Лючия и Марфа: безумные невесты в оперном театре XIX века

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.3.002

Лючия и Марфа: безумные невесты в оперном театре XIX века

Скачать pdf  .

Автор: Дмитрий Вадимович Любимов

Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского, Екатеринбург, Россия, lyubimoffdmitry@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-8229-1563

Аннотация

До настоящего времени тема сумасшествия (безумия) в оперном жанре не становилась самостоятельным объектом изучения в публикациях российских ученых. Статья посвящена рассмотрению сцен безумия Лючии (“Il dolce suono”) из оперы Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» (1835) и Марфы («Иван Сергеич, хочешь в сад пойдем») из оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова «Царская невеста» (1899). В произведениях итальянского и русского композиторов обнаруживается ряд общих закономерностей: сюжетные и сценические мотивы (девушки, сошедшие с ума в результате разлуки с возлюбленными, их поведение и внешний облик); устойчивая форма (сцена и ария); наличие аудитории (хор и другие действующие лица); особая роль колоратурного письма (Лючия), гармонии (Марфа) и оркестрового сопровождения (дуэт Лючии и флейты, дуэт Марфы и кларнета); использование реминисценций (три в каждой опере). Сцены безумия в операх Доницетти и Римского-Корсакова написаны в романтическом ключе, где возвышенное и прекрасное граничит с трагическим и роковым. В то же время в образах страдающих героинь Лючии и Марфы не следует искать достоверного изображения душевного и психического расстройств.

Ключевые слова: Г. Доницетти, Н. А. Римский-Корсаков, «Лючия ди Ламмермур», «Царская невеста», сцена безумия Лючии, сцена безумия Марфы

Для цитирования: Любимов Д. В. Лючия и Марфа: безумные невесты в оперном театре XIX века // Opera musicologica. 2022. Т. 14. № 3. С. 30–45. https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.3.002.

Статья поступила в редакцию: 29.03.2022; одобрена после рецензирования: 03.04.2022; принята к публикации: 30.05.2022.

Список источников

[1] Благодатов 1969 — Благодатов Г. И. История симфонического оркестра. Ленинград : Музыка, 1969. 312 с.

[2] «Лючия ди Ламмермур». Либретто — Лючия ди Ламмермур. Гаэтано Доницетти. Опера в трех действиях. Либретто С. Каммарано. Электронная версия: URL: http://libretto-oper.ru/donizetti/lyuchiya-di-lammermur (дата обращения: 26.03.2022).

[3] Мугинштейн 2020 — Мугинштейн М. Л. Этюды к истории оперы. Москва : Digital Art, 2020. 488 с.

[4] Терехин 2020 — Терехин А. М. Сумасшествия в музыкальном театре: опера, балет. Санкт-Петербург : Свет, 2020. 112 с.

[5] «Царская невеста». Либретто — Царская невеста. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Опера в четырех действиях. Либретто Л. Мея в обработке И. Ф. Тюменева. Электронная версия: URL: http://operalib.eu/zpdf/fidanzar.pdf (дата обращения: 26.03.2022).

[6] Цуккерман 1975 — Цуккерман В. А. Музыкально-теоретические очерки и этюды. Вып. 2: О музыкальной речи Н. А. Римского-Корсакова. Москва : Советский композитор,1975. 464 с.

[7] Christenson 2017 — Christenson R. G. Expressions of Madness in Coloratura Mad Scenes of Bel Canto Operas. A Senior Thesis submitted in partial fulfillment of the requirements for graduation in the Honors Program Liberty University, 2017, 36 p.

[8] Gautier 1845 — Gautier T. Notice sur Giselle ou Les Wilis // Les Beautés de l’Opéra, ou chefs-d’oeuvre lyriques illustrés par les premiers artistes de Paris et de Londres / sous la direction de Giraldon; avec un texte explicatif rédigé par Théophile Gautier, Jules Janin et Philarète Chasles. Paris : Soulié, 1845. P. 1–24.

[9] McClary 1991 — McClary S. Feminine Endings. Music, Gender, and Sexuality. London : Minneapolis : University of Minnesota Press, 1991. 222 p.

[10] Sharma 2020 — Sharma T. G. Lucia’s Liberation: Feminine Madness in Donizetti’s Lucia di Lammermoor. Wellesley College, Submitted in Partial Fulfillment of the Prerequisite for Honors in Music, 2020. 49 p.

[11] Smart 1992 — Smart M. A. The Silencing of Lucia // Cambridge Opera Journal. 1992. Vol. 4, Nr. 2. P. 119–141.

Original article

Lucia and Marfa: Mad Brides at the Opera House of the XIX Century

Author: Dmitry V. Lyubimov

Urals Mussorgsky State Conservatory, Yekaterinburg, Russia, lyubimoffdmitry@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-8229-1563

Abstract

Until now, the theme of madness on the opera stage has not been an independent object of study by Russian scientists. The article is devoted to the study of the scene of Lucia’s madness “Il dolce suono” from Gaetano Donizetti’s opera Lucia di Lammermoor (1835) and the scene of Marfa’s madness “Ivan Sergeyevich, do you want to go to the garden” from Nikolai Andreyevich Rimsky-Korsakov’s opera The Tsar’s Bride (1899). The works of the Italian and Russian composers reveal a number of common patterns: plot and stage motifs (girls who have gone mad as a result of separation from their lovers, their behavior and appearance); stable form (scene and aria); presence of an audience (chorus and other actors); special role of coloratura writing (Lucia), harmony (Marfa) and orchestral accompaniment (duet of Lucia and flutes, a duet of Marfa and clarinet); the use of reminiscences (three in each opera). The scenes of madness in the operas of Donizetti and Rimsky-Korsakov are written in a romantic style, where the sublime and beautiful borders on the tragic and fateful. In the images of suffering heroines of Lucia and Marfa, one should not look for a credible depiction of psychic and mental disorders.

Keywords: Gaetano Donizetti, Nikolai Andreyevich Rimsky-Korsakov, “Lucia di Lammermoor”, “The Tsar’s Bride”, the scene of Lucia’s madness, the scene of Marfa’s madness

For citation: Lyubimov D. V. Lucia and Marfa: Mad Brides at the Opera House of the XIX Century. Opera musicologica. 2022. Vol. 14, no. 3. Р. 30–45. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.3.002.

The article was submitted 29.03.2022; approved after reviewing 03.04.2022; accepted for publication 30.05.2022.

References

1] Blagodatov, Georgiy I. (1969). Istoriya simfonicheskogo orchestra [History of the Symphony Orchestra]. Leningrad : Muzyka, 312 p. (in Russian).

[2] Lucia di Lammermoor. Gaetano Donizetti. Opera v trekh deystviyakh. Libretto S. Kammarano. Available at: http://libretto-oper.ru/donizetti/lyuchiya-di-lammermur (accessed: 26.03.2022).

[3] Muginshteyn, Mikhail L. (2020). Etyudy k istorii opery [Sketches for the history of opera]. Moscow : Digital Art, 488 p. (in Russian).

[4] Terekhin, Aleksandr M. (2020). Sumasshestviya v muzykal’nom teatre: opera, balet [Madness in musical theater: opera, ballet]. St. Petersburg : Svet, 112 p. (in Russian).

[5] Tyumenev, Il’ya F. (1898). Tsarskaya nevesta. Nikolai Andreyevich Rimsky-Korsakov. Opera v chetyrekh deystviyakh [The Tsar’s Bride. Opera in four acts by Nikolai Rimsky-Korsakov]. Libretto on the Lev A. Mei’s drama arranged by Il’ya F. Tyumenev. Available at: http://operalib.eu/zpdf/fidanzar.pdf (accessed: 26.03.2022).

[6] Tsukkerman, Viktor A. (1975). Muzykal’no-teoreticheskie ocherki i etyudy [Musical-theoretical essays and sketches]. Iss. 2: O muzykal’noy rechi N. A. Rimskogo-Korsakova [About the musical speech of Nikolai Rimsky-Korsakov]. Moscow : Sovetskiy kompozitor, 464 p. (in Russian).

[7] Christenson, Rachel G. (2017). Expressions of Madness in Coloratura Mad Scenes of Bel Canto Operas. A Senior Thesis submitted in partial fulfillment of the requirements for graduation in the Honors Program Liberty University, 36 p.

[8] Gautier, Theophile (1845). "Notice sur Giselle ou Les Wilis". In Les Beautés de l’Opéra, ou chefsd’oeuvre lyriques illustrés par les premiers artistes de Paris et de Londres, 1845. Paris : Soulié. P. 1–24.

[9] McClary, Susan (1991). Feminine Endings. Music, Gender, and Sexuality. London : Minneapolis : University of Minnesota Press, 222 p.

[10] Sharma, Tiffany G. (2020). Lucia’s Liberation: Feminine Madness in Donizetti’s Lucia di Lammermoor. Wellesley College, Submitted in Partial Fulfillment of the Prerequisite for Honors in Music, 49 p.

[11] Smart, Mary A. (1992). “The Silencing of Lucia”. In Cambridge Opera Journal. 1992. Vol. 4. No. 2. P. 119–141.