Научная статья
doi: https://doi.org/10.26156/operamus.2025.17.4.007
Музыкальные аллюзии в немецкоязычных рекламных плакатах
Авторы: Мария Николаевна Гузь, Наталья Владимировна Пигина
Сведения об авторе: Мария Николаевна Гузь
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия
mguz@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0001-9726-7235
Сведения об авторе: Наталья Владимировна Пигина
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия
pigina@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0001-5613-8912
Аннотация
В статье рассматриваются формы и виды музыкальных аллюзий в немецкоязычных рекламных плакатах. Музыкальные интертексты в нехудожественном поликодовом тексте являются средством персуазивного воздействия на адресата, способствуют созданию определенных эмоциональных состояний, установлению доверительных отношений с реципиентом, выполняют оценочно-характеризующую функцию. Дешифровка музыкальных аллюзий в рекламном тексте, как правило, не
требует от реципиента широких фоновых знаний, поскольку в большинстве случаев эти интертексты относятся к массовой культуре.
Ключевые слова: рекламный текст, интермедиальность, музыкальная аллюзия, фоновые знания, лингвокреативность
Для цитирования: Гузь М. Н., Пигина Н. В. Музыкальные аллюзии в немецкоязычных рекламных плакатах // Opera musicologica. 2025. Т. 17. № 4. С. 104–113. https://doi.org/10.26156/operamus.2025.17.4.007
Статья поступила в редакцию: 23.07.2025; одобрена после рецензирования: 18.08.2025;
принята к публикации: 01.11.2025; опубликована: 01.12.2025.
Список источников
[1] Арнольд 1999 — Арнольд И. В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность: сб. статей. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ, 1999. 444 с.
[2] Гузь, Пигина 2013 — Гузь М. Н., Пигина Н. В. Интертекст как средство воздействия на адресата рекламного текста // Studia Linguistica. Санкт-Петербург. 2013. № 22. С. 316–326.
[3] Гузь, Пигина 2019 — Гузь М. Н., Пигина Н. В. Интертекстуальность как текстообразующий фактор рекламного текста // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2019. № 192. С. 89–97.
[4] Ситникова, Смолоногина 2021 — Ситникова И. О., Смолоногина Е. А. Влияние языковой гендерной политики на речевую практику в немецкоязычных странах // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2021. № 6 (848). С. 171–181. https://doi.org/10.52070/2542-2197_2021_6_848_171
[5] Boyarkina 2022 — Boyarkina А. Principles of libretto translation and problems of multimodal text interpretation // Russian Journal of Linguistics. 2022. No. (3) 26. P. 807–830. https://doi.org/10.22363/26870088-27360
Original article
Musical Allusions in German-Language Advertising Posters
Authors: Maria N. Guz, Natalia V. Pigina
About the Author: Maria N. Guz
Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russia, Saint Petersburg, Russia
mguz@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0001-9726-7235
About the Author: Natalia V. Pigina
Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russia, Saint Petersburg, Russia
pigina@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0001-5613-8912
Abstract
This paper examines the forms and types of musical allusions in German-language advertising posters. Musical intertexts in a polycoded non-fiction text are a means of persuasive influence on the addressee; they contribute to the creation of certain emotional states, the establishment of trusting relationships with the recipient and perform an evaluative and characterizing function. Deciphering musical allusions in an advertising text, as a rule, does not require broad background knowledge from the recipient because in most cases these intertexts belong to mass culture.
Keywords: advertising text, intermediality, musical allusion, background knowledge, linguistic creativity
For citation: Guz, Maria N. & Pigina, Natalia V. Musical Allusions in German Language Advertising Posters. Opera musicologica. 2025. Vol. 17, no. 4. Р. 104–113. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/operamus.2025.17.4.007
The article was submitted: 23.07.2025; approved after reviewing: 18.08.2025;
accepted for publication: 01.11.2025; published: 01.12.2025.
References
[1] Arnold, Irina V. (1999). Semantika. Stilistika. Intertekstual’nost’ [Semantics. Stylistics. Intertextuality]: collection of articles. St. Petersburg: Izd-vo SPbGU, 444 p. (in Russian).
[2] Guz, Maria N. & Pigina, Natalia V. (2013). “Intertekst kak sredstvo vozdeystviya na adresata reklamnogo teksta” [“Intertext as a tool of influence on recipient of advertising text”]. In Studia Linguistica. 2013. No. 22, pp. 316–326 (in Russian).
[3] Guz, Maria N. & Pigina, Natalia V. (2019). “Intertekstual’nost’ kak tekstoobrazuyushchiy faktor reklamnogo teksta” [“Intertextuality as a text-forming factor of advertisement text”] In Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Herzena. 2019. No. 192, pp. 89–97 (in Russian).
[4] Sitnikova, Irina O. & Smolonogina, Elena A. (2021). “Vliyanie yazykovoy gendernoy politiki na rechevuyu praktiku v nemetskoyazychnykh stranakh” [“The Impact of Language Gender Policy on Speech Practice in German-Speaking Countries”]. In
Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Gumanitarnye nauki. 2021. No. 6 (848), pp. 171–181 (in Russian). https://doi.org/10.52070/2542-2197_2021_6_848_171
[5] Boyarkina, Albina (2022). “Principles of libretto translation and problems of multimodal text interpretation”. In Russian Journal of Linguistics. 2022. No. 3 (26), рр. 807–830. https://doi.org/10.22363/26870088-27360