Об имитационных формах в четырехголосной Службе Божией («трудной») Василия Титова

Об имитационных формах в четырехголосной Службе Божией
(«трудной») Василия Титова

Скачать pdf  .

Ключевые слова: Василий Титов, Сергей Иванович Танеев, Служба Божия («трудная»), партесный стиль, имитация, канон, канонические секвенции, сложный контрапункт.

Автор: Наталья Плотникова

Сведения об авторе: НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА ПЛОТНИКОВА

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7406-7740
PIN-код: 3119-0342
e-mail: n_y_plotnikova@mail.ru

Доктор искусствоведения (2013), профессор кафедры теории музыки
Московской государственной консерватории имени П.  И. Чайковского

125009 Москва, ул. Большая Никитская, 13/6

Ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания

125009 Москва, Козицкий переулок, 5

Дата поступления: 15.12.2020

Дата публикации: 31.12.2020

DOI: 10.26156/OM.2020.12.5.004

Аннотация

Василий Титов (ок. 1650 – ок. 1715) — выдающийся русский композитор эпохи барокко, в  хоровых произведениях которого для различных составов (от трех до двадцати четырех голосов) ярко представлена имитационная техника. Его «Служба Божия» для двух дискантов и двух басов, созданная в 1680–1690-е годы, в  одном из  рукописных сборников середины XVIII века получила название «трудная», в первую очередь в связи с большим количеством имитационных форм (простые и канонические имитации, бесконечные каноны и канонические секвенции), а  также с  необычным для партесного стиля типом тематизма, приближающимся к инструментальному. Особый интерес представляют фугированные формы, помещающиеся в  экспозиционных разделах частей крупного многочастного цикла Службы, их канонические структуры и своеобразная ладовая организация. В задачи автора статьи входит выявление и характеристика имитационных форм Службы с опорой на теорию С. И. Танеева и методику современного полифонического анализа, определение роли полифонии в построении крупных тексто-музыкальных форм.

Литература

[1] Герасимова 2016 — Герасимова  И.  В. Ян  Календа: партесное письмо композитора середины XVII века // Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования : материалы международной научной конференции. Вып. 1 /  ред.-сост. Н.  Ю.  Плотникова. Москва : Государственный институт искусствознания, 2016. С. 131–144.

[2] Дилецкий 1979 — Дилецкий Н.  П. Идеа грамматики мусикийской /  Публикация, перевод, иссл. и коммент. Вл. Протопопова. Москва : Музыка, 1979. 641 с. (Памятники русского музыкального искусства. Вып. 7.)

[3] Евдокимова 1983 — Евдокимова Ю.  К. Многоголосие средневековья. X–XIV  века. Москва : Музыка, 1983. 454  с. (История полифонии. Вып.  1 /  под общ. ред. Т. Н. Ливановой и В. В. Протопопова).

[4] Лыжов 2021 — Лыжов Г. И. «Ля минор» в сочинениях Лассо, Шютца и Титова // Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования : материалы международной научной конференции (18–19 ноября 2019 года). Вып. 3 [cборник статей] / ред.-сост. Н. Ю. Плотникова. Москва : [2021, в печати].

[5] Милка 2016 — Милка А. П. Полифония: учебник для музыкальных вузов : [в 2 ч.] / науч. ред. К. Южак; Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.  А.  Римского-Корсакова. Ч. 1: Строгое письмо. Санкт-Петербург: Композитор • Санкт-Петербург, 2016. 336 с.

[6] Плотникова 2012 — Плотникова Н.  Ю. Русское партесное многоголосие конца XVII – первой половины XVIII века. Службы Божии Василия Титова : Исследование и публикация.  Москва : изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2012. 264 с.

[7] Плотникова 2014 — Плотникова Н. Ю. Полифония Василия Титова : учебное пособие по полифонии для студентов музыкальных вузов. Москва : Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2014. 128 с.

[8] Симакова 2002 — Симакова Н.  А. Контрапункт строгого стиля и  фуга. История, теория, практика. Ч.  I: Контрапункт строгого стиля как художественная традиция и учебная дисциплина. Москва : Издательский Дом «Композитор», 2002. 528 с.

[9] Танеев 1929 — Танеев С. И. Учение о каноне / подготовлено к печати В. М. Беляевым. Москва : Государственное издательство. Музыкальный сектор, 1929. 195 с.

[10] Холопов 1978 — Холопов Ю. Н. Канон. Генезис и ранние этапы развития // Теоретические наблюдения над историей музыки: сб. статей / сост. Ю. К. Евдокимова., В.  В.  Задерацкий, Т.  Н.  Ливанова. Москва : Музыка, 1978. С.  127–157.

Для цитирования: Плотникова Н. Ю. Об имитационных формах в четырехголосной Службе Божией («трудной») Василия Титова // Opera musicologica. 2021. Т. 12. № 5 (С). С. 63–79. DOI: 10.26156/OM.2020.12.5.004.

On Imitation Forms in the Four-Part Divine Service (“Difficult”) by Vasiliy Titov

Keywords: Vasiliy Titov, Sergey I. Taneyev, Divine Service (“difficult”), partesnyy style, imitation, canon, canonic sequences, complex counterpoint.

Author:  Natalia Yu. Plotnikova

About the Author

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7406-7740
PIN-код: 3119-0342
e-mail: n_y_plotnikova@mail.ru

Submitted on: 15.12.2020

Published on: 31.12.2020

Abstract

Vasiliy Titov (c. 1650 – c. 1715) is an outstanding Russian composer of the Baroque era, who brilliantly used imitation techniques in his choral works for choirs of wide range (from three to twenty-four voices). In one of the manuscript сollections of the mid-18th century, his Divine Service for two treble and two bass voices, composed in the 1680–90s, is referred to as ‘difficult’ — primarily due to the multitude of imitations (both simple and canonic, including perpetual canons and canonic sequences), as well as to the peculiarities of the work’s thematic material, which is of a rather instrumental nature, unusual for the partesnyy style. Of particular interest are the fugue forms that are located in the exposition sections of the parts of a large multi-part cycle of the Service, their canonical structures and a kind of modal organization. The tasks of the author of the article include identifying and characterizing the imitation forms of the Service based on the theory of Sergey I. Taneyev and the methodology of modern polyphonic analysis, defining the role of polyphony in large-scale vocal forms. 

Works Cited

[1] Gerasimova, Irina V. (2016). “Yan Kalenda: partesnoe pis’mo kompozitora serediny XVII  veka” [Yan Kalenda: partes writing by a mid-17th century composer]. In Russkoe muzykal’noe barokko: tendentsii i perspektivy issledovaniya. Materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [Russian Musical Baroque: Tendencies and Perspectives of Research. Materials of the international scientific conference]. Iss. 1, ed. by Natalia Yu. Plotnikova. Moscow: Gosudarstvennyy institut iskusstvoznaniya, pp. 131–144 (in Russian).

[2] Diletskiy, Nicolay (1979). Idea grammatiki musikiyskoy [An Idea of Music Grammar], ed. by Vladimir V. Protopopov. Moscow: Muzyka, 641 p. (in Russian). (Pamyatniki russkogo muzykal’nogo iskusstva [Monuments of Russian Musical Art]. Iss. 7).

[3] Evdokimova, Yulia К. (1983). Mnogogolosie srednevekov’ya. X–XIV veka [Polyphony of the Middle Ages. X–XIV centuries]. Moscow: Muzuka, 454 p. (Istoriya polifonii [The History of Polyphony]: in 7th issue. Iss. 1) (in Russian).

[4] Lyzhov, Grigoriy I. (2021). “‘Lya minor’ v sochineniyakh Lasso, Schütz’a i Titova” [“‘A-moll’ in the works of Lasso, Schütz and Titov”]. In Russkoe muzykal’noe barokko: tendentsii i perspektivy issledovaniya. Materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [Russian Musical Baroque: Tendencies and Perspectives of Research. Materials of the international scientific conference]. Iss. 3, ed. by Natalia Yu. Plotnikova. Moscow [2021, forthcoming] (in Russian).

[5] Milka, Anatoliy P. (2016a). Polifoniya : uchebnik dlya muzykal’nykh vuzov [Polyphony. Textbook for Music Academies]: in 2 parts, scientific ed. by Kyra I. Yuzhak; Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory. Pt. I: Strogoe pis’mo [Strict Style]. St. Petersburg : Kompozitor • Saint Petersburg, 336 р. (in Russian).

[6] Plotnikova, Natalia Yu. (2012). Russkoe partesnoe mnogogolosie kontsa XVII – pervoy poloviny XVIII veka. Sluzhby Bozhii Vasiliya Titova : Issledovanie i publikatsiya [The Russian Partesny Chant between the end of the 17th and the first half of the 18th centuries: Divine Services by Vasiliy Titov]. Moscow: Izdatel’stvo Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta, 264 p. (in Russian).

[7] Plotnikova, Natalia Yu. (2014). Polifoniya Vasiliya Titova [Vasiliy Titov’s Polyphony]: a textbook on polyphony for students of music universities. Moscow: Nauchno-izdatel’skiy tsentr “Moskovskaya konservatoriya”, 128 p. (in Russian).

[8] Simakova, Nataliya A. (2002). Konrtapunkt strogogo stilya i fuga. Istortiya, teoriya, praktika [The Сounterpoint of the strict style and the fugue. History, theory, practice]. Pt. 1: Kontrapunkt strogogo stilya kak khudozhestvennaya traditsiya i uchebnaya distsiplina [Strict style counterpoint as an artistic tradition and academic discipline]. Moscow: Izdatel’skiy Dom “Kompozitor”, 528 p. (in Russian).

[9] Taneyev, Sergey I. (1929). Ucheniye o kanone [Doctrine of the Canon], prepared for print by Vladimir Belyaev. Moscow: Gosudarstvennoe izdatel’stvo. Muzykal’nyy sektor, 195 p. (in Russian).

[10] Kholopov, Yuriy N. (1978). “Kanon. Genezis i rannie etapy razvitiya” [“Canon. Genesis and early stages of development”]. In Teoreticheskie nablyudeniya nad istoriey muzyki [Theoretical observations on the history of music]: Collection of works, ed. by Yulia K. Evdokimova, Vsevolod V. Zaderatskiy, Tamara N. Livanova. Moscow: Muzyka, pp. 127–157 (in Russian).

For citation: Plotnikova, Natalia Yu. “On Imitation Forms in the Four-part Divine Service (‘difficult’) by Vasiliy Titov”. In Opera musicologica, vol. 12, no. 5 (SI) (2020), pp. 63–79 (in Russian). DOI: 10.26156/OM.2020.12.5.004.