О проявлении театральности в инструментальной музыке Фараджа Караева

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.1.006

О проявлении театральности в инструментальной музыке Фараджа Караева

Скачать pdf  .

Автор: Владислав Олегович Петров

Астраханская государственная консерватория, Астрахань, Россия
petrovagk@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0006-9812-8249

Аннотация

Театрализация инструментального исполнительского процесса — одна из ведущих черт современного музыкального искусства. Инструментальный театр как жанр является основополагающим в творчестве ряда авторов ХХ–ХХI вв., способствуя объединению в одной композиции музыки, литературы, пластики, мимики, акробатики и других элементов театрализации исполнительского процесса. Данная статья посвящена анализу ряда сочинений Фараджа Караева, связанных с принципами инструментального театра. В процессе их анализа акцентируется внимание на генезисе и становлении идей театральности в творчестве композитора, на которые оказали влияние концепции синтеза искусств Самуэля Беккета. Уточняется, что в произведениях, представляющих жанр инструментального театра, композитор превращается в своего рода режиссера, в обязанности которого входит не только создание музыкального материала, но и точное его соотношение с визуальным, а иногда и вербальным компонентами. В качестве примеров рассмотрены опусы «В  ожидании…», «Эстафета», «Немного музыки для Джорджа Крама», «Положение вещей», (К) ein kleines Schauspiel... При восприятии сочинений, написанных Ф. Караевым в жанре инструментального театра, слушатель / зритель должен обладать определенными сенсорными особенностями. Констатируется, что триединство «вслушивание — вглядывание — вчувствование» должно составлять необходимое условие восприятия акционистских произведений композитора, представляющих инструментальный театр.

Ключевые слова: Фарадж Караев, инструментальный театр, музыкальный жанр, театрализация исполнительского процесс

Для цитирования: Петров В. О. О проявлении театральности в инструментальной музыке Фараджа Караева // Opera musicologica. 2024. Том 16. № 1. С. 114–135. https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.1.006

Список источников

[1] Амрахова 2002 — Амрахова А. А. К ситуации постмодерна в азербайджанском музыкальном искусстве // Музыкальная академия. 2002. № 1. C. 179–185. URL: https://mus.academy/articles/k-situatsii-postmoderna-v-azerbaidzhanskom-muzykalnom-iskusstve (дата обращения: 15.01.2024).

[2] Амрахова 2004 — Амрахова А. А. «Возможные миры…» // Музыкальная академия. 2004. № 1 (688). С. 23–26. URL: https://mus.academy/articles/vozmozhnye-miry (дата обращения: 15.01.2024).

[3] Барский 1994 — Барский В. М. Фарадж Караев: genug or not genug // Музыка из бывшего СССР: Сборник статей. Вып. I. Москва: Композитор, 1994. С. 173–186.

[4] Высоцкая 2006 — Высоцкая М. С. В ожидании…, или двадцать лет спустя // Российская музыкальная газета. 2006. № 6. С. 6.

[5] Высоцкая 2009 a — Высоцкая М. С. Логика парадокса в инструментальном театре Фараджа Караева // Музыковедение. 2009. № 1. С. 24–29.

[6] Высоцкая 2009b — Высоцкая М. С. К портрету Постороннего. Фарадж Караев // Музыкальная академия. 2009. № 3 (727). С. 136–146. URL: https://mus.academy/articles/k-portretu-postoronnego-faradzh-karaev (дата обращения: 15.01.2024).

[7] Звягинцев 1973 — Звягинцев В. А. Язык и лингвистическая теория. Москва: МГУ, 1973. 248 с.

[8] Караев 2008 a — Караев Ф. К. Лекция об инструментальном театре // Faradzh Karaev, ?–2024. URL: http://www.karaev.net/t_lection_instrumtheater_r.html (дата обращения: 15.01.2024).

[9] Караев 2008b — Караев Ф. К. О моих друзьях // Faradzh Karaev, ?–2024. URL: http://www.karaev.net/t_my_friends_r.html (дата обращения: 15.01.2024).

[10] Караев 2008 c — Караев Ф. К. Что может композитор… (интервьюер А. Амрахова) // Амрахова А. А. Современная музыкальная культура. Поиск смысла. Избранные интервью и эссе о музыке и музыкантах. Москва: Композитор, 2009. С. 178–183.

[11] Коренева 2002 — Коренева М. Ю. Литературное измерение абсурда // Художественные ориентиры зарубежной литературы ХХ века. Москва: ИМЛИ РАН, 2002. С. 477–506.

[12] Левковская 2008 — Левковская С. С. Инструментальный театр: зрительно-звуковой диктат сцены // Musicus. 2008. № 1 (10). С. 41–43. URL: http://old.conservatory.ru/files/41-43_musicus_10.pdf (дата обращения: 15.01.2024).

[13] Овчинников 2006 — Овчинников И. Как поссорились тромбон и контрабас // Gzt. ru. 2006. № 97 / 1122 от 08.06.2006. С. 3.

[14] Петров 2010 — Петров В. О. Инструментальный театр: типология жанра // Музыкальная академия. 2010. № 3 (731). С. 161–166. URL: https://mus.academy/articles/intrumentalnyi-teatr-tipologiya-zhanra (дата обращения: 15.01.2024).

[15] Петров 2012 — Петров В. О. Персонажи комедии дель арте в инструментальном театре // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность. Вып. 4: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Казань, 6 апреля 2011 года / сост. В. И. Яковлев. Казань: Казанская государственная консерватория имени Н. Г. Жиганова, 2012. С. 346–353.

[16] Петров 2013 — Петров В. О. О соотношении музыкального и театрального рядов в произведениях инструментального театра // Текст художественный: грани интерпретации: Сборник научных статей по материалам международной конференции 25–28 апреля 2013 года / Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова. Петрозаводск: Verso, 2013. С. 249–257.

[17] Соколов 2004 — Соколов А. С. Введение в музыкальную композицию ХХ века: учеб. пособие по курсу «Анализ музыкальных произведений» для студ. высш. учеб. заведений. Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2004. 231 с.

[18] Фархадов 2007 — Фархадов Р. Я. Серьезные несерьезности или бесцельные цели // Музыкальная жизнь. 2006. № 10 (1049). Текст размещен на сайте автора: Faradzh Karaev, ?–2024. URL: http://www.karaev.net/t_farkhadov2_r.html (дата обращения: 15.01.2024).

[19] Чернорицкая 2023 — Чернорицкая О. Л. Поэтика абсурда в аспекте литературно-художественной методологии // Самиздат: электронный журнал, ?–2023. URL: http://dronebl.ru/c/chernorickaja_o_l/abs.shtml (дата обращения: 21.03.2023).

Статья поступила в редакцию: 09.10.2023; одобрена после рецензирования: 09.11.2023; принята к публикации: 15.01.2024; опубликована: 25.03.2024.

Original article

On Theatricality in the Instrumental Music of Faradzh Karayev

Author: Vladislav O. Petrov

Astrakhan State Conservatory, Astrakhan, Russia
petrovagk@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0006-9812-8249

Abstract 

Theatrical interpretation of the instrumental performance is one of the leading features of contemporary musical art. Instrumental theater as a genre makes the basis of the art of a number of authors of the 20th – 21th centuries and contributes to combining music, literature, plasticity, facial expressions, acrobatics and other elements of theater in one composition. The article considers some opuses by F. Karaev based on the above principles. The analysis focuses our attention on the genesis and development of theatrical ideas in the composer's work, which fell under the influence of Samuel Beckett's concepts of art synthesis. It is specified that in works representing the genre of instrumental theater, the composer takes the role of a theater director, whose duties include not only creation of the musical material, but also its exact correlation with the visual, and sometimes verbal components. As examples, F. Karaev's opuses «Waiting for...», «Relay Race», «A Little Music for George Krum», «State of Things», «(K)ein kleines Schauspiel...» are considered. When perceiving (listener-visual) works written by F. Karaev in the genre of instrumental theater, the audience must possess particular psychological and sensory «specifics». It is stated that the trinity of listening – scrutinizing – empathizing should be a necessary condition for perceiving the composer's action works, representing instrumental theater.

Keywords: instrumental theatre, musical genre, theatricalization of the performing process, Faradzh Karaev

For citation: Petrov, Vladislav O. On the Manifestation of theaterity in the Instrumental Music of Faradzh Karayev. Opera musicologica. 2024. Vol. 16, no. 1. Р. 114–135. (In Russ.) https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.1.006

The article was submitted: 09.10.2023; approved after reviewing: 09.11.2023; accepted for publication: 15.01.2024; published: 25.03.2024.

References

[1] Amrakhova, Anna (2002). “K situatsii postmoderna v azerbaydzhanskom muzykal’nom iskusstve” [“To the situation of postmodernity in Azerbaijani musical art”]. In Muzykal’naya akademiya [Music Academy]. 2002, no. 1, рр. 179–185 (in Russian). Available at: https://mus.academy/articles/k-situatsii-postmoderna-v-azerbaidzhanskom-muzykalnom-iskusstve (accessed: 15.01.2024).

[2] Amrakhova, Anna (2004). “Vozmozhnyye miry…” [“Possible worlds…”]. In Muzykal’­ naya akademiya [Music Academy]. 2004, no. 1, рр. 23–26 (in Russian). Available at: https://mus.academy/articles/vozmozhnye-miry (accessed: 15.01.2024).

[3] Barskiy, Vladimir (1994). “Faradzh Karayev: genug or not genug” [“Faradzh Karayev: genug or not genug”]. In Muzyka iz byvshego SSSR [Music from the former USSR]: Collection of works. Vol. 1. Moscow: Kompozitor, pp. 173–186 (in Russian).

[4] Vysotskaya, Marianna (2006). “V ozhidanii…, ili dvadtsat’ let spustya” [“In anticipation of ..., or twenty years later”]. In Rossiyskaya muzykal’naya gazeta [Russian musical newspaper]. 2006, no. 6, р. 6 (in Russian).

[5] Vysotskaya, Marianna (2009). Logika paradoksa v instrumental’nom teatre Faradzha Karayeva [The logic of paradox in the instrumental theater of Faradzh Karaev]. In Muzykovedeniye [Musicology]. 2009, no. 1, pp. 24–29 (in Russian).

[6] Vysotskaya, Marianna (2009). “K portretu Postoronnego. Faradzh Karayev” [“To the portrait of the Outsider. Faradzh Karaev”]. In Muzykal’naya akademiya [Music Academy]. 2009, no. 3, pp. 136–146 (in Russian). Available at: https://mus.academy/articles/k-portretu-postoronnego-faradzh-karaev (accessed: 15.01.2024).

[7] Звягинцев 1973 — Звягинцев В. А. Язык и лингвистическая теория. Москва: МГУ, 1973. 248 с.

[8] Karayev, Faradzh (2008). Lektsiya ob instrumental’nom teatre [Lecture on the instrumental theater]. In Faradzh Karaev, ?–2024. Available at: http://www.karaev.net/t_lection_instrumtheater_r.html accessed: 15.01.2024). (In Russian).

[9] Karayev, Faradzh (2008). O moikh druz’yakh [About my friends]. In Faradzh Karaev, ?–2024. Available at: http://www.karaev.net/t_my_friends_r.html (accessed: 15.01.2024). (In Russian).

[10] Karayev, Faradzh (2008). “Chto mozhet kompozitor…” [“What can a composer do…”], interviewer Anna Amrakhova. In Anna Amrakhova, Sovremennaya muzykal’naya kul’tura. Poisk smysla. Izbrannyye interv’yu i esse o muzyke i muzykantakh [Modern musical culture. The search for meaning. Selected interviews and essays on music and musicians]. Moscow: Kompozitor, рр. 178–183 (in Russian).

[11] Koreneva, Marina (2002). “Literaturnoye izmereniye absurda” [“Literary dimension of the absurd”]. In Khudozhestvennyye oriyentiry zarubezhnoy literatury KHKH veka [Artistic landmarks of foreign literature of the twentieth century]. Moscow: IMLI RAN, pp. 477–506 (in Russian).

[12] Levkovskaya, Sofiya (2008). “Instrumental’nyy teatr: zritel’no-zvukovoy diktat stseny” [“Instrumental theater: visual-sound dictate of the stage”]. In Musicus. 2008, no. 1 (10), рp. 41–43 (in Russian). Available at: http://old.conservatory.ru/files/41-43_ musicus_10.pdf (accessed: 15.01.2024).

[13] Ovchinnikov, Il’ya (2006). “Kak possorilis’ trombon i kontrabas” [“How trombone and contrabass quarreled”]. In Gzt.ru. 2006, no. 97 / 1122 ot 08.06.2006, р. 3. (in Russian).

[14] Petrov, Vladislav (2010). “Instrumental’nyy teatr: tipologiya zhanra” [“Instrumental theater: genre typology”]. In Muzykal’naya akademiya [Music Academy]. 2010, no. 3 (731), рр. 161–166 (in Russian). Available at: https://mus.academy/articles/intrumentalnyi-teatr-tipologiya-zhanra (accessed: 15.01.2024).

[15] Petrov, Vladislav (2012). “Personazhi komedii del’arte v instrumental’nom teatre” [“Commedia dell'arte characters in the instrumental theater”]. In Aktual’nyye problemy muzykal’no-ispolnitel’skogo iskusstva: Istoriya i sovremennost’ [Actual problems of musical performing arts: History and modernity]. Iss. 4: Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Kazan, April 6, 2011, compiler Valeriy I. Yakovlev. Kazan: Kazan State Zhiganov Conservatory, pp. 346–353 (in Russian).

[16] Petrov, Vladislav (2013). “O sootnoshenii muzykal’nogo i teatral’nogo ryadov v proizvedeniyakh instrumental’nogo teatra” [“On the correlation of musical and theatrical rows in the works of instrumental theater”]. In Tekst khudozhestvennyy: grani interpretatsii [Artistic text: facets of interpretation]: Collection of scientific articles based on the materials of the international conference on April 25–28, 2013, Petrozavodsk State Glazunov Conservatory. Petrozavodsk: Verso, pp. 249–257 (in Russian).

[17] Sokolov, Aleksandr (2004). Vvedeniye v muzykal’nuyu kompozitsiyu XX veka [Introduction to the musical composition of the twentieth century]: uchebnoe posobiye po kursu “Analiz muzykal’nykh proizvedeniy” dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy Study guide on the discipline “Analysis of music works” for high school students. Moskva: Gumanitarnyy izdatel’skiy tsentr «VLADOS», 2004. 231 р. (in Russian).

[18] Farkhadov, Rauf (2007). “Ser’yeznyye neser’yeznosti ili bes-tsel’nyye tseli” [“Serious frivolities or aimless goals”]. In Faradzh Karaev, ?–2024. Available at: http://www.karaev.net/t_farkhadov2_r.html (accessed: 15.01.2024). (in Russian).

[19] Chernoritskaya, Olga (2023). “Poetika absurda v aspekte literaturno-khudozhestvennoy metodologii” [“Poetics of the Absurd in the aspect of literary and art methodology]. In Samizdat, e-magazine, ?–2023. Available at: http://dronebl.ru/c/ chernorickaja_o_l/abs.shtml (accessed: 21.03.2023).

The article was submitted: 09.10.2023; approved after reviewing: 09.11.2023; accepted for publication: 15.01.2024; published: 25.03.2024.