Научная статья
doi: https://doi.org/10.26156/operamus.2025.17.4.005
Поэтика заглавий в творчестве австрийского композитора Г. Ф. Хааса:
проблема истолкования
Автор
Татьяна Владимировна Цареградская
Российская академия музыки имени Гнесиных, Москва, Россия
tania-59@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8436-712X
Аннотация
Материалом статьи стало творческое наследие австрийского композитора Георга Фридриха Хааса (р. 1953) в аспекте поэтики заглавий сочинений. В тексте рассматривается группа заглавий, имеющих необычные для музыкального произведения особенности: отточия и многоточия, например, „ …sodaß ich’s hernach, gleichsam wie ein schönes Bild… im Geist übersehe“. Поскольку часть таких заглавий связана с цитированием литературных и эпистолярных источников разных авторов (Ф. Гёльдерлина, Р. М. Рильке, В. А. Моцарта), в работе кратко характеризуются указанные источники и обосновываются предположения о том, чем можно было бы объяснить выбор того или иного названия, каким смыслом композитор нагружает свои заголовки и в каком «культурном поле» он ищет образные решения для своих произведений.
Ключевые слова: Георг Фридрих Хаас, музыка рубежа XX–XXI вв., музыкальное произведение, слово и музыка, поэтика заглавий
Для цитирования: Цареградская Т. В. Поэтика заглавий в творчестве австрийского композитора Г. Ф. Хааса: проблема истолкования // Opera musicologica. 2025. Т. 17. № 4. С. 72–87. https://doi.org/10.26156/operamus.2025.17.4.005
Статья поступила в редакцию: 23.07.2025; одобрена после рецензирования: 25.08.2025;
принята к публикации: 01.11.2025; опубликована: 01.12.2025.
Список источников
[1] Есаян 2021 — Есаян Р. Р. Марк Андре: поэтика названий // Музыковедение. 2021. № 3. С. 27–37. https://doi.org/10.25791/musicology.3.2021.1182
[2] Твердовская 2003 — Твердовская Т. И. Прелюдия в фортепианном творчестве Клода Дебюсси: дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02 / Санкт-Петербургская гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. Санкт-Петербург, 2003.
156 с.
[3] Тейтельбаум 2014 — Тейтельбаум Е. С. Проблема взаимоотношения философии и литературы: опыт философского анализа феномена Фернандо Пессоа // Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки. 2014. № 1 (125). С. 173–182.
[4] Haas 1990–1991 — „…sodaß ich’s hernach, gleichsam wie ein schönes Bild… im Geist übersehe“ (1990–1991), pour orchestre à cordes par Georg Friedrich Haas (1953) // Institut de Recherche et de Coordination Acoustique/Musique, 2025. URL: https://brahms.ircam.fr/en/work/...-sodass-ich's-hernach-gleichsam-wie-ein-schones-bild...-im-geist-ubersehe (дата обращения: 05.07.2025).
[5] Haas 1994 — „….“ (1994), double concerto for accordion, viola and chamber ensemble by Georg Friedrich Haas (1953) // Institut de Recherche et de Coordination Acoustique/Musique, 2025. URL: https://brahms.ircam.fr/en/work/.... (дата обращения: 05.07.2025).
[6] Haas 1994–1996 — „…Einklang freier Wesen…“ (1994–1996), pour 10 instruments, par Georg Friedrich Haas (1953) // Institut de Recherche et de Coordination Acoustique/Musique, 2025. URL: https://brahms.ircam.fr/en/work/...-einklang-freier-wesen... (дата обращения: 05.07.2025).
[7] Haas 1999 — „Nach-ruf… ent-gleitend…“ (1999), pour ensemble par Georg Friedrich Haas (1953) // Institut de Recherche et de Coordination Acoustique/Musique, 2025. URL: https://brahms.ircam.fr/en/work/nach-ruf...-ent-gleitend... (дата обращения: 05.07.2025).
[8] Haas 2011 — Haas: „…e finisci già?“ (2011) for orchestra // Universal Edition, 2025. URL: https://www.universaledition.com/en/Works/...-e-finisci-gia/P0062984 (дата обращения: 05.07.2025).
[9] Hasegawa 2021 — Hasegawa, Robert. Survey of works by Georg Friedrich Haas (2021) // Institut de Recherche et de Coordination Acoustique/Musique, 2025. URL: https://ressources.ircam.fr/en/composer/georg-friedrich-haas/workcourse (дата обращения: 05.07.2025).
Original article
Poetics of Titles in the Works of the Austrian Composer Georg Friedrich Haas:
The Problem of Interpretation
Author
Tatiana V. Tsaregradskaya
Российская академия музыки имени Гнесиных, Москва, Россия
tania-59@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8436-712X
Abstract
The material of the article is the creative legacy of Austrian composer Georg Friedrich Haas (b. 1953) in the aspect of the poetics of his works’ titles. The text examines a group of titles that possess features unusual for a musical composition: suspension points and ellipses, for example, „ …sodaß ich’s hernach, gleichsam wie ein schönes Bild… im Geist übersehe“. Since some of these titles are connected to the quotation of literary and epistolary sources by various authors (F. Hölderlin, R. M. Rilke, W. A. Mozart) the work briefly characterizes the mentioned sources and substantiates assumptions about what could explain the choice of a particular name, what meaning the composer invests in his titles and in which “cultural field” he seeks imagistic solutions for his works.
Keywords: Georg Friedrich Haas, music of the turn of the 20th–21st centuries, musical composition, words and music, poetics of titles
For citation: Tsaregradskaya, Tatiana V. Poetics of Titles in the Works of the Austrian Composer Georg Friedrich Haas: The Problem of Interpretation. Opera musicologica. 2025. Vol. 17, no. 4. Р. 72–87. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/operamus.2025.17.4.005
The article was submitted: 23.07.2025; approved after reviewing: 25.08.2025;
accepted for publication: 01.11.2025; published: 01.12.2025.
References
[1] Yesayan, Rach’ya Romanovich (2021). “Mark Andre: poetika nazvaniy” [“Mark Andre: The Poetic of the Titles”]. In Muzykovedenie. 2021. No. 3, рр. 27–37 (in Russian). https://doi.org/10.25791/musicology.3.2021.1182
[2] Tverdovskaya, Tamara I. (2003). Prelyudiya v fortepiannom tvorchestve Kloda Debyussi: dis. … kand. iskusstvovedeniya: 17.00.02 [Prelude in the piano work of Claude Debussy: Cand. Sci. (Arts) dissertation: 17.00.02], Saint Petersburg Rimsky-Korsakov
State Conservatory, responsible organization. St. Petersburg, 156 рр. (in Russian, unpublished).
[3] Teytelbaum, Elens S. (2014). “Problema vzaimootnosheniya filosofii i literatury: opyt filosofskogo analiza fenomena Fernando Pessoa” [“Philosophy and Literature: Analyzing Fernando Pessoa’s Oeuvre”]. In Izvestiya Ural’skogo federal’nogo universiteta. Series 3: Obshchestvennye nauki [Tempus et Memoria]. 2014. No. 1 (125), рр. 173–182 (in Russian).
[4] Haas, Georg Friedrich (1990–1991). „…sodaß ich’s hernach, gleichsam wie ein schönes Bild… im Geist übersehe“, pour orchestre à cordes par Georg Friedrich Haas (1953). In Institut de Recherche et de Coordination Acoustique / Musique, 2025. Available at: https://brahms.ircam.fr/en/work/...-sodass-ich's-hernach-gleichsam-wie-ein-schones-bild...-im-geist-ubersehe (accessed: 05.07.2025).
[5] Haas, Georg Friedrich (1994). „….“, double concerto for accordion, viola and chamber ensemble by Georg Friedrich Haas (1953). In Institut de Recherche et de Coordination Acoustique / Musique, 2025. Available at: https://brahms.ircam.fr/en/work/.... (accessed:: 05.07.2025).
[6] Haas, Georg Friedrich (1994–1996). „…Einklang freier Wesen…“, pour 10 instruments, par Georg Friedrich Haas (1953). In Institut de Recherche et de Coordination Acoustique / Musique, 2025. Available at: https://brahms.ircam.fr/en/work/...-einklang-freier-wesen... (accessed: 05.07.2025).
[7] Haas, Georg Friedrich (1999). „Nach-ruf… ent-gleitend…“, pour ensemble par Georg Friedrich Haas (1953). In Institut de Recherche et de Coordination Acoustique / Musique, 2025. Available at: https://brahms.ircam.fr/en/work/nach-ruf...-ent-gleitend...
(accessed: 05.07.2025).
[8] Haas, Georg Friedrich (2011). „…e finisci già?“ for orchestra. In Universal Edition, 2025. Available at: https://www.universaledition.com/en/Works/...-e-finisci-gia/P0062984 (accessed: 05.07.2025).
[9] Hasegawa, Robert (2021). Survey of works by Georg Friedrich Haas. In Institut de Recherche et de Coordination Acoustique / Musique, 2025. Available at: https://ressources.ircam.fr/en/composer/georg-friedrich-haas/workcourse (accessed: 05.07.2025).