Научная статья
doi: https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.4.003
«Поэма экстаза» А. Н. Скрябина: концепция симфонии-поэмы
Автор: Даниил Игоревич Топилин
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, Москва, Россия
d.i.topilin@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-3266-4947
Аннотация
В настоящей статье исследовательское внимание сфокусировано на одном из самых популярных симфонических произведений русской музыкальной культуры начала XX в. — «Поэме экстаза» А. Н. Скрябина. Автор статьи прослеживает эволюцию симфонического мышления Скрябина, подчеркивая концепционное своеобразие «Поэмы экстаза» как индивидуально решенной симфонии-поэмы. «Поэма экстаза» предстает не «отколовшейся» от классического четырехчастного сонатно-симфонического цикла первой частью, согласно традиционной трактовке, а «сплавленным» симфоническом полотном, содержащим элементы всех частей классической симфонии. В результате детального анализа произведения формулируются определенные эстетические уточнения, приближающие к раскрытию специфики мировоззрения и особенностей музыкального мышления Скрябина. Эмоциональные состояния в «Поэме экстаза» выходят далеко за рамки обобщенных настроений сонатных allegro, симфонических финалов, медленных частей, различных типов скерцо в западноевропейской и русской музыке второй половины XIX — начала XX в.
Ключевые слова: Александр Николаевич Скрябин, «Поэма экстаза», симфония-поэма, скрябинский тип программы
Для цитирования: Топилин Д. И. «Поэма экстаза» А. Н. Скрябина: концепция симфонии-поэмы // Opera musicologica. 2023. Т. 15, № 4. С. 42–61. https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.4.003.
Статья поступила в редакцию: 16.02.2023; одобрена после рецензирования: 16.03.2023; принята к публикации: 25.09.2023; опубликована: 10.11.2023.
Список источников
[1] Данилевич 1946 — Данилевич Л. В. Скрябин (3-я симфония — «Прометей») // Советская музыка. 1946. № 12 (105). С. 65–70.
[2] Дроздов 1946 — Дроздов А. Н. Воспоминания о А. Н. Скрябине // Советская музыка. 1946. № 12 (105). С. 71–74.
[3] Кириллина 2009 — Кириллина Л. В. Бетховен. Жизнь и творчество: в 2 тт. Том 1. Москва: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. 536 с.
[4] Лосев 1995 — Лосев А. Ф. Мировоззрение Скрябина // Форма — Стиль — Выражение. Москва: Мысль, 1995. С. 734–779.
[5] Манн 1961 — Манн Т. Германия и немцы // Манн Т. Собрание сочинений: в 10 т. Том 10 [пер. с нем. Е. Г. Эткинда]. Москва: Государственное издательство художественной литературы, 1961. С. 303–326.
[6] Морозова 1997 — Морозова М. К. Воспоминания о А. Н. Скрябине. Письма: В. И. Скрябина — М. К. Морозовой. Т. Ф. Шлецер — М. К. Морозовой [публикация, вступ. статья и примеч. А. Носова] // Наше наследие. 1997. № 41. С. 45–64.
[7] Павчинский 1979 — Павчинский С. Э. Сонатная форма произведений Скрябина. Москва: Музыка, 1979. 236 с.
[8] Протопопов 1987 — Протопопов В. В. Полифония А. Н. Скрябина // История полифонии. Вып. 5: Полифония в русской музыке XVII — начала XX в. Москва: Музыка, 1987. С. 272–285.
[9] Рахманинов 1945 — Рахманинов С. В. О русском народном музыкальном творчестве / подготовил к печати Г. М. Шнеерсон // Советская музыка. 1945. № 4 (94). С. 52–57.
[10] Рубцова 1989 — Рубцова В. В. Александр Николаевич Скрябин. Москва: Музыка, 1989. 447 с.
[11] Сабанеев 2014 — Сабанеев Л. Л. Воспоминания о Скрябине. Москва: Классика – XXI, 2014. 392 с.
[12] Толстой 2011 — Письмо к А. А. Толстой. Между 15 и 30 декабря 1874. Ясная Поляна // Л. Н. Толстой и А. А. Толстая. Переписка (1857–1903) [отв. ред. Л. Д. Громова-Опульская, И. Г. Птушкина]. Москва: Наука, 2011. С. 323–324.
[13] Топилин 2022 а — Топилин Д. И. Александр Николаевич Скрябин. Элитарный композитор // Музыка. Искусство, наука, практика. 2022. № 4 (40). С. 52–61.
[14] Топилин 2022b — Топилин Д. И. Философское мировоззрение А. Н. Скрябина. Запад — Россия — Восток // Ученые записки. Вып. 11. Кн. 1. Москва: Мемориальный музей А. Н. Скрябина, 2022. С. 22–38.
[15] Федякин 2004 — Федякин С. Р. Скрябин. Москва: Молодая гвардия, 2004. 557 с.
[16] Шуман 1975 — Шуман Р. Ф. Шопен. Первый и второй концерты // О музыке и музыкантах. Собрание статей в двух томах. Том 1 [сост., текстологическая ред., вступ. статья и комментарии Д. В. Житомирского; пер. с нем. А. Г. Габричевского, Л. С. Товалевой]. Москва: Музыка, 1975. С. 259–262.
Original article
“The Poem of Ecstasy” by Alexander Scriabin: The Concept of a Symphony-Poem
Author: Daniil I. Topilin
Moscow State Tchaikovsky Conservatory, Moscow, Russia
d.i.topilin@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-3266-4947
Abstract
In this article research attention is focused on one of the most popular symphonic works of Russian musical culture of the beginning of the 20th century – the "Poem of Ecstasy" by Alexander Scriabin, created almost simultaneously with one-act operas the "Francesca da Rimini" and the "Miserly Knight» by Sergei Rachmaninoff, the Eighth Symphony by Alexander Glazunov, the Symphony "Thousands of Participants" by Gustav Mahler, one-act operas "Salome" and «Electra» by Richard Strauss, confirming the scientific thesis formulated later on the stylistic diversity of composers of the beginning of the century. The author of the article once again traces evolution of Scriabin's symphonic thinking, emphasizing conceptual originality of the "Poem of Ecstasy" as an authentic symphony-poem. The "Poem of Ecstasy" appears not as the first part "split off" from the classical four-movement sonata-symphony cycle, according to a traditional interpretation, but as a "fused" symphonic canvas containing elements of all parts of the classical symphony. The detailed analysis of the form of the work gives rise to many aesthetic explanations that bring us closer to disclosure of the specifics of the worldview and features of Scriabin's musical thinking. The emotional feelings in the "Poem of Ecstasy" go far beyond the generalized moods of sonata allegro, symphonic finales, slow movements, various types of scherzos in Western European and Russian music of the second half of the 19th – early 20th centuries.
Keywords: Alexander Scriabin, “Poem of Ecstasy”, symphony-poem, Scriabin’s type of program
For citation: Topilin D. I. “The Poem of Ecstasy” by Alexander Scriabin: the concept of a symphony-poem. Opera musicologica. 2023. Vol. 15, no. 4. Р. 42–61. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.4.003.
The article was submitted: 16.02.2023; approved after reviewing: 16.03.2023; accepted for publication: 25.09.2023; published: 10.11.2023.
References
[1] Danilevich, Lev (1946). “Scriabin (3-ya simfoniya — «Prometey»)” [“Scriabin (3rd symphony — ‘Prometheus’)”]. In Sovetskaja muzyka. 1946. No. 12 (105), рр. 65–70 (in Russian).
[2] Drozdov, Anatoly (1946). “Vospominaniya o A. N. Scriabine” [“The memories of Alexander Scriabin”]. In Sovetskaya muzyka. 1946. No. 12 (105), рр. 71–74 (in Russian).
[3] Kirillina, Larisa (2009). Bethoven. Zhizn’ i tvorchestvo [Beethoven. Life and art]: in 2 vols. Vol. 1. Moscow: Nauchnoizdatel’skiy tsentr “Moskovskaya konservatoriya”, 536 p. (in Russian).
[4] Losev, Alexey (1995). “Mirovozzrenie Scriabina” [“Scriabin’s worldview”]. In Forma — Stil’ — Vyrazhenie [Form — Style — Expression]. Moscow: Mysl’, рр. 734–779 (in Russian).
[5] Mann, Thomas (1961). “Germaniya o nemtsy” [“Germany and the Germans”]. In Mann, Thomas, Sobranie sochineniy [Collected works]: in 10 vols. Vol. 10, translation from German by Efim G. Etkind. Moscow: Gosudarstvennoe izdatel’stvo khudozhestvennoy literatury, рр. 303–326 (in Russian).
[6] Morozova, Margarita (1997). “Vospominaniya o A. N. Scriabine. Pis’ma: V. I. Scryabina — M. K. Morozovoy. T. F. Shletser — M. K. Morozovoy” [“Memories of Alexander Scriabin. Correspondence: Vera Scriabina — Margarita Morozova. Tatyana Shletser — Margarita Morozova”], publication, introductory article and notes by Alexander A. Nosov. In Nashe nasledie. 1997. No. 41, рр. 45–64 (in Russian).
[7] Pavchinsky, Sergei (1979). Sonatnaya forma proizvedeniy Scriabina [Sonata form of Scriabin’s works]. Moscow: Muzyka. 236 p. (in Russian).
[8] Protopopov, Vladimir (1987). “Polifoniya A. N. Scriabina” [“Polyphony by Alexander Scriabin”]. In Istoriya polifonii [History of polyphony]. Issue. 5: Polifoniya v russkoy muzyke XVII — nachala XX v. [Polyphony in Russian music of the 17th — early 20th centuries]. Moscow: Muzyka, рр. 272–285 (in Russian).
[9] Rachmaninoff, Sergei (1945). “O russkom narodnom muzykal’nom tvorchestve” [“About Russian folk music”], prepared for publication by Grigoriy M. Schneerson. In Sovetskaya muzyka. 1945. No. 4 (94), рр. 52–57 (in Russian).
[10] Rubtsova, Valentina (1989). Alexander Nikolayevich Scriabin [Alexander Scriabin]. Moscow: Muzyka. 447 p. (in Russian).
[11] Sabaneev, Leonid (2014). Vospominaniya o Scriabine [The memories of Scriabin]. Moscow: Klassika – XXI. 392 p. (in Russian).
[12] Tolstoy, Leo (2011). “Pis’mo k A. A. Tolstoy. Mezhdu 15 i 30 dekabrya 1874. Yasnaya Polyana” [“Letter to Alexandra Tolstoy. Between December 15 and 30, 1874. Yasnaya Polyana”]. In L. N. Tolstoy i A. A. Tolstaya. Perepiska (1857–1903) [Leo Tolstoy and Alexandra Tolstoy. Correspondence (1857–1903)], responsible editor by Lidiya Gromova-Opulskaya, Inna Ptushkina. Moscow: Nauka, рр. 323–324 (in Russian).
[13] Topilin, Daniil (2022). “Alexander Scriabin. Elitarnyy kompozitor” [“Alexander Scriabin. Elite composer”]. In Muzyka. Iskusstvo, nauka, praktika. 2022. No. 4 (40), рр. 52–61 (in Russian).
[14] Topilin, Daniil (2022). “Filosofskoe mirovozzrenie A. N. Scriabina. Zapad — Rossiya — Vostok” [“Philosophical worldview of Alexander Scriabin. West — Russia — East”]. In Uchenye zapiski [Scholarly notes]. Issue. 11. Book 1. Moscow: Memorial’nyy muzey A. N. Scriabina, рр. 22–38 (in Russian).
[15] Fedyakin, Sergei (2004). Scriabin [Scriabin]. Moscow: Molodaya gvardiya. 557 p. (in Russian).
[16] Schumann, Robert (1975). “F. Chopin. Pervyy i vtoroy kontserty” [“F. Chopin. First and Second Concertos”]. In O muzyke i muzykantakh [About music and musicians]: Collection of articles in 2 vols. Vol. 1, сompilation, textual editing, introductory article and comments by Daniel Zhitomirsky, translation from German by Alexander Gabrichevsky, Lyudmila Tovaleva. Moscow: Muzyka, рр. 259–262 (in Russian).