Научная статья
doi: https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.2.005
Пинежская традиция распева лирических песен в записи 1927–1930 гг.:
особенности голосоведения и фактуры
Автор
Елена Ивановна Якубовская
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, Санкт-Петербург, Россия
elena_yakub@mail.ru, https://orcid.org/0009-0006-0491-0206
Аннотация
Многоголосие в народных песенных традициях Русского Севера представляет одно из сложнейших художественных явлений русской национальной культуры. Вместе с тем оно недостаточно изучено, поскольку большинство ранних записей малодоступны для непосредственного слухового анализа. Опубликованные нотировки отражают лишь небольшую часть имеющихся звукозаписей. В статье рассматриваются особенности голосоведения и фактуры классических «протяжных» лирических песен в устной традиции Русского Севера. Материалом исследования послужили полевые фонографические записи Е. В. Гиппиуса и З. В. Эвальд, сделанные ими в 1927 и 1930 гг. в деревнях Пинежского района Архангельской области. В ходе анализа привлекаются фонограммы, выполненные в тех же деревнях в 1990-е гг. при участии автора статьи. В работе уделяется особое внимание двухрегистровому пению «тонки´ми» и «толсты´ми» голосами, а также закономерностям мужского и женского исполнительства в смешанных певческих ансамблях. Авторские нотации песен публикуются впервые
Ключевые слова: фонографические записи фольклора, Пинега, лирические песни, многоголосие Русского Север
Для цитирования: Якубовская Е. И. Пинежская традиция распева лирических песен в записи 1927–1930 гг.: особенности голосоведения и фактуры // Opera musicologica. 2024. Т. 16. № 2. С. 82–101. https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.2.005
Статья поступила в редакцию: 10.01.2024; одобрена после рецензирования: 22.01.2024; принята к публикации: 25.03.2024; опубликована: 14.05.2024.
Список источников
[1] Гиппиус 1928 — Гиппиус Е. В. Культура протяжной песни на Пинеге // Крестьянское искусство СССР: Искусство Севера: Сб. секции крестьянского искусства комитета социологического изучения искусств / Государственный институт истории искусств. Ленинград: Academia, 1928. Вып. 2: Пинежско-Мезенская экспедиция. С. 98–116.
[2] Гиппиус 1979 — Двадцать русских народных песен в ранних звукозаписях Е. Линёвой, М. Пятницкого, З. Эвальд, Е. Гиппиуса 1897–1935 / составление, нотирование и общая редакция Е. В. Гиппиуса. Москва: Советский композитор, 1979. 68 с.
[3] Енговатова, Ефименкова 2008 — Енговатова М. А., Ефименкова Б. Б. К вопросу типологии русского песенного многоголосия // Мир традиционной музыкальной культуры: Сб. трудов. Москва: РАМ им. Гнесиных, 2008. Вып. 174. С. 44–61.
[4] Никаноров 2013 — Никаноров А. Б. Е. В. Гиппиус и З. В. Эвальд о своей исследовательской деятельности в 1920-х гг. // Временник Зубовского института. 2013. № 2 (11). С. 71–78.
[5] Гиппиус, Эвальд 1937 — Песни Пинежья: Материалы фонограмм-архива, собранные и разработанные Е. В. Гиппиус[ом] и З. В. Эвальд / под общ. ред. Е. В. Гиппиус[а]. Москва: Государственное музыкальное издательство,1937. Кн. 2. 592 с.
Original article
Pinega Tradition of Singing Lyrical Songs Recorded in 1927–1930:
Features of Voice Performance and Musical Texture
Author
Elena I. Yakubovskaya
Institute of Russian Literature (Pushkinskij Dom), Russian Academy of Sciences, Saint Petersburg, Russia
elena_yakub@mail.ru, https://orcid.org/0009-0006-0491-0206
Abstract
The polyphony of the Russian North represents one of the most complex artistic phenomena of Russian national culture. At the same time, it has not been sufficiently studied, since most early recordings are poorly accessible for direct auditory analysis. The published scores reflect only a small portion of the available sound recordings. The article examines the features of vocal performance and musical texture of classical “lingering” lyrical songs in the oral tradition of the Russian North. The research material was the field phonographic recordings of Eugene W. Hippius and Zinaida V. Ewald, made by them in 1927 and 1930 in the villages of the Pinezhsky district of the Arkhangelsk region. The analysis involves phonograms made in the same villages in the 1990s, with participation of the author of the article. The study examines such a feature of the musical texture as two-register singing with “thin” and “thick” voices, male and female performance in mixed singing ensembles. The author,s notations of the songs are published for the first time.
Keywords: phonographic recordings of folklore, Pinega, lyrical songs, polyphony of the Russian North
For citation: Yakubovskaya, Elena I. Pinega Tradition of Singing Lyrical Songs Recorded in 1927–1930: Features of Voice Performance and Musical Texture. Opera musicologica. 2024. Vol. 16, no. 2. Р. 82–101. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.2.005
The article was submitted: 10.01.2024; approved after reviewing: 22.01.2024; accepted for publication: 25.03.2024; published: 14.05.2024.
References
[1] Hippius, Eugene W. (1928). “Kul’tura protyazhnoy pesni na Pinege” [“The culture of long song in Pinega”]. In Krest’yanskoe iskusstvo SSSR: Iskusstvo Severa [Peasant art of the USSR: Art of the North]: Sat. sections of peasants. claim of the Committee of Sociol. arts studies, Gosudarstvennyy institut istorii iskusstv. Vol. 2: Pinezhsko-Mezenskaya ekspeditsiya. Leningrad: Academia, pp. 98–116 (in Russian).
[2] Hippius, Eugene W. (1979). Dvadtsat’ russkikh narodnykh pesen v rannikh zvukozapisyakh E. Linyоvoy, M. Pyatnitskogo, Z. Ewald, E. Hippiusa 1897–1935 [Twenty Russian folk songs in early sound recordings by E. Linyоva, M. Pyatnitsky, Z. Ewald, E. Hippius 1897–1935], compilation, notation and general editing by Eugene W. Hippius. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 68 p. (in Russian).
[3] Engovatova, Margarita A. & Efimenkova, Borislava B. (2008). “K voprosu tipologii russkogo pesennogo mnogogolosiya” [“On the issue of typology of Russian song polyphony”]. In Mir traditsionnoy muzykal’noy kul’tury [The world of traditional musical culture]: Collection of studies. Vol. 174. Moscow: RAM im. Gnesinykh, pp. 44–61 (in Russian).
[4] Nikanorov, Aleksandr B. (2013). “E. W. Hippius i Z. V. Ewald o svoey issledovatel’skoy deyatel’nosti v 1920-kh gg.” [“Eugene W. Hippius and Zinaida V. Ewald about their research activities in the 1920s.”]. In Vremennik Zubovskogo instituta [Temporary journal of the Zubov Institute]. 2013, no. 2 (11), pp. 71–78 (in Russian).
[5] Hippius, Eugene W. & Ewald, Zinaida V. (1937). Pesni Pinezh’ya: Materialy fonogrammarkhiva, sobrannye i razrabotannye E. W. Hippius i Z. V. Ewald [Songs of Pinezhye: Phonogram-archive materials collected and developed by Eugene W. Hippius and Zinaida V. Ewald], general editing by Eugene W. Hippius. Vol. 2. Moscow: Gosudarstvennoe muzykal’noe izdatel’stvo, 592 p. (in Russian).