О темпах исполнения инструментальных менуэтов XVIII века

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.1.002

О темпах исполнения инструментальных менуэтов XVIII века

Скачать pdf  .

Авторы

Алексей Анатольевич Панов

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
a.panov@spbu.ru, https://orcid.org/0000-0002-4053-4512

Иван Васильевич Розанов

Санкт-Петербургский государственный университет, 
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Россия
i.rozanov@spbu.ru, https://orcid.org/0000-0002-6768-6831

Аннотация

Статья посвящена вопросам исполнения инструментальных менуэтов в западноевропейской музыкальной культуре XVIII столетия. В конце XVII в. Этьен Лулие опубликовал описание изобретенного им «хронометра» — маятникового устройства, предназначенного для фиксации темпа музыкальных композиций. Авторы различных точных и относительно точных дометрономических систем определения темпа исполнения музыкальных произведений оставили, в числе прочих, указания по выбору темпа инструментальных менуэтов и менуэтов для танцев. В числе этих авторов — Мишель Лафийяр, (1705), Луи Леон Пайо, граф Д’Онсамбрей (1735), Жак Александр де ля Шапель (1737), Иоганн Иоахим Кванц (1752), Анри Луи Шокель (1759 и 1762). В процессе изучения текстов старинных материалов и документов, а также в результате сравнительного анализа трудов исследователей XX в. авторы статьи пришли к выводу, что в западноевропейском музыкальном искусстве XVIII в. параллельно существовали либо два типа инструментального и танцевального менуэта с принципиально различными (прежде всего, темповыми) исполнительскими характеристиками, либо две принципиально разные исполнительские традиции, не ограниченные строгими хронологическими и географическими рамками.

Ключевые слова: менуэт, темп, ритм, интерпретация, музыка XVIII в., исторически информированное исполнительство

Для цитирования: Панов А. А., Розанов И. В. О темпах исполнения инструментальных менуэтов XVIII века // Opera musicologica. 2024. Том 16. № 1 (март). С. 38–53. https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.1.002

Статья поступила в редакцию: 20.12.2023; одобрена после рецензирования: 25.12.2023; принята к публикации: 15.01.2024; опубликована: 25.03.2024.

Список источников

[1] Дюбо 1976 — Дюбо Ж.-Б. Критические размышления о поэзии и живописи. Москва: Искусство, 1976. 767 c.

[2] Панов, Розанов 2011 — Панов А. А., Розанов И. В. Florilegium primum Георга Муффата: перевод и комментарии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2011. Том 1. № 4. С. 151–156. URL: https://artsjournal.spbu.ru/article/view/1007/848 (дата обращения: 15.01.2024).

[3] Розанов 2014 — Розанов И. В. Темпы танцев для пения в трактате Мишеля Л’Аффийяра (Париж, 1705) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2014. Том. 4. № 2. С. 5–41. URL: https://artsjournal.spbu.ru/article/view/4485/3971 (дата обращения: 15.01.2024).

[4] Adelung 1798 — Adelung J. Chr. Vollständiges Deutsch = Russisches Lexicon, <...>. Zweyter Band M — Z. St. Petersburg: J. J. Weitbrecht, 1798.

[5] Brossard 1701 — Brossard S. de (l’Abbé). Dictionnaire des termes grecs, latins et italiens, dont on se sert fréquemment dans toutes sortes de Musique, & particulierement dans l’Italienne. Paris: Jean-Baptiste-Christophe Ballard, 1701.

[6] Charpentier 2020 — [Charpentier M.-A.] A Case for Charpentier Treatise on Accompaniment and Composition. Translated and edited by Carla E. Williams. Bloomington: Indiana University Press, 2020.

[7] Choquel 1762 — Choquel H.-L. La musique rendue sensible par la méchanique, ou nouveau système pour apprendre facilement la musique <...>. Nouvelle Édition. Paris: Chr. Ballard, 1762.

[8] Corrette 1735 — Corrette M. Methode pour apprendre aisément à joüer De La Flute traversiere. Avec des Principes de Musique <...>. Paris: Boivin, Le Clerc; Lyon: de Bretonne, s. d. [c1735].

[9] Dom Bedos 1766–1778 — Dom Bedos de Celles F. L’Art Du Facteur D’Orgues. Paris: L. F. Delatour, 1766–1778.

[10] Fuhrmann 1706 — Fuhrmann M. H. Musicalischer = Trichter / Dadurch Ein geschickter Informator seinen Informandis die Edle Singe = Kunst nach heutiger Manier bald und leicht Einbringen kan. Franckfurt an der Spree: In verlegung des Autoris, 1706.

[11] Grassineau 1740 — Grassineau J. A Musical Dictionary; being a Collection of Terms and Characters, As well Ancient as Modern; including the Historical, Theoretical, and Practical Parts of Music <...>. London: John Wilcox, 1740.

[12] Hotteterre 1719 — Hotteterre (le Romain) J. M. L’Art de Preluder sur la Flûte Traversiere. Sur la Flûte a bec, Sur le Haubois, et autres Instrumens de Deßus. Paris: l’Auteur, Foucalt, 1719.

[13] Kroemer 2013 — KroemerJ. “Le cronometre de monsieur Feuillet”. Absolute Tempoangaben eines barocken Tanzmeisters // Österreichische Musikzeitschrift. 2013. Vol. 56. No. 7. S. 23–28.

[14] Kuhnau 1689 — Kuhnau J. Das Neue Clavie r= Ubung. Leipzig: Johann Kuhnau, 1689.

[15] La Chapelle 1737 — La Chapelle J. A. de. Les vrais principes de musique, <...> 2e Livre. Paris: Boivin, 1737.

[16] L’Affillard 1705 — L’Affillard M. Principes très-faciles pour bien apprendre la musique, <...>. Cinquiéme Edition revûë, corrigée, & augmentée. Paris: Jean-Baptiste-Christophe Ballard, 1705.

[17] Mattheson 1713 — Mattheson J. Das Neu-Eröffnete Orchestre, Oder Universelle und gründliche Anleitung / Wie ein Galant Homme einen vollkommenen Begriff von der Hoheit und Würde der edlen MUSIC erlangen / <...>. Hamburg: der Autor und Benjamin Schiller, 1713.

[18] Muffat 1695 — Muffat G. Suavoris Harmoniæ Instrumentalis Hyporchematicæ Florilegium Primum <...>. [Augsburg]: Jacob Koppmayr, 1695.

[19] Muffat 1698 — Muffat G. Suavoris Harmoniæ Instrumentalis Hyporchematicæ Florilegium Secundum <...>. Passau: Georg Adam Höller, 1698.

[20] Muffat 2001 — Georg Muffat on Performance Practice. The Text from Florilegium Primum, Florilegium Secundum, and Auserlesene Instrumentalmusik. A New Translation with Commentary. Edited and Translated by David K. Wilson from a collation prepared by Ingeborg Harer, Yvonne Luisi-Weichsel, Ernest Hoetzl, and Thomas Binkley. Bloomington & Indianapolis: Indiana University Press, 2001.

[21] Mussard с 1778 / 79 — Mussard. Nouvaux [sic?] Principes Pour apprendre a jouer de la Flute Traversiere <...>. Paris: l’Auteur, s. d. [c 1778 / 79].

[22] Niedt 1721 — Niedt F. E. Musicalischer Handleitung Anderer Theil / Von der Variation Des General-Basses, Samt einer Anweisung / Wie man aus einem schlechten General-Baß allerley Sachen/ als Præludia, Ciaconen, Allemanden, & c. erfinden könne. Die zweyte Auflage / Verbessert / vermehret / mit verschiedenen Grund = richtigen Anmerkungen/und einem Anhang von mehr als 60. Orgel = Wercken versechen durch J. Mattheson, . Hamburg: Benjamin Schiller und Johann Christoph Kißner, 1721.

[23] D’Onzembray 1735 — Pajot L.-L., Comte D’Onzembray [D’Onsembray, D’Ons-en-Bray]. Description et usage d’un Métromètre ou Machine pour battre les Mesures et les Temps de toutes sortes d’Airs // Histoire de l’Academie Royale des Sciences. Année 1732. Paris: De l’Imprimerie Royale, 1735. Pp. 182–195.

[24] Panov, Rosanoff 2015 — Panov A. A., Rosanoff I.V. Sébastien de Brossard’s Dictionnaire of 1701: A comparative analysis of the complete copy // Early Music. 2015. Vol. 43. No. 3. P. 417–430. https://doi.org/10.1093/em/cav044

[25] Quantz 1752 — Quantz J. J. <...> Versuch einer Anweisung, die Flöte traversiere zu spielen <...>. Berlin: Johann Friedrich Voss, 1752.

[26] Rousseau 1768 — Rousseau J. J. Dictionnaire de musique, <…>. Paris: Duchesne, 1768.

[27] Saint Lambert 1702 — Saint Lambert de. Les Principes Du Clavecin Contenant une Explication exacte de tout ce qui concerne la Tablature & le Clavier. Paris: Jean-Baptiste-Christophe Ballard, 1702.

[28] Walther 1732 — Walther J.G. Musicalisches Lexicon Oder Musicalische Bibliothec, <…>. Leipzig: Wolffgang Deer, 1732.

Original article

On Tempos of Instrumental Minuets of the 18th Century

Authors

Alexei A. Panov

St. Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia
a.panov@spbu.ru, https://orcid.org/0000-0002-4053-4512

Ivan V. Rosanof

St. Petersburg State University, Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, Saint Petersburg, Russia
i.rozanov@spbu.ru, https://orcid.org/0000-0002-6768-6831

Abstract 

The article is devoted to the problem of performing instrumental minuets in the Western European musical culture of the 18th century. At the end of the 17th century, Étienne Loulié published a description of the “Chronometer”, which he invented, a pendulum device designed to fix the tempo of musical compositions. The authors of various earlier tempo detecting systems left, among others, instructions for setting the tempo of instrumental minuets and minuets for dancing. Among these authors are Michel L’Affillard (1705), Louis-Leon Pajot, Comte d’Onzembray (1735), Jacques Alexandre de la Chapelle (1737), Johann Joachim Quantz (1752), Henri Louis Choquel (1759 and 1762). While studying the texts of ancient materials and documents, and as a result of a comparative analysis of the works of researchers of the 20th century, the authors of the article came to a conclusion that the Western European musical art of the 18th century testifies to a parallel existence of either two types of instrumental and dance minuet with fundamentally different tempo characteristics, or two fundamentally different performing traditions, not limited by strict chronological and geographical boundaries.

Keywords: Minuet, tempo, rhythm, interpretation, 18th century music, historically informed performance practice

For citation: Panov, Alexei A. & Rosanoff, Ivan V. On Tempos of Instrumental Minuets of the 18th Century. Opera musicologica. 2024. Vol. 16, no. 1 (March). Р. 38–53. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.1.002

The article was submitted: 20.12.2023; approved after reviewing: 25.12.2023; accepted for publication: 15.01.2024; published: 25.03.2024.

References

[1] Dubos, Jean-Baptiste (1976). Kriticheskie razmyshleniya o poezii i zhivopisi [Сritical reflections on poetry and painting]. Moscow: Iskusstvo, 767 p. (in Russian).

[2] Panov, Alexei А. & Rosanoff, Ivan V. (2011). “Florilegium primum Georga Muffata: perevod i kommentarii” [“Florilegium Primum by Georg Muffat: Translation and Commentary”] In Vestnik of Saint Petersburg University. Arts. Vol. 1, no. 4 (2011), рр. 151–156 (in Russian). Available at: https://artsjournal.spbu.ru/article/view/1007/848 (accessed: 15.01.2024).

[3] Rosanoff, Ivan V. (2014). “Tempy tantsev dlya peniya v traktate Mishelya L’Affillarda (Paris, 1705)” [“The tempos of danses chantées in Michel L’Affillard’s treatise (Paris, 1705)”]. In Vestnik of Saint Petersburg University. Arts. Vol. 4, no. 2 (2014), рр. 5–41 (in Russian). Available at: https://artsjournal.spbu.ru/article/view/4485/3971 accessed: 15.01.2024).

[4] Adelung, Johann Christoph. (1798). Vollständiges Deutsch = Russisches Lexicon, <...>. Zweyter Band M — Z. St. Petersburg: J. J. Weitbrecht, 1798.

[5] Brossard, Sébastien de (l’Abbé) (1701). Dictionnaire des termes grecs, latins et italiens, dont on se sert fréquemment dans toutes sortes de Musique, & particulierement dans l’Italienne. Paris: Jean-Baptiste-Christophe Ballard, 1701.

[6] [Charpentier, Marc-Antoine] (2020). A Case for Charpentier Treatise on Accompaniment and Composition. Translated and edited by Carla E. Williams. Bloomington: Indiana University Press, 2020.

[7] Choquel, Henri-Louis (1762). La musique rendue sensible par la méchanique, ou nouveau système pour apprendre facilement la musique <...>. Nouvelle Édition. Paris: Chr. Ballard, 1762.

[8] Corrette, Michel (1735). Methode pour apprendre aisément à joüer De La Flute traversiere. Avec des Principes de Musique <...>. Paris: Boivin, Le Clerc; Lyon: de Bretonne, s. d. [c 1735].

[9] Dom Bedos de Celles François (1766–1778). L’Art Du Facteur D’Orgues. Paris: L. F. Delatour, 1766–1778.

[10] Fuhrmann, Martin Heinrich. (1706). Musicalischer = Trichter / Dadurch Ein geschickter Informator seinen Informandis die Edle Singe = Kunst nach heutiger Manier bald und leicht Einbringen kan. Franckfurt an der Spree: In verlegung des Autoris, 1706.

[11] Grassineau, James (1740). A Musical Dictionary; being a Collection of Terms and Characters, As well Ancient as Modern; including the Historical, Theoretical, and Practical Parts of Music <...>. London: John Wilcox, 1740.

[12] Hotteterre (le Romain) Jacques Martin. (1719). L’Art de Preluder sur la Flûte Traversiere. Sur la Flûte a bec, Sur le Haubois, et autres Instrumens de Deßus. <...>. Paris: l’Auteur, Foucalt, 1719.

[13] Kroemer, Jürgen (2013). “ ‘Le cronometre de monsieur Feuillet’. Absolute Tempoangaben eines barocken Tanzmeisters”. In Österreichische Musikzeitschrift. Vol. 56, no. 7 (2013). S. 23–28.

[14] Kuhnau, Johann (1689). Das Neue Clavie r = Ubung. Leipzig: Johann Kuhnau, 1689.

[15] La Chapelle, Jacques-Alexandre de (1737). Les vrais principes de musique, <...> 2e Livre. Paris: Boivin, 1737.

[16] L’Affillard, Michel (1705). Principes très-faciles pour bien apprendre la musique, <...>. Cinquiéme Edition revûë, corrigée, & augmentée. Paris: Jean-Baptiste-Christophe Ballard, 1705.

[17] Mattheson, Johann (1713). Das Neu-Eröffnete Orchestre, Oder Universelle und gründliche Anleitung /Wie ein Galant Homme einen vollkommenen Begriff von der Hoheit und Würde der edlen MUSIC erlangen / <...>. Hamburg: der Autor und Benjamin Schiller, 1713.

[18] Muffat, Georg (1695). Suavoris Harmoniæ Instrumentalis Hyporchematicæ Florilegium Primum <...>. [Augsburg]: Jacob Koppmayr, 1695.

[19] Muffat, Georg (1698). Suavoris Harmoniæ Instrumentalis Hyporchematicæ Florilegium Secundum <...>. Passau: Georg Adam Höller, 1698.

[20] Muffat, Georg (2001). Georg Muffat on Performance Practice. The Text from Florilegium Primum, Florilegium Secundum, and Auserlesene Instrumentalmusik. A New Translation with Commentary. Edited and Translated by David K. Wilson from a collation prepared by Ingeborg Harer, Yvonne Luisi-Weichsel, Ernest Hoetzl, and Thomas Binkley. Bloomington & Indianapolis: Indiana University Press, 2001.

[21] Mussard (1778 / 79). Nouvaux [sic?] Principes Pour apprendre a jouer de la Flute Traversiere <...>. Paris: l’Auteur, s. d. [c 1778 / 79].

[22] Niedt, Friedrich Erhard (1721). Musicalischer Handleitung Anderer Theil/Von der Variation Des General-Basses, Samt einer Anweisung /Wie man aus einem schlechten General-Baß allerley Sachen/ als Præludia, Ciaconen, Allemanden, & c. erfinden könne. Die zweyte Auflage /Verbessert/ vermehret/mit verschiedenen Grund=richtigen Anmerkungen / und einem Anhang von mehr als 60. Orgel = Wercken versechen durch J. Mattheson, <...>. Hamburg: Benjamin Schiller und Johann Christoph Kißner, 1721.

[23] Pajot Louis-Léon, Comte D’Onzembray [D’Onsembray, D’Ons-en-Bray] (1735). “Description et usage d’un Métromètre ou Machine pour battre les Mesures et les Temps de toutes sortes d’Airs”. In Histoire de l’Academie Royale des Sciences. Année 1732. Paris: De l’Imprimerie Royale, 1735, рp. 182–195.

[24] Panov, Alexei A. & Rosanoff , Ivan V. (2015). “Sébastien de Brossard’s Dictionnaire of 1701: A comparative analysis of the complete copy”. In Early Music. Vol. 43, no. 3 (2015), рр. 417–430. https://doi.org/10.1093/em/cav044

[25] Quantz, Johann Joachim (1752). <...> Versuch einer Anweisung, die Flöte traversiere zu spielen <...>. Berlin: Johann Friedrich Voss, 1752.

[26] Rousseau, Jean-Jacques. (1768). Dictionnaire de musique <...>. Paris: Duchesne, 1768.

[27] Saint Lambert de (1702). Les Principes Du Clavecin Contenant une Explication exacte de tout ce qui concerne la Tablature & le Clavier. Paris: Jean-Baptiste-Christophe Ballard, 1702.

[28] Walther, Johann Gottfried (1732). Musicalisches Lexicon Oder Musicalische Bibliothec, <...>. Leipzig: Wolffgang Deer, 1732.