«Петрушка» И. Стравинского: ракурсы осмысления

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.3.005

«Петрушка» И. Стравинского: ракурсы осмысления

Скачать pdf  .

Автор: Александр Иванович Демченко

Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, Саратов, Россия,
alexdem43@mail.ru, http://orcid.org/0000-0003-4544-4791

Аннотация 

В статье акцентируется новаторская разработка И. Стравинским тех форм чрезвычайно актуального для отечественного искусства начала ХХ века обновления народно-национального начала, которые были выдвинуты в ходе бурного развития его жанровой стихии. Балет «Петрушка» стал первой крупной вехой и блистательным манифестом открытого прорыва современного жанрового начала. Его важнейшей приметой является острая характеристичность, поскольку в нем все основано на чрезвычайно выпуклой обрисовке характеров. Масленичные сцены балета едва ли не целиком базируются на своеобразной аранжировке фольклорных цитат, нередко относящихся к «низовой» культуре, причем примечательной гранью воплощения этого пласта становится происходящая от первой к последней картине эволюция от изображения массовой среды в ее отчетливых связях с традицией ко все более ощутимой современной ее обрисовке. Модернизация авторского стиля в полной мере заявляет о себе в сфере индивидуальных характеров (прежде всего Петрушки), где вызревают очертания кардинально нового типа человеческой натуры. Эта новизна складывалась, прежде всего, через передачу таких граней, как эксцентричность и варваристика.

Ключевые слова: И. Ф. Стравинский, «Петрушка», жанровое начало, эволюция стилистики

Для цитирования: Демченко А. И. «Петрушка» И. Стравинского: ракурсы осмысления // Opera musicologica. 2023. Т. 15. № 3. С. 74–93. https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.3.005.

Статья поступила в редакцию: 02.02.2023; одобрена после рецензирования: 11.03.2023; принята к публикации: 14.08.2023; опубликована: 12.09.2023.

Список источников

[1] Асафьев 1974 — Асафьев Б. В. О балете: статьи, рецензии, воспоминания. Ленинград: Музыка, 1974. 295 с.

[2] Вершинина 1967 — Вершинина И. Я. Ранние балеты Стравинского. Москва: Наука, 1967. 221 с.

[3] Друскин 1982 — Друскин М. С. Игорь Стравинский. Ленинград: Советский композитор, 1982. 208 с.

[4] Каратыгин 1965 — Каратыгин В. Г. Избранные статьи / сост. и примеч. О. Л. Данскер; под ред. Ю. А. Кремлёва; Ленинградский гос. институт театра, музыки и кинематографии. Ленинград: Музыка, 1965. 352 с.

[5] Мясковский 1964 — Мясковский Н. Я. Собрание материалов: в 2 т. Изд. 2-е, доп. Том II: Литературное наследие. Письма. Москва: Музыка, 1964. 612 с.

[6] Прокофьев 1961 — Прокофьев С. С. Материалы. Документы. Воспоминания. Москва: Музгиз, 1961. 708 с.

[7] Савенко 2001 — Савенко С. И. Мир Стравинского. Москва: Композитор, 2001. 328 с.

[8] Энтелис 1966 — Сто балетных либретто / составлено и подготовлено к печати Л. А. Энтелисом. Москва; Ленинград: Музыка, 1966. 304 с.

[9] Стравинский 1973 — И. Ф. Стравинский. Статьи и материалы / сост. Л. С. Дьячкова; под общ. ред. Б. М. Ярустовского. Москва: Советский композитор, 1973. 528 с.

[10] Стравинский 1988 — И. Стравинский — публицист и собеседник / сост., текстол. ред., коммент., заключ. ст. и указ. В. Варунца. Москва: Советский композитор, 1988. 504 с.

[11] Стравинский 1998 — Стравинский И. Ф. Переписка с русскими корреспондентами. Материалы к биографии: в 3 т. / сост., текстологическая ред. и коммент. В. П. Варунца. Том 1: 1882–1912. Москва: Композитор, 1998. 552 с.

[12] Стравинский 2005 — Стравинский И. Ф. Хроника моей жизни. Москва: Композитор, 2005. 464 с.

[13] Ярустовский 1969 — Ярустовский Б. М. Игорь Стравинский. Москва: Советский композитор, 1969. 397 с.

Original article

“Petrushka” by Igor Stravinsky: Perspectives of Understanding

Author: Alexander I. Demchenko

Saratov State Conservatoire, Saratov, Russia,
alexdem43@mail.ru, http://orcid.org/0000-0003-4544-4791

Abstract

The article focuses on Stravinsky’s pioneering development of the forms of renewal of national and national principles which were extremely important for the national art of the early twentieth century, and which were put forward in the course of rapid development of the genre elements. The ballet Petrushka was the first major landmark and brilliant manifesto of an open breakthrough of contemporary genreism. Its most important feature is its sharp specificity, as everything here is based on an extremely convex outline of the characters and a vivid rendering of every kind of character. The ballet’s Shrovetide scenes are almost entirely based on a peculiar arrangement of folklore quotations, often from the “grassroots” culture, with the evolution from the first to the last scene from the depiction of the cultural environment in its clear links to the tradition to its increasingly tangible modern outlook being a notable facet of this mode of representation. Modernization of the author’s style makes itself felt in the sphere of individual characters (primarily Petrushka), which outlines of a cardinally new type of human nature. This novelty was conveyed primarily through such facets as eccentricity and barbarism.

Keywords: Igor Stravinsky, “Petrushka”, genreism, stylistic evolution

For citation: Demchenko A. I. Stravinsky’s “Petrushka”: Perspectives of comprehension. Opera musicologica. 2023. Vol. 15, no. 3. Р. 74–93. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/OM. 2023.15.3.005.

The article was submitted 02.02.2023; approved after reviewing 11.03.2023; accepted for publication 14.08.2023; published: 12.09.2023.

References

[1] Asafyev, Boris V. (1974). O balete: stat’i, retsenzii, vospominaniya [On the ballet: articles, reviews, memories]. Leningrad: Muzyka, 295 р. (in Russian).

[2] Vershinina, Irina Ya. (1967). Ranniye balety Stravinskogo [Stravinsky’s early ballets]. Moscow: Nauka, 1967. 221 p. (in Russian).

[3] Druskin, Mikhail S. (1982). Igor Stravinsky [Igor Stravinsky]. Leningrad: Sovetskiy komrozitor, 1982. 208 p. (in Russian).

[4] Karatygin, Vyacheslav G. (1965). Izbrannye stat’i [Selected articles], compilation and note by Olga L. Dansker; edited by Yuliy A. Kremlev. Leningrad: Muzyka, 1965. 352 p. (in Russian).

[5] Myaskovsky, Nikolai Ya. (1964). Sobranie materialov [Collection of materials]: in 2 vols. Vol. II: Literaturnoe nasledie. Pis’ma [Literary heritage. Letters]. Moscow: Muzyka, 1964. 612 p. (in Russian).

[6] Prokofiev, Sergei S. (1961). Materialy. Dokumenty. Vospominaniya [Materials. Documents. Memories]. Moscow: Muzgiz, 1961. 708 p. (in Russian).

[7] Savenko, Svetlana I. (2001). Mir Stravinskogo [The world of Stravinsky]. Moscow: Kompozitor, 2001. 328 p. (in Russian).

[8] Entelis, Leonid A. (1966). 100 baletnykh libretto [100 ballet librettos], compiled and prepared for publication by Leonid A. Entelis. Moscow; Leningrad: Muzyka, 1966. 304 p. (in Russian).

[9] Stravinsky, Igor F. (1973). Stat’i i materialy [Articles and materials], compiler Lyudmila S. Dyachkova; under the general editorship of Boris M. Yarustovsky. Moscow: Sovetskiy komrozitor, 1973. 528 p. (in Russian).

[10] Stravinsky, Igor F. (1988). I. Stravinsky — publicist i sobesednik [Igor Stravinsky — publicist and interlocutor], compilation, textual edition, commentaries, final article and decree by Victor Varunts. Moscow: Sovetskiy komrozitor, 1988. 504 p. (in Russian).

[11] Stravinsky, Igor F. (1998). Perepiska s russkimi korrespondentami. Materialy k biografii [Correspondence with Russian correspondents. Materials for the biography]: in 3 vols, compilation, textual edition, commentaries by Victor P. Varunts. Vol. 1: 1882–1912. Moscow: Kompozitor, 1998. 552 p. (in Russian).

[12] Stravinsky, Igor F. (2005). Khronika moey zhizni [Chronicle of my life]. Moscow: Kompozitor, 2005. 464 p. (in Russian).

[13] Yarustovsky, Boris M. (1969). Igor Stravinsky [Igor Stravinsky]. Moscow: Sovetskiy komrozitor, 1969. 397 p. (in Russian).