Неизданный «Зимний концерт» для малой домры и русского народного оркестра Бориса Глыбовского

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.4.004

Неизданный «Зимний концерт»

для малой домры и русского народного оркестра Бориса Глыбовского

Скачать pdf  .

Автор: Анастасия Андреевна Упанова

Санкт-Петербургская консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Россия, pastaupanova@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-0587-5928

Аннотация

Предметом рассмотрения в настоящей статье является неизданный, известный лишь узкому кругу музыкантов Концерт для малой домры и русского народного оркестра Бориса Евгеньевича Глыбовского («Зимний концерт»). Рукопись партитуры сочинения хранится в нотном архиве Санкт-Петербургского государственного русского концертного оркестра под управлением Заслуженного деятеля искусств РФ В. П. Попова, а рукопись партии солирующей домры — в личном архиве Заслуженного артиста РФ, профессора Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова А. В. Макарова. В работе проанализированы некоторые композиционные и драматургические особенности произведения в попытке осмысления претворения в нем черт, характерных для обозначенного жанра. Отдельное внимание направлено на специфику трактовки солирующего инструмента, которая существенно отличается от общепринятой. Выявлены и охарактеризованы особенности оркестровки сочинения, существенные с точки зрения драматургии и композиции целого. Статья снабжена значительным количеством нотных примеров, помогающих составить наиболее полное представление о Концерте.

Ключевые слова: Борис Евгеньевич Глыбовский, «Зимний концерт», концерт-сюита, домра, музыка для народного оркестра

Для цитирования: Упанова А. А. Неизданный «Зимний концерт» для малой домры и русского народного оркестра Бориса Глыбовского // Opera musicologica. 2022. Т. 14. № 4. С. 80–95. https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.4.004.

Статья поступила в редакцию: 22.08.2022; одобрена после рецензирования: 20.09.2022; принята к публикации: 30.09.2022; опубликована: 10.10.2022.

Список источников

[1] Рогалёв, Иванова 1991 — Рогалёв И. Е., Иванова Л. Н. Практическая стилизация в курсе анализа музыкальных произведений на композиторском отделении. Краткий план по анализу музыкальных произведений для фортепианного отделения. (Методические разработки для слушателей факультета повышения квалификации) / ред. В. И. Прокофьева. Ленинградская гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. Ленинград: [б. и.], 1991. 40 с.

[2] Сергеева, 2009 — Сергеева И. Н. Произведения композиторов Ленинграда – Санкт-Петербурга для домры (опыт составления каталога) // Вопросы исполнительства на струнных народных инструментах: сборник статей. Выпуск 2 / ред. сост. М. И. Сенчуров, Ю. Л. Ногарева. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургская государственная консерватория, 2009. С. 77–87.

[3] Тюлин, 1974 — Тюлин Ю. Н, Бершадская Т. С., Пустыльник И. Я., Пэн А. А., Тер-Мартиросян Т. Г, Шнитке А. Г. Музыкальная форма / общ. ред. проф. Ю. Н. Тюлина. Москва: Музыка, 1974. 360 с.

Original article

Unpublished Boris Glybovsky’s “Winter Concerto” 

for domra and Russian folk orchestra

Author: Anastasiya A. Upanova

Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, St. Petersburg, Russia, pastaupanova@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-0587-5928

Abstract. The subject of this article is the Concerto for domra and Russian folk orchestra (“Winter Concerto”) by Boris Evgenievich Glybovsky known only to a narrow circle of musicians. The manuscript of the composition is stored in the archives of the St. Petersburg State Russian Concert Orchestra, and the solo domra part — in the personal archive of the Honored Artist of the Russian Federation, Professor of the St. Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory Alexander V. Makarov. The paper analyzes some of the compositional and dramatic features of the work. The author pays special attention to the specifics of interpretation by solo instrument, which differs significantly from the generally accepted one, and identifies and characterizes features of orchestration of the composition that are significant from the point of view of dramaturgy. 

Keywords: Boris Evgenievich Glybovsky, “Winter Concerto”, suite concert, domra, music for folk orchestra

For citatation: Upanova A. A. Unpublished Boris Glybovsky’s “Winter Concerto” for domra and Russian folk orchestra. Opera musicologica. 2022. Vol. 14, no. 4. Р. 80–95. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.4.004.

The article was submitted 22.08.2022; approved after reviewing 20.09.2022; accepted for publication 30.09.2022; published: 10.10.2022.

References

[1] Rogalyov Igor E., Ivanova Lyudmila N. (1991). Prakticheskaya stilizatsiya v kurse analiza muzykal’nykh proizvedeniy na kompozitorskom otdelenii: Kratkiy plan po analizu muzykal’nykh proizvedeniy dlya fortepiannogo otdeleniya (Metodicheskie razrabotki dlya slushateley fakul’teta povysheniya kvalifikatsii) [Practical stylization in the course of the analysis of musical works in the composition department. A brief plan for the analysis of musical works for the piano department. (Methodological developments for students of the faculty of advanced training)], editor V.  I. Prokof ’eva. Leningrad: [s. l.], 1991. 40 p. (in Russian).

[2] Sergeeva, Irina N. (2009) “Proizvedeniya kompozitorov Leningrada – Sankt-Peterburga dlya domry (opyt sostavleniya kataloga)” [“Music by composers of Leningrad – St. Petersburg for domra (experience in cataloging)”]. In Voprosy ispolnitel’stva na strunnykh narodnykh instrumentakh [Questions of performance on string folk instruments]: a collection of articles. Issue 2 / compiled and edited by Michael I. Senchurov, Julia L. Nogareva. St. Petersburg: Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni N. A. Rimskogo-Korsakova, pp. 77–87 (in Russian).

[3] Tyulin, Yuriy N. (1974). Muzykal’naya forma [Musical form], edited by Yuriy N. Tyulin. Moscow: Muzyka, 360 p. (in Russian).