О РИТМЕ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛУИДЖИ ДАЛЛАПИККОЛЫ

О ритме в творчестве Луиджи Даллапикколы

Скачать pdf  OM_12.1_06-24_Okuneva.pdf

Ключевые слова: Луиджи Даллапиккола, Антон Веберн, Оливье Мессиан, Пьер Булез, «плавающий ритм», серийная музыка, сериализм, музыка ХХ века.

Автор: Екатерина Окунева

Сведения об авторе: ЕКАТЕРИНА ГУРЬЕВНА ОКУНЕВА

ОRCID: https://orcid.org/0000-0001-5253-8863
SPIN-код: 6284-0570
e-mail: okunevaeg@yandex.ru

Кандидат искусствоведения, доцент, проректор по научной и творческой работе Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова

185031 Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ленинградская, 16

Дата поступления: 09.11.2019

Дата публикации: 15.04.2020

DOI: 10.26156/OM.2020.12.1.001

Аннотация

Творчество Луиджи Даллапикколы 1950‒1960-х годов отмечено активными экспериментами в области метра и ритма. У композитора сложилась концепция так называемого «плавающего ритма» („schwebender Rhythmus“). В статье данное понятие интерпретируется как связанное со свободной метрикой, ритмической нерегулярностью, безакцентностью. К комплексу приемов, способствующих нарушению метроритмического равновесия, автор относит вуалирование сильных долей, использование внутритактовых и межтактовых синкоп, добавочной длительности, полиметрию. 

Принципы композиторской работы с ритмом демонстрируются на примере отдельных сочинений 1950‒1960-х годов: «Музыкальной тетради Анналиберы», вокальных циклов «Песни на стихи Гёте» и «Пять песен», концерта для виолончели с оркестром «Диалоги», оперы «Улисс».

Даллапиккола синтезирует достижения старых мастеров полифонии и композиторов новой венской школы. Он автономизирует звуковысотные и ритмические каноны, оперирует длительностями как конструктивными элементами, работает с ритмическими ячейками как синтаксическими единицами, ищет эквивалент звуковысотной инверсии в ритмическом параметре путем обращения долгих длительностей в короткие и наоборот. Автор проводит параллели между ритмическим мышлением Даллапикколы и ритмическими идеями Мессиана, Булеза, других сериальных композиторов. 

Прослеживается тенденция к усложнению ритмических структур: Даллапиккола обращается к разнообразным способам числовой организации ритма и наделяет его образно-символическим смыслом. 

Литература

Даллапиккола 2009 — Даллапиккола Л. О путях додекафонии / пер. Е. Дубравской // Композиторы о современной композиции: хрестоматия. Москва: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. С. 50–69.

Мессиан 1995 — Мессиан О. Техника моего музыкального языка / пер. с немецкого и комментарии М. Чебуркиной; научный редактор Ю. Холопова. Москва: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1995. 124 с.

Окунева 2014 — Окунева Е. Принципы организации ритмических структур в сериальной музыке. Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 2014. 124 с.

Окунева 2019 — Окунева Е. Идея в зеркале техники — техника в зеркале идеи: Опус 3 Карела Гуйвартса // Музыкальная наука и композиторское творчество в современном мире: сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции 28‒29 апреля 2018. Астрахань: Триада, 2019. С. 58‒64.

Ренёва 2014 — Ренёва Н. Музыкально-теоретические взгляды молодого Пьера Булеза (на материале книги «Записки подмастерья»): дис. … канд. иск.: 17.00.02. Т. 2: Приложения. Москва, 2014. 155 с.

Цареградская 2002 — Цареградская Т. Время и ритм в творчестве Оливье Мессиана. Москва: Классика – ХХI, 2002. 376 с.

Alegant 2010 — Alegant B. The Twelve-tone Music of Luigi Dallapiccola. New York: University Rochester Press, 2010. 336 p.

Boulez 1966 — Boulez P. Relevés d’apprenti. Paris: Editions du Seuil, 1966. 385 p.

Boulez 1972 — Boulez P. Werkstatt-texte / übersetzt aus dem Französischen von Josef Häusler. Frankfurt a. M.; Berlin: Ullstein; Propyläen, 1972. 286 S.

Hees 1984 — Hees J. Luigi Dallapiccolas Bühnenwerk Ulisse: Untersu-chungen zu Werk und Werkgenese. Kassel: Gustav Bosse, 1994. 317 S.

Kämper 1984 — Kämper D. Gefangenschaft und Freiheit. Leben und Werk des Komponisten Luigi Dallapiccola. Köln: Gitarre und Laute, 1984. 210 S.

Nathan 1966 — Nathan H. Luigi Dallapiccola: Fragments from Conversations // The Music Review. 1966. Vol. 27. No. 4. P. 294‒312.

Várnai 1977 — Várnai P. Beszélgetések Luigi Dallapiccolával. Budapest: Zeneműkiadó, 1977. 58 p.

Для цитирования: Окунева Е. Г. О ритме в творчестве Луиджи Даллапикколы // Оpera musicologica. 2020. Т. 12. № 1. С. 6–24. DOI: 10.26156/OM.2020.12.1.001.

Rhythm in the Works of Luigi Dallapiccola

Keywords: Luigi Dallapiccola, Anton Webern, Pierre Boulez, Olivier Messiaen, “floating rhythm” („schwebender Rhythmus“), serial music, integral serialism, music of the twentieth century.

Author: Ekaterina G. Okuneva

About the author

ОRCID: https://orcid.org/0000-0001-5253-8863
e-mail: okunevaeg@yandex.ru

PhD in Art History (2006), Associate Professor of Department of Music Theory and Composition, Vice-rector for Scientific and Creative Work at the Petrozavodsk State Glazunov Conservatory

16 Leningradskaya St., Petrozavodsk, Republic of Karelia 185031, Russia

Submitted on: 09.11.2019

Published on: 15.04.2020

Abstract

The work of Luigi Dallapiccola of the 1950–1960s is characterized by active experiments in the field of meter and rhythm. The composer has developed the concept of the so-called “floating rhythm” („schwebender Rhythmus“). In the article, this concept is interpreted as associated with a free metric, rhythmic irregularity, and lack of focus. The complex of techniques mentioned by the author as contributing to violation of the metro-rhythmic equilibrium, includes the veiling of accented beats, the use of in-bar and inter-bar syncopes, additional duration, polymetry.

The principles of composer’s work with rhythm are demonstrated by particular compositions of the 1950–1960s: Quaderno musicale di Annalibera [Musical Notebook of Annalibera], the vocal cycles Goethe-Lieder and Cinque canti, [Five Songs], the concert for cello and orchestra Dialoghi [Dialogues], and the opera Ulisse.

Dallapiccola synthesizes the achievements of ancient polyphony and composers of the new Viennese school. It autonomizes pitch and rhythmic rules, operates with durations as constructive elements, works with rhythmic cells as syntactic units, searches for the equivalent of pitch inversion in the rhythmic parameter by converting long durations into short ones and vice versa. The author draws parallels between the rhythmic thinking of Dallapiccola and the rhythmic ideas of Messian, Boulez and other composers-serialists.

There is a tendency toward complication of rhythmic structures: Dallapiccola refers to various methods of numerical organization of rhythm and gives it figurative and symbolic meaning.

Works Cited

Alegant, Brian (2010). The Twelve-tone Music of Luigi Dallapiccola. New York: University Rochester Press, 336 p.

Boulez, Pierre (1966). Relevés d’apprenti. Paris : Editions du Seuil, 385 p.

Boulez, Pierre (1972). Werkstatt-texte / übersetzt aus dem Französischen von Josef Häusler. Frankfurt a. M.; Berlin: Ullstein; Propyläen, 286 S.

Dallapiссola, Luigi (2009). “O putyakh dodekafonii” [“Way of twelve-tone music”] In Kompozitory o sovremennoy kompozitsii: khrestomatiya [Composer about modern composition: chrestomathy]. Moscow : Nauchno-izdatel’skiy tsentr “Moskovskaya konservatoriya”, pp. 50–69 (in Russian).

Hees van, Julia (1994). Luigi Dallapiccolas Bühnenwerk Ulisse: Untersuchungen zu Werk und Werkgenese. Kassel: Gustav Bosse, 317 S.

Kämper, Dietrich (1984). Gefangenschaft und Freiheit: Leben und Werk des Komponisten Luigi Dallapiccola. Köln: Gitarre und Laute, 210 S.

Messiaen, Olivier (1995). Tekhnika moego muzykal’nogo yazyka [Technique of my musical language], transl. and comm. by M. Cheburkina; ed. Ju. Holopov]. Moscow : Greko-latinskiy kabinet Yu. A. Shichalina, 124 p. (in Russian).

Nathan, Hans (1966). “Luigi Dallapiccola: Fragments from Conversation”. In The Music Review, vol. 27, no. 4 (1966), pp. 294–312.

Okuneva, Ekaterina G. (2014). Printsipy organizatsii ritmicheskikh struktur v serial’noy muzyke [Principles of organization of rhythmic structures in integral serial music]. Petrozavodsk: Petrozavodsk State University, 124 p. (in Russian).

Okuneva, Ekaterina G. (2019). “Ideya v zerkale tekhniki — tekhnika v zerkale idei: Opus 3 Karela Guyvartsa” [“Idea in the mirror of technique — technique in the mirror of idea: Opus 3 by Karel Goeyvaerts”]. In Muzykal’naya nauka i kompozitorskoe tvorchestvo v sovremennom mire: sbornik statey po materialam II mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 28‒29 aprelya 2018. [Music science and compositional creativity in the contemporary world: collection of articles based on the materials of the II International scientific and practical conference 28–29 April 2018]. Astrahan’: Triada, pp. 58‒64 (in Russian).

Reneva, Nataliya S. (2014) Muzykal’no-teoreticheskie vzglyady molodogo Pierre Boulez’а (na materiale knigi “Zapiski podmaster’ya”): dis. . . . kand. isk.: 17.00.02. T. 2: Prilozheniya [Musical-theoretical views of the young Pierre Boulez (based on the book “Relevés d’apprenti”: PhD thesis: 17.00.02. Vol. 2. Applications]. Moscow : Tchaikovsky Moscow State Conservatory, 155 p. (in Russian).

Tsaregradskaya, Tatiana V. (2002). Vremya i ritm v tvorchestve Olivier Messiaen’а [Time and rhythm in the works of Olivier Messiaen]. Moscow: Klassika – ХХI, 376 p. (in Russian).

Várnai, Péter (1977). Beszélgetések Luigi Dallapiccolával. Budapest : Zeneműkiadó, 58 p.

For citation: Okuneva, Ekaterina G. “Rhythm in the Works of Luigi Dallapiccola.” In Оpera musicologica, vol. 12, no. 1 (2020), pp. 6–24 (in Russian). DOI: 10.26156/OM.2020.12.1.001.