the Great Vespers of the Nativity of the Mother of God. Opera musicologica. 2023. Vol. 15, no. 2. Р. 124–143. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/ OM.2023.15.2.006.

The article was submitted 20.01.2022; approved after reviewing 20.02.2023; accepted for publication 10.04.2023; published: 11.05.2023.

References

[1] Brazhnikov, Mахim V. (1984). Litsa i fity znamennogo raspeva [Litsa and fity of znamenny chant], general edition by Natalia S. Seregina, Andrey Kryukov; introduction by Natalia S. Seregina. Leningrad: Muzyka, 302 р. (in Russian).

[2] Zakhar’ina, Nina B. (2003). Russkie bogosluzhebnye pevcheskie knigi XVIII–XIX vekov. Sinodal’naya traditsiya [Russian Liturgical Singing Books of the 18th–19th Centuries. Synodal tradition]. St. Petersburg: Peterburgskoe Vostokovedenie, 192 p. (in Russian).

[3] Lidov, Aleksey M. (2009). Ierotopiya. Prostranstvennye ikony i obrazy-paradigmy v vizantiyskoy kul’ture [Hierotopy. Spatial Icons and Paradigm Images in Byzantine Culture]. Moscow: Dizayn. Informatsiya. Kartografiya, 362 p. (in Russian).

[4] Olekhnovich, Elena I. (2014). “Dvoznamennye Prazdniki — pevcheskaja kniga rubezha XVII–XVII vv.” [“The Dvoznamenny Feasts is a book of singing at the turn of the 18th–19th centuries”]. In Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta [St. Tikhon’s University Review]. 2014. Vol. 3 (15). Pp. 125–135 (in Russian).

[5] Ruchievskaya, Ekaterina A. (1998). Klassicheskaya muzykal’naya forma. Uchebnik po analizu [Classical musical form. Analysis textbook]. St. Petersburg: Kompozitor • Sankt-Petersburg, 268 p. (in Russian).

[6] Skaballanovich, Mikhail (2004). Rozhdestvo Presvyatoy Bogoroditsy [Nativity of the Blessed Virgin]. Kiev: Prolog, 192 p. (in Russian).

[7] Gabrus, Tamara V. (2003). Strachanaya spadchyna [Lost Legacy], edited by Tamara  V. Gabrus, Anatoliy M. Kulagіn, Yuriy U. Chanturyya, Mikhas’ A. Tkachow. Mіnsk: Belarus’, 351 p. (in Belorussian).

[8] Chudinova, Irina A. (2003). Vremya bezmolviya: Muzyka v monastyrskom ustave [Time of Silence: Music in the monastic charter]. St. Petersburg: Rossiyskiy institut istorii iskusstv, 287 p. (in Russian).