«Нетление вечной жизни» в пространстве гробницы святого (песнопения свт. Петру Московскому и алтарные росписи московского Успенского собора)

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.2.002

«Нетление вечной жизни» в пространстве гробницы святого
(песнопения свт. Петру Московскому
и алтарные росписи московского Успенского собора)

Скачать pdf  .

Автор: Марина Сергеевна Егорова

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Россия, kibotos@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8324-3259

Аннотация

В статье художественная форма песнопений в честь свт. Петра Московского рассматривается в пространственном контексте гробницы святого в  некрополе Успенского собора Московского Кремля. Уникальный комплекс фресок в алтаре Успенского собора (1479–1481), окружающих раку с мощами святителя в жертвеннике, автор интерпретирует как часть пространства памяти/locus memoria, в котором доминирующими являются образы «нетления вечной жизни». Прослеживается связь погребально-меморативной образности с музыкально-поэтическими текстами службы митр. Петру на 21 декабря. Материалом исследования послужили нотированные списки XV–XVII вв., включающие в состав чинопоследования стихиры-славники на «Господи, воззвах», на стиховне и на хвалитех. Анализ поэтического текста и музыкальной ткани показал, что как художественная структура песнопений, так и иконографическая программа росписей ориентированы на единую меморативную семантику, в которой ведущую роль играют эсхатологические мотивы. Сложная организация роспева подчеркивает поэтические формулы, характеризующие святого не столько как духовного пастыря и предстоятеля Русской Церкви, сколько свидетеля грядущего Царствия Небесного, воскресения мертвых и преодоления законов материального мира. Автор делает вывод о том, что визуальный, музыкальный и ритуальный аспекты почитания святого в пространстве его гробницы представляют собой длящийся во времени «иеротопический проект», возникший на волне ожидания конца света в последней четверти XV века

Ключевые слова: Успенский собор Московского кремля, знаменный роспев, песнопения свт. Петру Московскому, иеротопия

Для цитирования: Егорова М. С. «Нетление вечной жизни» в пространстве гробницы святого (песнопения свт. Петру Московскому и алтарные росписи московского Успенского собора) // Opera musicologica. 2023. Т. 15. № 2. С. 18–39. https://doi.org/10.26156/ OM.2023.15.2.002.

Статья поступила в редакцию: 15.03.2023; одобрена после рецензирования: 25.03.2023; принята к публикации: 10.04.2023; опубликована: 11.05.2023.

Список источников

[1] Ассман 2004 — Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / пер. с нем. М. М. Сокольской. Москва: Языки славянской культуры, 2004. 368 с.

[2] Баталов, Беляев 2010 — Баталов А. Л., Беляев Л. А. Сакральное пространство средневековой Москвы. Москва: Дизайн. Информация. Картография, 2010. 399 с.

[3] Голубинский 1998 — Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской церкви. Москва: Крутиц. Патриаршее Подворье: Общество любителей церков. истории, 1998. 597 с.

[4] Крапчунов 2021 — Крапчунов Д. Е. Визуальные проекции почитания сорока севастийских мучеников в праздничной обрядности русской традиционной культуры // Визуальная теология. 2021. № 1 (4). С. 60–84. https://doi.org/10.34680/ vistheo-2021-1-60-84.

[5] Лидов 2009 — Лидов А. М. Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. Москва: Дизайн. Информация. Картография, 2009. 352 с.

[6] Мельник 2003 — Мельник А. Г. Гробница святого в пространстве русского храма XVI — начала XVII века // Восточнохристианские реликвии: сборник статей / ред.-сост. А. М. Лидов. Москва: Прогресс-Традиция, 2003. С. 533–552.

[7] Ошарина 2006 — Ошарина О. В. Изображение сюжета «Трех отроков в пещи огненной» в коптском искусстве // Античная древность и средние века. Вып. 37. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2006. С. 22–31.

[8] Романова 2019 — Романова А. А., Макарий, (Веретенников), архим. Петр // Православная энциклопедия / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Москва: Церковно-науч. центр «Православная энциклопедия», 2019. C. 553–563.

[9] Седова 1993 — Седова Р. А. Святитель Петр митрополит Московский в литературе и искусстве Древней Руси / науч. ред. и авт. предисл. Г. М. Прохоров. Москва: Русский мир, 1993. 199 с.

[10] Серегина 1994 — Серегина Н. С. Песнопения русским святым: По материалам рукописной певческой книги X –XIX вв. «Стихирарь месячный». Санкт-Петербург: Российский институт истории искусства, 1994. 468 с.

[11] Степанов, Иванова, Нечаев 1993 — Архитектура и психология: учеб. пособие для вузов / сост. А. В. Степанов, Г. И. Иванова, Н. Н. Нечаев. Москва: Стройиздат, 1993. 294 с.

[12] Толстая 1998 — Толстая Т. В. «Сорок севастийских мучеников» в программе алтарных росписей Успенского собора Московского кремля // Древнерусское искусство. Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV– XV вв. Т. 20. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 1998. С. 122–143.

Original article

“The Incorruptibility of Eternal Life” in the Space of the Saint’s Tomb
(Chants to St. Peter of Moscow and Altar Paintings of the Moscow
Assumption Cathedral)

Author: Marina S. Egorova

Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, St. Petersburg, Russia,
kibotos@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8324-3259

Abstract

The article is devoted to the consideration of the artistic form of chants in honor of St. Peter of Moscow in the spatial context of the saint᾽s tomb in the necropolis of the Assumption Cathedral of the Moscow Kremlin. The author offers an interpretation of a unique set of frescoes in the altar of the Assumption Cathedral, created in 1479–1481 and surrounding the shrine with the saint᾽s relics in the altar, as part of the space of memory, or locus memoria, in which the images of “incorruptible eternal life” are dominant. Further, the article traces the connection of funeral-memorial imagery with the musical and poetic texts of the service of Metropolitan Peter on December 21st. The notated lists of the 15th–17th centuries, which include stichera glorifying on “Lord, cry out”, on verses and on praises, served as the material for the study. The analysis of the poetic and the musical texts showed that the artistic structure of the chants is oriented towards the same memorative semantics, in which eschatological motifs play the leading role, as the iconographic program of the altar paintings. The complex organization of the chant, built on a system of vocalizing fragments, emphasizes the poetic formulas that characterize the saint not so much as a spiritual shepherd and primate of the Russian Church, but as a witness to the coming Kingdom of Heaven, the resurrection of the dead and overcoming the laws of the material world in the space of “resurrection”. The author concludes that the visual, musical and ritual aspects of the veneration of the saint in the space of his tomb represent a “hierotopic project” lasting in time, which arose on the wave of anticipation of the end of the world in the last quarter of the 15th century.

Keywords: Assumption Cathedral of the Moscow Kremlin, Znamenny chant, chants of St. Peter of Moscow, hierotopy

For citation: Egorova M. S. “The Incorruptibility of Eternal Life” in the Space of the Saint’s Tomb (Chants to St. Peter of Moscow and Altar Paintings of the Moscow Assumption Cathedral). Opera musicologica. 2023. Vol. 15, no. 2. Р. 18–39. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/ OM.2023.15.2.002.

The article was submitted 15.03.2022; approved after reviewing 25.03.2023; accepted for publication 10.04.2023; published: 11.05.2023.

References

[1] Assmann, Jan (2004). Kul’turnaya pamyat’: Pis’mo, pamyat’ o proshlom i politicheskaya identichnost’ v vysokikh kul’turakh drevnosti [Cultural memory: Writing, memory of the past and political identity in the high cultures of antiquity], traslated from German by Mariya M. Sokolskaya. Moscow: Yazyki slavyanskoy kul’tury, 368 p. (in Russian).

[2] Batalov, Andrey L. & Belyaev, Leonid A. (2010). Sakral’noe prostranstvo srednevekovoy Moskvy [Sacred space of medieval Moscow]. Moscow: Dizayn. Informatsiya. Kartografiya, 399 p. (in Russian).

[3] Golubinskiy, Evgeniy E. (1998). Istoriya kanonizatsii svyatykh v Russkoy tserkvi [The history of the canonization of saints in the Russian Church]. Moscow: Krutitskoe Patriarshee Podvor’e: Obshchestvo lyubiteley tserkovnoy istorii, 597 p. (in Russian).

[4] Krapchunov, Daniil E. (2021). “Vizual’nye proektsii pochitaniya soroka sevastiyskikh muchenikov v prazdnichnoy obryadnosti russkoy traditsionnoy kul’tury” [“Visual Projections of the Forty Martyrs of Sebaste Veneration in the Festive Rites of Russian Traditional Culture”]. In Vizual’naya teologiya [Journal of Visual Theology]. 2021. 1 (4), рр. 60–84. https://doi.org/10.34680/ vistheo-2021-1-60-84.

[5] Lidov, Aleksey M. (2009). Ierotopiya. Prostranstvennye ikony i obrazy-paradigmy v vizantiyskoy kul’ture [Spatial Icons and Paradigm Images in Byzantine Culture]. Moscow: Dizayn. Informatsiya. Kartografiya, 352 p. (in Russian).

[6] Mel’nik, Aleksandr G. (2003). “Grobnitsa svyatogo v prostranstve russkogo khrama XVI — nachala XVII veka” [“The tomb of a saint in the space of a Russian church of the 16th — early 17th centuries”]. In Vostochnokhristianskie relikvii [Eastern Christian relics]: collection of articles, executive editor Aleksey M. Lidov. Moscow: Progress-Traditsiya, pp. 533–552 (in Russian).

[7] Osharina, Olga V. (2006). “Izobrazhenie syuzheta ‘Trekh otrokov v peshchi ognennoy’ v koptskom iskusstve” [“The depiction of the plot ‘Three youths in a fiery cave’ in Coptic art”]. In Antichnaya drevnost’ i srednie veka [Antique antiquity and the Middle Ages], Vol. 37. Ekaterinburg: Izdatel’stvo Ural’skogo universiteta, pp. 22–31 (in Russian).

[8] Romanova, Anastasiya A. & Makariy, (Veretennikov), arkhim. (2019). “Petr” [“Peter”]. In Pravoslavnaya entsiklopediya [Orthodox encyclopedia]. Moscow: Tserkovno-nauch. tsentr “Pravoslavnaya entsiklopediya”, pp. 553–563 (in Russian).

[9] Sedova, Rimma A. (1993). Svyatitel’ Petr mitropolit Moskovskiy v literature i iskusstve Drevney Rusi [Saint Peter Metropolitan of Moscow in the literature and art of Ancient Rus’], scientific editor and author of the foreword Gelian M. Prokhorov. Moscow: Russkiy mir, 199 p. (in Russian).

[10] Seregina, Natalia S. (1994). Pesnopeniya russkim svyatym: Po materialam rukopisnoy pevcheskoy knigi X–XIX vv. “Stikhirar’ mesyachnyy” [Chants to Russian Saints: Based on the Materials of the Handwritten Book of Sticheron of the 10th–19th Centuries “Monthly Stichirar”]. St. Peterburg: RIII, 468 p. (in Russian).

[11] Stepanov, Aleksandr V., Ivanova, Galina I. & Nechaev Nikolay N. (1993). Arkhitektura i psikhologiya [Architecture and psychology]: textbook for universities, compiled by Aleksandr V. Stepanov, Galina I. Ivanova, Nikolay N. Nechaev. Moscow: Stroyizdat, 294 p. (un Russian).

[12] Tolstaya, Tatyana V. (1998). “ ‘Sorok sevastiyskikh muchenikov’ v programme altarnykh rospisey Uspenskogo sobora Moskovskogo kremlya” [“ ‘Forty Martyrs of Sebaste’ in the program of altar paintings of the Assumption Cathedral of the Moscow Kremlin”]. In Drevnerusskoe iskusstvo. Sergiy Radonezhskiy i khudozhestvennaya kul’tura Moskvy XIV–XV vv. [Ancient Russian Art. Sergius of Radonezh and the artistic culture of Moscow in the 14th–15th centuries]. Vol. 20. St. Petersburg: Dmitriy Bulanin, pp. 122–143 (in Russian).