Концерты для левой руки Равеля и Прокофьева: два ответа на один заказ

Концерты для левой руки Равеля и Прокофьева: два ответа на один заказ

Скачать pdf  .

Ключевые слова: Морис Равель, Сергей Прокофьев, Пауль Витгенштейн, фортепианный концерт для левой руки, «новая простота».

Автор: Владимир Чернышов 

Сведения об авторе: ВЛАДИМИР ИГОРЕВИЧ ЧЕРНЫШОВ

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0528-2708
SPIN-код: 4150-3870
e-mail: maestropiano@mail.ru

Соискатель кафедры специального фортепиано Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова

190068 Санкт-Петербург, ул. Глинки, 2, литер А

Дата поступления: 29.04.2020

Дата публикации: 15.11.2020

DOI: 10.26156/OM.2020.12.4.004

Аннотация

Пианист Пауль Витгенштейн, желая расширить и обновить свой концертный репертуар, внес в XX веке существенный вклад в фортепианную литературу для левой руки. В 1929–1930 годах он заказывает фортепианный концерт сначала Морису Равелю, а затем Сергею Прокофьеву. Это оказалось возможным благодаря наследству, полученному пианистом после смерти отца — сталелитейного магната Карла Витгенштейна. Если Равелю удалось, хоть и не полностью, удовлетворить потребности заказчика, то Прокофьеву было вовсе отказано в исполнении его музыки. Одной из главных причин неудачи Прокофьева можно считать творческий кризис конца зарубежного периода, когда композитор находился в поисках нового музыкального языка — «новой простоты». В статье прослеживается и сравнивается судьба этих произведений; устанавливаются причины сравнительной невостребованности концерта Прокофьева исполнителями; анализируется композиция, фортепианная фактура и техника, оркестровка. Освещены биографические факты из жизни Пауля Витгенштейна, а также непростые отношения между заказчиком и композиторами.

Литература

Алексеев 1961 — Алексеев А. Д. Французская фортепианная музыка конца XIX начала XX века. Москва: Изд-во Академии наук СССР, 1961. 220 с. 

Алексеев 1974 — Алексеев А. Д. Советская фортепианная музыка: 1917–1945. Москва: Музыка, 1974. 248 с.

Барсова 1974 — Барсова И. А. Зичи Г. // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. Т. 2. 1974. Москва : Советская энциклопедия, Советский композитор. Стб. 464.

Благодарская 2018 — Благодарская Е. А. Об одной утерянной рукописи Пауля Хиндемита: к изучению творческого наследия композитора // Манускрипт. 2018. № 6 (92). С. 102–106.

Вишневецкий 2009 — Вишневецкий И. Сергей Прокофьев. Москва: Молодая гвардия, 2009. 703 с. (Жизнь замечательных людей).

Гаккель 1960 — Гаккель Л. Фортепианное творчество С. С. Прокофьева. Москва: Государственное музыкальное издательство, 1960. 172 с.

Гвинерия 1989 — Фортепианные произведения: для одной левой руки / ред.-сост. и вступ. ст. Т. Гвинерия. Москва: Музыка, 1989. 79 с.

Голубовская 1974 — Голубовская Н. Искусство педализации. 2-е изд. Ленинград: Музыка, 1974. 96 с.

Дельсон 1973 — Дельсон В. Фортепианное творчество и пианизм Прокофьева. Москва: Советский композитор, 1973. 286 с.

Долинская 2006 — Долинская Е. Фортепианный концерт в русской музыке XX столетия: Исследовательские очерки. Москва: Издательский Дом «Композитор», 2006. 560 с.

Кравец 1999 — Кравец Н. Я. Инструментальные концерты Прокофьева: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. Москва: Государственный институт искусствознания, 1999. 24 с.

Лонг 1981 — Лонг М. За роялем с Морисом Равелем // Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 9. / сост., вст. ст., коммент. и ред. переводов Я. Мильштейна. Москва: Музыка, 1981. С. 75–111.

Мартынов 1974 — Мартынов И. И. Сергей Прокофьев. Жизнь и творчество. Москва: Музыка, 1974. 560 с.

Мартынов 1979 — Мартынов И. И. Морис Равель. Москва: Музыка, 1979. 335 с.

Нестьев 1973 — Нестьев И. В. Жизнь Сергея Прокофьева. Москва: Советский композитор, 1973. 713 с.

Нестьева 2019 — Нестьева М. И. Сергей Прокофьев: Солнечный гений. Москва: Издательство АСТ, 2019. 320 с. (Музыка времени. Иллюстрированные биографии).

Прокофьев 1961 — Прокофьев С. С. Автобиография // С. С. Прокофьев: Материалы, документы, воспоминания / сборник, сост., ред., примеч. и вступ. статьи С. И. Шлифштейна. 2-е изд., доп. Москва: Музгиз, 1961. С. 13–199.

Прокофьев 1991 — Прокофьев о Прокофьеве: Статьи и интервью / сост., текстол. ред. и коммент. В. П. Варунца. Москва: Советский композитор, 1991. 285 с.

Прокофьев 2002 — Прокофьев С. С. Дневник 1919–1933 / предисловие Святослава Прокофьева. Paris: sprkfv [DIAKOM], 2002. Т. 2. 865 с.

Прокофьев, Мясковский 1977 — Прокофьев С. С., Мясковский Н. Я. Переписка / вступ. статья Д. Б. Кабалевского; сост. и подготовка текста М. Г. Козловой и Н. Р. Яценко; коммент. В. Л. Киселева; предисл. и указатели М. Г. Козловой. Москва: Советский композитор, 1977. 599 с.

Савкина 1982 — Савкина Н. П. Сергей Сергеевич Прокофьев. Москва: Музыка, 1982. 144 с.

Слонимский 2004 — Слонимский С. Свободный диссонанс: Очерки о русской музыке. Санкт-Петербург: Композитор, 2004. 144 с.

Смирнов 1981 — Смирнов В. Морис Равель и его творчество. Ленинград: Музыка, 1981. 224 с.

Цыпин 1959 — Цыпин Г. М. Морис Равель. Москва: Музгиз, 1959. 135 с.

Эдмондс, Айдиноу 2004 — Эдмондс Д., Айдиноу Д. Кочерга Витгенштейна: История десятиминутного спора между двумя великими философами / пер. с английского Е. Канищевой. Москва: Новое литературное обозрение, 2004. 352 с.

Patterson 1999 — Patterson Donald L. One handed: a guide to piano music for one hand // Music reference collection, № 80 / сomp. & annot. by Donald L. Patterson. Westport (Conn.); London: Greenwood press, 1999. 313 p.

Waugh 2008 — Waugh A. The House of Wittgenstein: a family at war. London: Bloomsbury, 2008. 333 p.

Wittgenstein 1957 — Wittgenstein P. School for the Left Hand. In 3 vols. Vienna, London: Universal Edition, 1957. Vol. 1. 83 p. Vol. 2. 60 p. Vol. 3. 88 p.

Для цитирования: Чернышов В. И. Концерты для левой руки Равеля и Прокофьева: два ответа на один заказ // Оpera musicologica. 2020. Т. 12. № 4. С. 67–91. DOI: 10.26156/OM.2020.12.4.004.

Piano Concertos for the Left Hand by Ravel and Prokofiev:
Two 
Answers to One Order

Keywords: Maurice Ravel, Sergei Prokofiev, Paul Wittgenstein, piano concerto for the left hand, “new simplicity”.

Author: Vladimir I. Chernyshov

About the Author

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0528-2708
SPIN-код: 4150-3870
e-mail: maestropiano@mail.ru

Submitted on: 29.04.2020

Published on: 15.11.2020

Abstract

In the twentieth century, the one-armed pianist Paul Wittgenstein made a significant contribution to piano literature for the left hand, which was due to his wish to broaden and update his concert repertoire. In 1929–1930 he ordered a left-handed piano concerto first to Maurice Ravel and then to Sergei Prokofiev. It was possible through the inheritance that Wittgenstein received after the death of his father, the steel magnate Karl Wittgenstein. While Ravel was able to meet the client’s needs, though not completely, Prokofiev was completely denied the performance of his music. One of the main reasons for Prokofiev’s failure might be the creative crisis of the end of the foreign period, when the composer was in search of a new musical language — “the new simplicity”. The article traces and compares the destiny of these piano concertos, specifying the reasons for the relative lack of demand for Prokofiev’s left-handed concerto on behalf of performers. The article also analyzes music, piano texture and technique, form, orchestration of the lefthanded concertos. Special attention is paid to biographical facts from Paul Wittgenstein’s life, as well as uneasy relationship between the client and the composers.

Works Сited

Alexeev, Alexander D. (1961). Frantsuzskaya fortepiannaya muzyka kontsa XIX nachala XX veka [French piano music of the late 19th early 20th century]. Moscow: Izdatel’stvo Akademii nauk SSSR, 220 р. (in Russian).

Alexeev, Alexander D. (1974). Sovetskaya fortepiannaya muzyka: 1917–1945. [Soviet piano music: 1917–1945]. Moscow: Muzyka, 248 p. (in Russian).

Barsova, Inna A. (1974). Zichy G. In Muzykal’naya entsiklopediya [Musical encyclopedia], ed. by Yuri V. Keldysh. T. 2. Col. 464 (in Russian).

Blagodarskaya, Elena A. (2018). “Ob odnoy uteryannoy rukopisi Paulya Hindemitha: k izucheniyu tvorcheskogo naslediya kompozitora” [“About the one lost manuscript by Paul Hindemith: to the study of the composer’s creative heritage”]. In Manuscript, no. 6 (92) (2018), рр. 102–106 (in Russian).

Del’son, Viktor Yu. (1973). Fortepiannoe tvorchestvo i pianizm Prokofieva [Piano creativity and pianism by Sergey Prokofiev]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 286 р. (in Russian).

Dolinskaya, Elena B. (2006). Fortepiannyi kontsert v russkoy muzyke XX stoletiya: Issledovatel’skie ocherki [Piano concerto in russian music of the 20th century: Research essays]. Moscow: Izdatel’skiy dom “Kompozitor”, 560 p. (in Russian).

Edmonds, David & Aidinou, John (2004). Kocherga Vitgenshteyna: Istoriya desyatiminutnogo spora mezhdu dvumya velikimi filosofami [Wittgenstein’s Poker. The story of a ten-minute argument between two great philosophers], per. from English by E. Kanishcheva. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 352 р. (in Russian).

Gakkel, Leonid E. (1960). Fortepiannoe tvorchestvo S. S. Prokofieva [Piano creativity by Sergey S. Prokofiev]. Moscow: Gosudarstvennoe muzykal’noe izdatel’stvo, 172 p. (in Russian).

Golubovskaya, Nadezhda I. (1974). Iskusstvo pedalizatsii [The Art of pedaling]. 2th edition. Leningrad: Muzyka, 96 р. (in Russian).

Gvineriya, Tina (1989). Fortepiannye proizvedeniya: dlya odnoy levoy ruki [Piano works: for one left hand], ed. by Tina Gvineriya. Moscow: Muzyka, 79 p. (in Russian).

Kravets, Nelli Ya. (1999). Instrumental’nye kontserty Prokofieva: avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya: 17.00.02. [Instrumental concertos by Prokofiev: PhD (Arts) dis. in musicology]. Moscow: Gosudarstvennyy institut iskusstvoznaniya, 24 р. (in Russian).

Long, Marguerite (1981). “Za royalem s Morisom Ravelem” [“At the piano with Maurice Ravel”]. In Ispolnitel’skoe iskusstvo zarubezhnykh stran [Performing art of foreign countries]. Vol. 9, edited and commentaries by Jacob Milshten. Moscow: Muzyka, рр. 75–111 (in Russian).

Martynov, Ivan I. (1974). Sergey Prokofiev. Zhizn’ i tvorchestvo [Sergey Prokofiev. Life and creativity]. Moscow : Muzyka, 560 р. (in Russian).

Martynov, Ivan I. (1979). Maurice Ravel. Moscow: Muzyka, 335 p. (in Russian).

Nestieva, Marina I. (2019). Sergey Prokofiev: Solnechnyy geniy [Sergei Prokofiev: Sunny genius]. Moscow: Izdatel’stvo AST, 320 р. (Muzyka vremeni. Illyustrirovannye biografii) (in Russian).

Nestiev, Israel V. (1973). Zhizn’ Sergeya Prokofieva [Life of Sergei Prokofiev]. Moscow: Sovetskiy Kompozitor, 713 p. (in Russian).

Patterson, Donald L. (1999). “One handed: a guide to piano music for one hand”. In Music reference collection, no. 80 (1999), сomp. & annot. by Donald L. Patterson. Westport (Conn.); London: Greenwood press, 313 p.

Prokofiev, Sergei S. & Myaskovskiy, Nikolay Ya. (1977). Perepiska [Correspondence], entry article by Dmitriy B. Kabalevsky. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 599 р. (in Russian).

Prokofiev, Sergei S. (1961). Avtobiografiya [Autobiography]. In Sergei Prokofiev: Materialy, dokumenty, vospominaniya [Sergei Prokofiev: Materials, documents, memoirs], edited and commentaries by Semyon I. Shlifshtein. 2th edition. Moscow: Muzgiz, рр. 13–199 (in Russian).

Prokofiev, Sergei S. (1991). Prokofiev o Prokofieve: Stat’i i interv’yu [Prokofiev about Prokofiev: Articles and interviews], edited and commentaries by Victor P. Varunts. Moscow: Sovetskiy Kompozitor, 285 р. (in Russian).

Prokofiev, Sergei S. (2002). Dnevnik 1919–1933 [Diary 1919–1933], foreword by Svyatoslav Prokofiev. Paris: sprkfv [DIAKOM], vol. 2. 865 р. (in Russian).

Savkina, Nataliya P. (1982). Sergey Sergeevich Prokofiev. Moscow: Muzyka, 144 р. (in Russian).

Slonimskiy, Sergey M. (2004). Svobodnyy dissonans: Ocherki o russkoy muzyke [Free dissonance: Essays on Russian music]. St. Peterburg: Kompozitor, 144 р. (in Russian).

Smirnov, Valeriy V. (1981). Maurice Ravel i ego tvorchestvo [Maurice Ravel and his creativity]. Leningrad: Muzyka, 224 р. (in Russian).

Tsypin, Gennadiy M. (1959). Maurice Ravel. Moscow: Muzgiz, 135 р. (in Russian).

Vishnevetskiy, Igor G. (2009). Sergey Prokofiev. Moscow: Molodaya gvardiya, 703 р. (Zhizn’ zamechatel’nykh lyudey) (in Russian).

Waugh, Alexander (2008). The House of Wittgenstein: a family at war. London: Bloomsbury, 333 p.

Wittgenstein, Paul (1957). School for the Left Hand: in 3 vols. Vienna, London: Universal Edition. Vol. 1. 83 p. Vol. 2. 60 p. Vol. 3. 88 p.

For citation: Chernyshov, Vladimir I. “Piano Concertos for the Left Hand by Ravel and Prokofiev: Two Answers to One Order”. In Opera musicologica, vol. 12, no. 4 (2020), pp. 67–91 (in Russian). DOI: 10.26156/OM.2020.12.4.004.