О стилистике фортепианных ноктюрнов Цезаря Кюи

О стилистике фортепианных ноктюрнов Цезаря Кюи

Скачать pdf  .

Ключевые слова: Цезарь Антонович Кюи, ноктюрн, русская фортепианная музыка.

Автор: Регина Глазунова

Сведения об авторе: РЕГИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА ГЛАЗУНОВА

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0196-7478
SPIN-код: 2699-9676
e-mail: glazoreg@mail.ru

Доцент кафедры общего курса и методики преподавания фортепиано Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова

190068 Санкт-Петербург, ул. Глинки, 2, литер А

Доцент кафедры музыкально-инструментальной подготовки Института музыки, театра и хореографии Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена

199155 Санкт-Петербург, пер. Каховского, 2, литер В

Дата поступления: 11.11.2019

Дата публикации: 15.09.2020

DOI: 10.26156/OM.2020.12.3.004

Аннотация

Композиторская и музыкально-критическая деятельность Цезаря Кюи сыграла важную роль в становлении, укреплении и пропаганде русского музыкального искусства. В то же время стиль произведений Кюи напрямую не связан с идейными установками балакиревской школы; как композитор Кюи скорее был «европейцем», продолжателем традиций Шумана и Шопена. Выдающиеся пианисты XIX века — Антон Рубинштейн, Ференц Лист, Ганс фон Бюлов — высоко ценили творчество Кюи и охотно включали его фортепианные сочинения в свои концертные программы.

Одним из сквозных жанров фортепианного творчества Кюи является ноктюрн. В статье представлены все пять ноктюрнов, написанных композитором в разные годы. Подобно Шуману, Кюи стремится к объединению разнохарактерных миниатюр: каждый из ноктюрнов входит в тот или иной опус фортепианных пьес. Для подхода композитора характерны точность, любовь к деталям, бережное отношение к мелодии и гармонии, умение создать неповторимый колорит; миниатюрам свойственны простота изложения музыкального материала, поэтичность и возвышенная тонкость. На примере ноктюрнов рассматриваются особенности фортепианного стиля композитора, проводятся параллели с другими жанрами творчества Кюи и его современников.

Литература

Асафьев 1979 — Асафьев Б. В. Русская музыка XIX и начала XX века. Изд. 2-е. Ленинград: Музыка, 1979. 344 с.

Коптяев 1895 — Ц. А. Кюи как фортепианный композитор: музыкально-критический этюд А. П. Коптяева: лекция, чит. 16 апр. 1895 г. в Музыкальной школе Даннемана и Кривошеина. Санкт-Петербург: Типография Н. Финдейзена, 1895. 54 с.

Корженьянц 1994 — Корженьянц Т. В. Ц. А. Кюи // История русской музыки: в 10 томах. Т. 7: 70–80-е годы XIX века / ред. Ю. Келдыш. Москва: Музыка, 1994. С 174–209.

Кюи 1952 — Кюи Ц. А. Избранные статьи. Ленинград: Музгиз, 1952. 692 с.

Кюи 1955 — Кюи Ц. Избранные письма. Ленинград: Музгиз, 1955. 756 с.

The Touches of Piano Nocturnes by Cesar Cui

Keywords: César Cui, Russian piano music, nocturne.

Author: Regina V. Glazunova

About the Author

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0196-7478
SPIN-код: 2699-9676
e-mail: glazoreg@mail.ru

Associate Professor of the Department of General Course and Methods of Teaching Piano at the Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory

2 liter A Glinki St., St. Petersburg 190068, Russia

Associate Professor of the Department of Musical and Instrumental Training at the Institute of Music, Theatre and Choreography of the Herzen State Pedagogical University of Russia

2 liter B Kakhovskogo Ln., St. Petersburg 199155, Russia

Submitted on: 11.11.2019

Published on: 15.09.2020

Abstract

Composer and musical-critical activity of César Cui played an important role in the formation, development and promotion of Russian musical art. At the same time, the style of Cui’s works is not directly related to the ideological assumptions of the Balakirev school; as a composer, Cui was rather a “European”, a follower of the traditions of Schumann and Chopin. The outstanding pianists of the 19th century — Anton Rubinstein, Franz Liszt, Hans von Bülow — highly appreciated the work of Cui and willingly included his piano compositions in their concert programs.

One of the cross-cutting genres of Cui’s piano art is nocturne. The article presents all five nocturnes written by the composer in different years. Like Schumann, Cui seeks to unite variegated miniatures: each of the nocturnes is included in one or another opus of piano pieces. The composer’s approach is characterized by accuracy, a love of detail, a careful attitude to melody and harmony, the ability to create a unique flavor; miniatures are characterized by the simplicity of musical material, poetry and fine subtlety. The nocturnes are used as good example to consider the features of the composer’s piano style, and to draw parallels with other genres of the creative work of Cui and his contemporaries.

Works Cited

Asafiev, Boris V. (1979). Russkaya muzyka XIX i nachala XX veka. Second Edition [Russian music of the 19th and early 20th centuries]. Leningrad: Muzyka. 344 p. (in Russian).

Cui, César A. (1952). Izbrannye stat’i [Selected Articles]. Leningrad: Muzgiz, 1952. 692 p. (in Russian).

Cui, César A. (1955). Izbrannye pis’ma [Selected Letters]. Leningrad: Muzgiz, 1955. 756 p. (in Russian).

Koptyaev, Aleksandr P. (1895). C. A. Cui kak fortepianniy kompozitor [César Cui as a piano composer]: a musical-critical study by Aleksandr P. Koptyaev: lecture delivered on April 16 1895 at the Music School of Dannemann and Krivoshein. St. Petersburg: Printing House of N. Findeisen, 1895. 54 p. (in Russian).

Korzhen’yants, Tat’yana V. (1994). “César Cui” In Istoriya russkoy muzyki [History of Russian music]: in 10 volumes. Vol. 7: [1870–1880s], ed by Yuriy Keldysh. Moscow: Muzyka, 1994. 479 p. (in Russian).

For citation: Glazunova, Regina V. “The Touches of Piano Nocturnes by César Cui”. In Opera musicologica, vol. 12, no. 3 (2020), pp. 64–78 (in Russian). DOI: 10.26156/OM.2020.12.3.004.