Особенности вокального стиля опер Джоаккино Россини: традиции и новаторство

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.3.008

Особенности вокального стиля опер Джоаккино Россини: традиции и новаторство

Скачать pdf  .

Автор: Лю Сяохэ

Казанская государственная консерватория имени Н. Г. Жиганова, Казань, Россия,
1534264616@qq.com, https://orcid.org/0009-0000-1712-7532

Аннотация

Статья посвящена выявлению в оперных партиях Россини характерных черт староитальянских вокальных традиций и новых способов работы композитора с  вокально-мелодическим материалом. Будучи адептом итальянского bel canto XVIII в., Россини сохранил в своих операх его основополагающие черты. Среди них выделяются: непродолжительность вокальных фраз, сосредоточенность мелодики в удобной тесситуре, насыщение колоратурой всех вокальных партий (включая басовые), избегание потенциально опасного переходного регистра в быстрых и сложных пассажах. Так же, как другие композиторы bel canto, Россини ориентировался на хорошо подготовленных певцов, в совершенстве владеющих выровненным тембром, головным голосом, навыками точного интонирования, пения legato, portamento и messa di voce. В то же время итальянский мастер насытил вокальный стиль новыми чертами, главная из которых заключалась в том, что колоратура стала сущностной основой вокальной мелодии и важнейшим выразительным средством.

Ключевые слова: Дж. Россини, вокальная мелодия, вокальный голос, силлабический стиль, вокализ, колоратура

Для цитирования: Лю Сяохэ. Особенности вокального стиля опер Джоаккино Россини: традиции и новаторство // Opera musicologica. 2023. Т. 15. № 3. С. 122–139. https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.3.008.

Статья поступила в редакцию: 10.03.2023; одобрена после рецензирования: 10.05.2023; принята к публикации: 14.08.2023; опубликована: 12.09.2023.

Список источников

[1] Жесткова, Садыкова 2013 — Жесткова О., Садыкова Л. Примадонны Россини и Мейербера // Научный вестник Московской консерватории. 2013. № 4. С. 150–175.

[2] Жесткова 2014 — Жесткова О. В. Haute-contre в парижской Опере и голос Адольфа Нурри // Старинная музыка. 2014. № 3. С. 28–33.

[3] Жесткова 2015 — Жесткова О. В. Вокальные новации Жильбера Дюпре // Opera musicologica. 2015. № 2. С. 46–61.

[4] Россини 1968 — Россини Дж. Избранные письма. Высказывания. Воспоминания: Переводы с ит., фр. и нем. / ред.-сост., автор вступ. ст. и прим. Е. Ф. Бронфин. Ленинград: Музыка, 1968. 232 с.

[5] Садыкова 2016 — Садыкова Л. А. Оперы seria Джоаккино Россини: вокальное искусство и особенности драматургии: дисс. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Казанская гос. консерватория им. Н. Г. Жиганова. Казань, 2016. 216 с.

[6] Садыкова, Жесткова 2016 — Садыкова Л. А., Жесткова О. В. La solita forma в операх seria Джоаккино Россини // Израиль XXI. Музыкальный журнал. 2016. №  5 (59). [Статья 3]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26595669 (дата обращения: 10.03.2023).

[7] Фраккароли 1990 — Фраккароли А. Россини. Письма Россини. Воспоминания. Переводы с ит., нем. и фр. / сост. И. Константинова; вступ. ст. и примеч. Е. Бронфин. Москва: Правда, 1990. 544 с.

[8] Celletti 2001 — Celletti R. A history of bel canto / trans. from the Italian by Frederick Fuller. Oxford: Clarendon press, 2001. 228 p.

[9] Royer 1875 — Royer A. Histoire de l’Opéra. Paris: Bachelin-Deflorenne, 1875. 228 р.

Original article

Specifics of the Vocal Style of Gioachino Rossini’s Operas: Tradition and Innovation

Author: Liu Xiaohe

Kazan Zhiganov Conservatory, Kazan, Russia, 
1534264616@qq.com, https://orcid.org/0009-0000-1712-7532

Abstract

The paper identifies distinctive features of the Old Italian vocal tradition and the new ways that Rossini used to work with vocal and melodic material in his opera parts. Being a follower of the Italian bel canto of the XVIII century, Rossini preserved its fundamental characteristics in the operas, namely: shorter vocal phrases, concentration of the melodics in a convenient tessitura, saturation with coloratura of all the vocal parts, including the bass ones, avoiding a potentially dangerous transitional register in fast and complex passages. Like other bel canto composers, Rossini focused on well-trained singers who perfectly mastered the smooth timbre, voce di testa, skills of precise intoning, legato, portamento and messa di voce singing. At the same time, the Italian master saturated the vocal style with new features, the main one being that coloratura became the essential basis of vocal melody and the most important expressive means.

Keywords: Gioachino Rossini, vocal melody, vocal voice, syllabic style, vocalise, coloratura

For citation: Liu Xiaohe. Specifics of the Vocal Style of Gioachino Rossini’s Operas: Tradition and Innovation. Opera musicologica. 2023. Vol. 15, no. 3. Р. 122–139. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/ OM.2023.15.3.008.

The article was submitted: 10.03.2023; approved after reviewing: 10.05.2023; accepted for publication: 14.08.2023; published: 12.09.2023.

References

[1] Zhestkova, Olga V. & Sadykova Liliya А. (2013). “Primadonny Rossini i Meyerbeera” [“Prime donne of Rossini and Meyerbeer”]. In Nauchnyy vestnik Moskovskoy konservatorii [Journal of Moscow Conservatory]. 2013. No. 4. Р. 150–175 (in Russian).

[2] Zhestkova, Olga V. (2014). “Haute-contre v parizhskoy Opere i golos Adolpha Nourrit” [“Haute-contre in Paris Opéra and Adolphe Nourrit’s voice”]. In Starinnaya muzyka [Early Music]. 2014. No. 3. Р. 28–33 (in Russian).

[3] Zhestkova, Olga V. (2014). “Vokal’nye novatsii Gilberta Duprez” [“Gilbert Duprez’s vocal innovations”]. In Opera musicologica. 2015. No. 2. Р. 46–61 (in Russian).

[4] Rossini, Gioachino (1968). Izbrannye pis’ma. Vyskazyvaniya. Vospominaniya [Selected letters. Comments. Memoirs]: Translation from Italian, French and German, editor-compiler, author of introductory article and notes Elena F. Bronfin. Leningrad : Muzyka, 232 р. (in Russian).

[5] Sadykova, Liliya A. Opery seria Gioachino Rossini: vokal’noe iskusstvo i osobennosti dramaturgii [Operas seria by Gioachino Rossini: vocal art and dramatic]: Cand. Sci. (Arts) dissertation: 17.00.02, Zhiganov Kazan State Conservatory, responsible organization. Kazan, 216 p. (in Russian, unpublished).

[6] Sadykova, Liliya A. & Zhestkova, Olga V. (2016). “La solita forma v operakh seria Gioachino Rossini” [“La solita forma in the operas seria by Gioachino Rossini”]. In Izrail XXI. Muzykal’nyy zhurnal [Israel XXI. Music journal]. 2016. No. 5 (59). Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=26595669 (accessed: 10.03.2023).

[7] Fraccaroli, Arnaldo (1990). Rossini. Pis’ma Rossini. Vospominaniya [Rossini's letters. Memories]: Translation from Italian, French and German, compiler Irina Konstantinova; introductory article and notes by Elena Bronfin. Moscow : Pravda, 544 р. (in Russian).

[8] Celletti, Rodolfo (2001). A history of bel canto, translated from the Italian by Frederick Fuller. Oxford: Clarendon press, 228 p.

[9] Royer, Alphonse (1875). Histoire de l’Opéra. Paris: Bachelin-Deflorenne, 228 р.