Контрапунктические пробы как особый тип рукописного текста

Контрапунктические пробы как особый тип рукописного текста

Скачать pdf  .

Ключевые слова: Сергей Иванович Танеев, нотные рукописи, термины музыкальной текстологии, контрапунктическая проба.

Автор: Мария Монич

Сведения об авторе: МАРИЯ ЛЬВОВНА МОНИЧ

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1898-8697
SPIN-код: 6539-2605
e-mail: mari.pronina.74@mail.ru

Преподаватель кафедры теории музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова

190068 Санкт-Петербург, ул. Глинки, 2, литер А

Преподаватель Санкт-Петербургского музыкального училища имени Н.  А.  Римского-Корсакова

190121, Санкт-Петербург, переулок Матвеева, д. 1, литера А

Дата поступления: 02.06.2020

Дата публикации: 15.03.2021

DOI: 10.26156/OM.2021.13.1.003

Аннотация

В середине 1870-х — начале 1880-х годов С. И. Танеев, воодушевленный идеей поиска «русского стиля», активно пополняет теоретические знания в области контрапункта и практикуется в полифонической работе с национальным мелодическим материалом: песенным фольклором и православными церковными напевами. В результате этой деятельности появляются многочисленные рукописи с контрапунктическими опытами, направленными не только на самообучение, но и на создание музыкальных произведений. Материалом для настоящей статьи стали документы указанного периода творчества композитора  —  черновые автографы к неоконченному циклу хоровых обработок причастных стихов и к Увертюре на русскую тему, хранящиеся в архиве Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П. И. Чайковского в Клину. Танеев работает с напевами причастных стихов и трех песен «Про татарский полон» особым образом: многократно и последовательно испытывает каждый сегмент мелодии различными видами контрапунктической техники, в результате чего получает обширный комплект в  основном имитационных, но также неимитационных построений и построений, совмещающих оба вида. Для своего времени танеевский метод и порождаемый им графический текст достаточно специфичны. Подобный тип рукописей предлагается обозначить термином контрапунктические пробы. Ориентируясь на  форму, скрепленную полифонической техникой, композитор создает текст, имеющий сходство с уже атрибутированными в отечественной музыкальной текстологии образцами композиционных рукописей: набросками, эскизами, черновиками, учебными работами. Тем не менее, танеевские штудии принципиально от них отличаются и нуждаются в более точном описании и определении.

Литература

[1] Арановский 2009 — Арановский М. Г. Рукопись в структуре творческого процесса : Очерки музыкальной текстологии и психологии творчества. Глинка. Римский-Корсаков. Чайковский. Рахманинов. Прокофьев. Москва: Композитор, 2009. 340 с.

[2] Вайдман 1988 — Вайдман П. Е. Творческий архив П. И. Чайковского. Москва: Музыка, 1988. 176 с.

[3] Вайдман 2000 — Вайдман П. Е. Архив П. И. Чайковского: текстологические и биографические исследования (творчество и жизнь) : автореф. дис. в форме науч. докл. … д-ра искусствоведения: 17.00.02. Москва: ЦНИЭИуголь, 2000. 67 с.

[4] Вязкова 1999 — Вязкова Е. В. О творческом процессе С. И. Танеева (по эскизным материалам кантат) // Процессы музыкального творчества. [Вып. 1] / отв. ред. Е. В. Вязкова. Москва: РАМ им. Гнесиных, 1994. С. 90‒111. (Труды РАМ имени Гнесиных. Сб.  130).
.
[5] Гервер 2007 — Гервер Л. Л. Об одной лабораторной работе Моцарта // Процессы музыкального творчества. Вып. 9 / ред.-сост. Е. В. Вязкова. Москва: РАМ им. Гнесиных, 2007. С. 70‒100. (Труды РАМ имени Гнесиных. Сб. 169).

[6] Домбург 2011 — Домбург ван, Э. А.  Текстология в отечественном музыкознании. История, теория, практика : учебное пособие / Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, каф. муз. воспитания и образования. Санкт-Петербург: Астерион, 2011. 96 с.

[7] Корабельникова, Вайдман 1987 — Корабельникова, Л. З., Вайдман П. Е. Вопросы текстологии в музыкознании // Методологические проблемы музыкознания / ред. Д. В. Житомирский и др. Москва: Музыка, 1987. С. 122–150.

[8] Милка 2001 — Милка А. П., Шабалина Т. В. Занимательная бахиана: [в 2 вып.]. Вып. 1. Санкт-Петербург: Композитор, 2001. 206 с.

[9] Монич 2008 — Монич М. Л. Эскизы к обработкам причастных стихов как одна из страниц предыстории учения Танеева // Александр Наумович Должанский: сб. ст. к 100-летию со дня рождения / отв. ред. К. Южак. Санкт-Петербург: Сударыня, 2008. С. 142–160. 

[10] Монич 2012 — Монич М. Л. Эскизы С. И. Танеева к обработкам причастных стихов // Страницы истории музыкальной культуры: новые архивные материалы : сб. ст. / сост. и отв. ред. Т. З. Сквирская. Санкт-Петербург: Издательство Политехнического университета, 2012. С. 118−127. 

[11] Монич 2015 — Монич М. Л. Первоначальное построение как закодированное сообщение // Opera musicologica. 2015. № 3 (25). С. 26‒36.

[12] Петров 2003 — Петров Д. Р. Предисловие // Проблемы музыкальной текстологии: статьи и материалы / ред.-сост. Д. Р. Петров. Москва: МГК им. П. И. Чайковского, 2003. С. 5–21. (Научные труды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Сб. 45).

[13] Переписка 1951 — Чайковский П. И., Танеев С. И. Письма / сост. В. А. Жданов. Москва: Госкультпросветиздат, 1951. 555 с.

[14] Римский-Корсаков 1951 — Римский-Корсаков Н. А. Сто русских народных песен. Москва; Ленинград: Музгиз, 1951. 183 с.

[15] Танеев 1999 — Танеев С. И. Духовные сочинения / сост. Н. Плотникова. Москва: МГК им. П. И. Чайковского, 1999. 72 с. 

[16] Шабалина 1999 — Шабалина Т. В. Рукописи И. С. Баха: ключи к тайнам творчества. Санкт-Петербург: Logos, 1999. 440 с.

[17] Южак 2006 — Южак К. И. Полифония и контрапункт: вопросы методологии, истории, теории: [в 2 кн.]. Кн. 1. Санкт-Петербург: Сударыня, 2006. 391 с.

[18] Янкус 2008 — Янкус А. И. Предварительная работа над фугой в рукописях Анны Амалии Прусской: система И. Ф. Кирнбергера // VIII баховские чтения. Работа над фугой: метод и школа И. С. Баха / сост. А. П. Милка, науч. ред. К. И. Южак. Санкт-Петербург: Сударыня, 2008. С. 126‒167.

[19] Янкус 2015 — Янкус А. И. Анализ материала фуги c-moll для клавира соло К. Ф. Э. Баха в «Трактате о фуге» Ф. В. Марпурга (к проблеме предварительной работы над фугой) // Старинная музыка. 2015. № 3 (69). С. 8–14. 

[20] Dadеlsen 1958 — Dadеlsen von, G. Beiträge zur Chronologie der Werke Johann Sebastian Bachs // Tübinger Bach-Studien. Trossingen, 1958. Heft 4/5. 176 S. 

Для цитирования: Монич М. Л. Контрапунктические пробы как особый тип рукописного текста // Оpera musicologica. 2021. Т. 13. № 1. С. 57–82. DOI: 10.26156/OM.2021.13.1.003.

Contrapuntal Probes As a Special Type of a Music Manuscript

Keywords: Sergey Taneev, music manuscripts, terminology of music textology, contrapuntal probe.

Author: Mariia L. Monich

About the author

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1898-8697
SPIN-код: 6539-2605
e-mail: mari.pronina.74@mail.ru

Lecturer, PhD Applicant in Arts of the Music Theory Department at the Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory

2 liter A Glinki St., St. Petersburg 190068, Russia

Submitted on: 02.06.2020

Published on: 15.03.2021

Abstract

In the mid 1870-s — beginning of 1880-s Sergey Taneev, inspired by the idea of the “Russian style,” began to replenish his theoretical knowledge in the field on counterpoint and to practice polyphonic writing based on national melodic material: folk songs and Orthodox church chants. These studies resulted in  numerous manuscript fragments, the purpose of which was not just self-training but there were also drafts for future pieces. The article is based on the documents from this period, including the drafts for unfinished choir arrangements of communion verses and an Overture on the Russian Theme, from the archive of Pyotr I. Tchaikovsky’s Museum in Klin. The way Taneev works with the melodies of the communion verses as well as the songs “About the Tatar Captivity” is very particular: he tries each segment of the melody multiple times consistently applying different types of contrapuntal technique; this resulted in a large set of imitative and non-imitative fragments as well as fragments in which both types of polyphony are combined. For Taneev’s time, such a method and the generated graphic text are unique. We would suggest introducing a term contrapuntal probes to describe it. These texts, determined by the polyphonic forms and techniques, are in many ways similar to the drafts, sketches, and exercises by Taneev which have already been thoroughly examined by Russian specialists. However, there are also essential differences, which implies a more precise and specific description and classification.

Works Cited

[1] Aranovskiy, Mark G. (2009). Rukopis’ v strukture tvorcheskogo protsessa: Ocherki muzykal’noy tekstologii i psikhologii tvorchestva. Glinka. Rimsky-Korsakov. Tchaikovsky. Rakhmaninov. Prokofiev [Manuscript in the structure of the creative process: essays on music textology and creative psychology. Glinka. Rimsky-Korsakov. Tchaikovsky. Rakhmaninov. Prokofiev]. Moscow: Kompozitor, 340 p. (in Russian).

[2] Vaydman, Polina E. (1988). Tvorcheskiy arkhiv P. I. Tchaikovskogo [Pyotr Tchaikovsky’s archive of creative work]. Moscow: Muzyka, 176 p. (in Russian).

[3] Vaydman, Polina E. (2000). Arkhiv P. I. Tchaikovskogo: tekstologicheskiye i biograficheskiye issledovaniya (tvorchestvo i zhizn’): avtoreferat dissertatsii v forme nauchnogo doklada ... doktora iskusstvovedeniya [Pyotr Tchaikovsky’s archive: a textological and biographical study (life and work): summary of the Doctoral thesis delivered in a form of a paper presentation]. 17.00.02. Moscow: TSNIEugol’, 67 p. (in Russian).

[4] Vyazkova, Elena V. (1999). “О tvorcheskom protsesse S. I. Taneeva (po eskiznym materialam kantat)” [“On Sergey I. Taneev’s creative process (based on the drafts for his cantatas)”]. In Protsessy musikal’nogo tvorchestva [The processes of music creativity]. [Iss. 1], edited by Elena V. Vyazkova. Moscow: RAM imeni Gnesinykh, pp. 90‒111. (Trudy RAM imeni Gnesinykh [Proceedings of the Gnessin Russian Academy of Music]. Collected papers 130) (in Russian).

[5] Gerver, Larisa L. (2007). “Ob odnoy laboratornoy rabote Mozarta” [“On one of Mozart’s lab works”]. In Protsessy musikal’nogo tvorchestva. Vip. 9, edited by Elena V. Vyazkova. [The processes of music creativity. Iss. 9]. Moscow: RAM imeni Gnesinykh, pp. 70‒100. (Trudy RAM imeni Gnesinykh [Proceedings of the Gnessin Russian Academy of Music]. Collected papers 169) (in Russian).

[6] Domburg van, El’vira A. (2011). Tekstologiya v otechestvennom muzikoznanii. Istoriya, teoriya, praktika [Textological studies in Russian music scholarship. History, theory, practice]: schoolbook, Herzen University. St. Petersburg : Asterion, 96 p. (in Russian).

[7] Korabel’nikova, Lyudmila Z. & Vaydman, Polina E. (1987). “Voprosy tekstologii v muzikoznanii” [“The textological questions in musicology”] In Metodologicheskie problemi muzikoznaniya [The methodological problems of musicology], edited by Daniel V. Zhitomirskiy. Moscow: Мuzika, pp. 122–150 (in Russian).

[8] Milka, Anatoliy P. & Shabalina, Tatyana V. (2001). Zanimatel’naya bakhiana  [The amusing Bachiana] : [in 2 iss.]. Iss. 1. St. Petersburg : Kompozitor, 206 p. (in Russian).

[9] Monich, Mariia L. (2008). “Eskizy k obrabotkam prichastnykh stikhov kak odna iz stranits predystorii ucheniya Taneeva” [“Sketches to the arrangement of communion verses as one of the pages of the prehistory of Taneyev's Teaching”]. In Aleksandr Naumovich Dolzhansky : sbornik statey k 100-letiyu so dnya rozhdeniya [Alexander Naumovich Dolzhansky : collection of articles on the 100th anniversary of his birth], edited by Kyra I. Yuzhak. St. Petersburg : Sudarynya, pp. 142‒160 (in Russian).

[10] Monich, Mariia L. (2012). “Eskizy S. I. Taneeva k obrabotkam prichastnykh stikhov” [“Sergey I. Taneev’s sketches to the arrangement of communion verses”]. In Stranisy istorii muzykal’noy kul’tury: novye arkhivnye materialy [Page’s musical history: the new archival material], compiler and editor Tamara Z. Skvirskaya. St. Petersburg : Izdatel’stvo Politekhnicheskogo universiteta, pp. 118‒127 (in Russian).

[11] Monich, Mariia L. (2015). “Pervonachal’noye postroyeniye kak zakodirovannoye soobshcheniye” [“Initial structure as a coded message”]. In Opera musicologica, no. 3 (2015), pp. 26‒36 (in Russian).

[12] Petrov, Daniil R. (2003). “Predisloviye” [“Introduction”]. In Problemy muzikal’noy tekstologii [The problems of music textology], edited by Daniil R. Petrov. Moscow, pp. 5‒21 (Nauchnye trudy Moskovskoy konservatorii [Scientific works of the Moscow Conservatory]. Сollection 45) (in Russian).

[13] Tchaikovsky, Pyotr I. & Taneev, Sergey I. (1951) Pis’ma [Letters], еd. by Vladimir A. Zhdanov. Moscow: Goskul’tprosvetizdat, 555 p. (in Russian).

[14] Rimsky-Korsakov, Nikolay A. (1951) Sto russkikh narodnykh pesen [One Hundred Russian Folk Songs]. Moscow; Leningrad: Muzgiz, 183 p. (in Russian).

[15] Taneev, Sergey I. (1999) Dukhovnyye sochineniya [Spiritual compositions], compiler Nataliya Plotnikova. Moscow: MGK imeni P. I. Tchaikovskogo, 72 p. (in Russian).

[16] Shabalina, Tatyana V. (1999) Rukopisi I. S. Bacha: klyuchi k taynam tvorchestva [I. S. Bach’s manuscripts: the keys to the mysteries of his creative work]. St. Petersburg : Logos, 440 p. (in Russian).

[17] Yuzhak, Kyra I. (2006) Polifoniya i kontrapunkt: voprosy metodologii, istorii, teorii [Polyphony and counterpoint: the questions of methodology, history, theory]: [in 2 books]. Book 1. St. Petersburg : Sudarynya, 391 p. (in Russian).

[18] Yankus, Alla I. (2008) “Predvaritel’naya rabota nad fugoy v rukopisyakh Anny Amalii Prusskoy: sistema I. F. Kirnbergera” [“The preliminary work on the fugue in Anna Amalia of Prussia’s manuscripts: Johann Philipp Kirnberger’s system”] In VIII bakhovskie chteniya. Rabota nad fugoy: metod i shkola I. S. Bacha [VIII Bach colloquia. Work on the fugue: the method and the school of Johann Sebastian Bach], compiler Anatoliy P. Milka, edited by Kyra I. Yuzhak. St. Petersburg : Sudarynya, pp. 126‒167 (in Russian).

[19] Yankus, Alla I. (2015) “Analiz materiala fugi c-moll dlya klavira solo K. F. Bacha v ‘Traktate o fuge’ F. V. Marpurga (k probleme predvaritel’noy raboty nad fugoy”) [“The analyses of the material of Carl Philipp Emanuel Bach’s c-minor clavier fugue in the ‘Tractate on fugue’ by Friedrich Wilhelm Marpurg”]. In Starinnaya muzika [Early music] № 3 (69). Moscow: Shans, pp. 8‒14 (in Russian).

[20] Dadеlsen von, G. (1958). “Beiträge zur Chronologie der Werke Johann Sebastian Bachs”. In Tübinger Bach-Studien. Trossingen. 1958. Heft 4/5. 176 S.

For citation: Monich, Mariia L. “Contrapuntal Probes As a Special Type of a Music Manuscript”. In Opera musicologica, vol. 13, no. 1 (2021), pp. 57–82 (in Russian). DOI: 10.26156/OM.2021.13.1.003.