Людвиг Зенфль. «Maria zart»: к проблеме взаимодействия техник композиции

Людвиг Зенфль. «Maria zart»:
к проблеме взаимодействия техник композиции

Скачать pdf  .

Ключевые слова: Людвиг Зенфль, «Maria zart», cantus floridus, cantus firmus, сквозное имитационное письмо.

Автор: Николай Тарасевич

Сведения об авторе: НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ТАРАСЕВИЧ

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1092-0949
SPIN-код: 4187-1790
e-mail: nik9649@yandex.ru

Дата поступления: 15.12.2020

Дата публикации: 31.12.2020

DOI: 10.26156/OM.2020.12.5.005

Аннотация

Музыкальное искусство Ренессанса представлено тремя важнейшими техниками—cantus floridus (c. fl.), cantus firmus (c. f.) и техникой сквозного имитационного письма. Каждая из них располагает собственной «программой» работы с материалом: c. f. — ритмическим выделением напева, c. fl. — колорированным изложением первоисточника, сквозное имитационное письмо — богатой имитационной работой. Общей является функция первоисточника — тематической основы произведения. В  обозначенном временнóм поле названные техники реализуются принципиально нелинейно. Возможно, это объясняет ситуацию с их взаимодействием: колорирование (примета c. fl.) проникает в c. f., в композициях на c. f. нередко встречается имитационное письмо, а в сквозном имитационном письме подчас ощутимы и c. f., и колорирование. Отмеченная особенность анализируется на примере сочинения «Maria zart» Людвига Зенфля. Взаимодействие техник актуально не только для Возрождения. В связи с музыкой рубежа ХХ–XXI веков Ю. Н. Холопов и В. С. Ценова отмечают: «Часто соединение разных техник становится сильнейшим смысловым стержнем, на котором держится конструкция сочинения». Таким образом, для эволюции музыкального искусства данный процесс в целом естествен. Поэтому сама постановка проблемы представляется актуальной.

Литература

[1] Дубравская 1996 — Дубравская Т. Н. Музыка эпохи Возрождения. XVI век. Москва : Музыка, 1996. 421 с. (История полифонии. Вып. 2б).

[2] Евдокимова, Симакова 1982 — Евдокимова Ю.  К., Симакова Н.  А. Музыка эпохи Возрождения. Cantus prius factus и работа с ним. Москва : Музыка, 1982. 252 c.

[3] Евдокимова 1989 — Евдокимова Ю. К. Музыка эпохи Возрождения. XV век. Москва : Музыка, 1989. 414 с. (История полифонии. Вып. 2а).

[4] Протопопов 1977 — Протопопов В. В. Проблема формы в полифонических произведениях строгого стиля // Советская музыка. 1977. № 3. С. 102–108.

[5] Протопопов 2002 — Протопопов  В.  В. Проблема музыкально-тематического единства в мессах Палестрины // Русская книга о Палестрине: К 400-летию со дня смерти / редколл.: Т. Н. Дубравская (сост.), И. К. Кузнецов, Н. А. Симакова, Ю. Н. Холопов. Москва : [Московская консерватория], 2002. С. 101–131. (Научные труды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского; сб. 33).

[6] Симакова 2002a — Симакова Н. А. Вокальные жанры эпохи Возрождения. Москва : Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 1985. 360 с.

[7] Симакова 2002b — Симакова  Н.  А. Контрапункт строгого стиля и  фуга. История, теория, практика.  Ч.  1.  Контрапункт строгого стиля как художественная традиция и учебная дисциплина. Москва : Издательский Дом «Композитор», 2002. 528 с.

[8] Симакова 2013 — Симакова Н. А. Азбука полифонии: Учебное пособие с веселыми картинками и весьма «строгими» нотными примерами. Москва : Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2013. 352 с.

[9] Сундукова 2016 — Сундукова  Л.  И. Техники письма в  творчестве Пьера де Ла Рю (на примере месс, посвященных Деве Марии): дипл. работа / науч. рук. Н. И. Тарасевич. Москва: Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 2016. 116 с.

[10] Тарасевич 1992 — Тарасевич Н. И. «Тема» как категория в музыкальной теории XV– XVI веков // Музыка: Творчество, исполнение, восприятие : cборник научных трудов / отв. ред. В. В. Протопопов, Е. В. Назайкинский; ред-сост. Т. Н. Дубравская; ред. Л.  Н.  Логинова.  Москва : Московская консерватория, 1992. С. 79–99.

[11] Тарасевич 1994 — Тарасевич Н. И. Проблемы тематизма в музыке Ренессанса : дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02  / Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского. Москва, 1994. 306 c.

[12] Тарасевич 2007 — Тарасевич  Н.  И. Трактат А.  Коклико в  системе художественного и научного мышления Ренессанса // Адриан Пети Коклико. Compendium musices (1552) / публ., пер., исслед. и  коммент. Н.  И.  Тарасевича.  Москва : Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 2007. С. 247–484.

[13] Тарасевич 2019 — Тарасевич Н.  И. Еще раз о  технике сквозного имитационного письма: методика анализа // Проблемы изучения старинной музыки: сб. ста­тей по материалам междунар. конф. 4–5 декабря 2014 года. Санкт-Петербург: Скифия-Принт, 2019. С. 231–245.

[14] Ценова, Холопов 2007 — Ценова В. С., Холопов Ю. Н. Смешанные техники // Теория современной композиции: учебное пособие / отв. ред. В. С. Ценова. Москва : Музыка, 2007. С. 563–575.

[15] Kmetz 2013 — Kmetz J. The Songs of Ludwig Senfl: the Sources, the Problems // Senfl-Studien 2 / hrsg. von Stefan Gasch und Sonja Tröster.  Bd. 7. Tutzing : Hollitzer Verlag, 2013. S. 447–476.

[16] Sparks 1963 — Sparks E. H. Cantus firmus in mass and motet. 1420–1520. Berkley and Los Angeles: Univ. of California press, 1963. 504 p.

[17] Wrede 1919 — Wrede Ferd. Maria zart // Zeitschrift für deutsches Altertum und deutsche Literatur. 1919. № 56. Bd. 3/4. S. 182.

Для цитирования: Тарасевич Н. И. Людвиг Зенфль. Maria zart: к проблеме взаимодействия техник композиции // Оpera musicologica. 2020. Т. 12. № 5 (С). С. 80–94. DOI: 10.26156/OM.2020.12.5.005.

Ludwig Senfl. “Maria Zart”:
On the Problem of Composition Techniques Interaction

 

Keywords: Ludwig Senfl, “Maria zart”, cantus floridus, cantus firmus, continuous imitation writing.

Author: Nikolay I. Tarasevich

About the Author

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1092-0949
SPIN-код: 4187-1790
e-mail: nik9649@yandex.ru

Doctor of Art History (2007), Associate Professor, Honored worker of culture of the Russian Federation, Vice-rector of the Educational and methodological Association, Professor of the Department of music theory at the Moscow State Tchaikovsky Conservatory

13/6 Bolshaya Nikitskaya St., Moscow, 125009, Russia

Submitted on: 15.12.2020

Published on: 31.12.2020

Abstract

The musical art of the Renaissance has three major techniques: cantus floridus — (c.fl.), cantus firmus (c.f.) and continious imitation writing. Each of them has its own «program» of working with the material: c.f — rhythmic sing-out of the melody, c.fl. — colorized presentation of the original source, continious imitation writing techniques — rich imitation work. The general function is that the primary source is the thematic basis of the work.

In the Renaissance time these techniques form has a fundamentally nonlinear way. Perhaps this explains the situation with their interaction: coloring (the sign of c.fl.) penetrates into c.f., in compositions on c.f. imitation writing is often found, and in continious imitation writing both c.f. and coloring are often felt. The noted feature is analyzed on the example of the composition «Maria zart» by Ludwig Senfl.

The interaction of techniques is relevant not only for Renaissance. In connection with the music of the turn of the XX–XXI centuries, Yuriy Kholopov and Valeriya Tsenova note: «Often the combination of different techniques becomes the strongest semantic core on which the structure of the composition rests». Thus, for the evolution of musical art, this process is generally natural. Therefore, the very definition of the problem is relevant.

Works Cited

[1] Dubravskaya, Тatiana N. (1996). Musyka epokhi Vozrozhdeniya. XVI vek [Music of the Renaissance. XVI century]. Moscow: Muzyka, 421 p. (Istoriya polifonii [History of polyphony]. Issue  2b). (in Russian). 

[2] Evdokimova, Yulia K. & Symakova, Natalya  A. (1982). Musyka epokhi Vozrozhdeniya. Cantus prius factus i rabota s nim [Music of the Renaissance. Cantus prius factus and working with it]. Moscow: Muzyka, 252 p. (in Russian).

[3] Evdokimova, Yulia K. (1989). Musyka epokhi Vozrozhdeniya. XV vek [Music of the Renaissance. XVI century]. Moscow: Muzyka, 414 p. (Istoriya polifonii [History of polyphony]. Issue 2a). (in Russian).

[4] Protopopov, Vladimir  V. (1977). “Problema formy v polifonicheskikh proizvedeniyakh strogogo stilya” [“The problem of form in polyphonic works of strict style”]. In Sovetskaya Musyka, no. 3 (1977), рр. 102–108 (in Russian).

[5] Protopopov, Vladimir V. (2002). “Problema mysikal’no-tematicheskogo yedinstva v messakh Palestriny” [“The problem of musical-thematic unity in the Palestrina’s masses”]. In Russkaya kniga o Palestrine : sbornik nauchnych trudov : K 400-letiyu so dnya smerti [Russian book about Palestrina : collection of scientific works], editorial board: Tatiana N. Dubravskaya (comp.), Igоr K. Kuznetsov, Nataliya A. Simakova, Yuriy N.  Kholopov. Moscow: [Moscow Conservatory], рр.  101–131. (Nauchnye trudy Moskovskoy konservatorii [Scientific works of the Moscow Conservatory]. Сollection 33) (in Russian).

[6] Simakova, Nataliya A. (1985). Vokal’niye zhanry epokhi Vozrozhdeniya [Vocal genres of the Renaissance]. Moscow: Moskovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni P. I. Tchaikovskogo, 360 p. (in Russian).

[7] Simakova, Nataliya A. (2002). Kontrapunkt strogogo stilya i fuga. Istoriya, teoriya, praktika [The Сounterpoint of the strict style and the fugue. History, theory, practice]. Pt. 1: “Kontrapunkt strogogo stilya kak khudozhestvennaya traditsiya i uchebnaya distsiplina” [“Strict style counterpoint as an artistic tradition and academic discipline”]. Moscow: Izdatel’skiy Dom “Kompozitor”, 528 p. (in Russian).

[8] Simakova, Nataliya A. (2013). Azbuka polifonii: uchebnoye posobie s veselymi kartinkami i ves’ma “strogimi” notnimi primerami [The Alphabet of polyphony : A textbook with funny pictures and very «strict» musical examples]. Moscow: Research and Publishing Center “Moscow Conservatory”, 352 p. (in Russian).

[9] Sundukova, Lyudmila I. (2016). Tekhniki pis’ma v tvorchestve Pierre de La Rue (na primere mess, posvyashchennych Deve Marii) [Techniques of writing in the work of Pierre de La Rue (by example masses dedicated to the Virgin Mary]: Graduation thesis under the supervision of Nikolay I. Tarasevich. Moscow: Moskovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni P. I. Tchaikovskogo, 116 р. (in Russian).

[10] Tarasevich, Nikolay I. (1992). “ ‘Tema’ kak kategoriya v mysikal’noy teorii XV–XVI vekov” [“ ‘Theme’ as a category in the musical theory of the XV–XVI centuries]. In Musyka. Tvorchestvo, ispolneniye, vospriyatiye [Music. Creative activity, performance, perception]: a collection of scientific works / responsible editor Vladimir V. Protopopov, Evgeniy V.  Nazaykinsky; editor-compiler Tatiana N.  Dubravskaya; editor Larisa N. Loginova. Moscow: Moscow Conservatory, рр. 79–99 (in Russian).

[11] Tarasevich, Nikolay I. (1994). Problemy tematizma v musyke Renessansa [Problems of thematic process in the Renaissance music], Cand. Sci. (Arts) dissertation: 17.00.02. Moscow State Tchaikovsky Conservatory. Mоscow, 306 p. (in Russian).

[12] Tarasevich, Nikolay  I. (2007). “Traktat A. Kokliko v sisteme khudozhestvennogo i nauchnogo myshleniya Renessansa” [“The treatise of Adrianus Petit Сoсliсo in the the Renaissance artistic and scientific thinking system”]. In Adrianus Petit Coclico. Compendium musices (1552), publication, translation, research and comments of Nikolaу I. Tarasevich. Moscow: Moskovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni P. I. Tchaikovskogo, pp. 247–484 (in Russian).

[13] Tarasevich, Nikolay I. (2019). “Eshche raz o tekhnike skvoznogo imitatsionniogo pis’ma: metodika analiza” [“Once again about the technique of continuous imitation: methods of analysis”]. In Problemy izucheniya starinnoy muzyki [Problems of studying ancient music]: a collection of articles based on the materials of the international conference on December 4–5, 2014. St. Petersburg : Skifiya-Print, pp. 231– 245 (in Russian).

[14] Tsenova, Valeriya S. & Kholopov, Yuriy N. (2007). “Smeshannyye tekhniki” [“Mixed techniques”]. In Teoriya sovremennoy kompozitsii: uchebnoye posobiye [Theory of Modern Composition: A textbook], the executive editor Valeriya S.  Tsenova. Moscow: Muzyka, рр. 563–575 (in Russian).

[15] Kmetz, John (2013). “The Songs of Ludwig Senfl: the Sources, the Problems”. In Senfl-Studien  2 / hrsg. von Stefan Gasch und Sonja Tröster. Bd. 7. Tutzing : Hollitzer Verlag, S. 447–476.

[16] Sparks, Edgar H. (1963). Cantus firmus in mass and motet. 1420–1520. Berkley and Los Angeles: Univ. of California press, 504 p.

[17] Wrede, Ferd (1919). “Maria zart”. In Zeitschrift für deutsches Altertum und deutsche Literatur, no. 56 (1919) Bd. 3/4. S. 182.

For citation: Tarasevich, Nikolay I. Ludwig Senfl. “ ‘Maria Zart’: On the Problem of Composition Techniques Interaction”. In Opera musicologica, vol. 12, no. 5 (SI) (2020), pp. 80–94 (in Russian). DOI: 10.26156/OM.2020.12.5.005.