Концерт Адольфа фон Гензельта ор. 16 и его судьба: к вопросу о становлении жанра русского фортепианного концерта второй половины XIX века

Концерт Адольфа фон Гензельта op. 16 и его судьба:
к вопросу о становлении жанра русского фортепианного концерта второй половины XIX века

Скачать pdf  .

Ключевые слова: Адольф фон Гензельт, Фортепианный концерт ор. 16, Роберт Шуман, Милий Алексеевич Балакирев, история русского фортепианного концерта.

Автор: Ольга Скорбященская

Сведения об авторе: ОЛЬГА АДОЛЬФОВНА СКОРБЯЩЕНСКАЯ

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9816-9036
SPIN-код: 9313-8576
e-mail: olgaskorby@mail.ru

Кандидат искусствоведения (1993), профессор кафедры общего курса и методики преподавания фортепиано Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова

190068 Санкт-Петербург, ул. Глинки, 2, литер А

Дата поступления: 01.06.2020

Дата публикации: 15.09.2020

DOI: 10.26156/OM.2020.12.3.003

Аннотация

Статья посвящена главному произведению выдающегося пианиста и композитора Адольфа фон Гензельта — Концерту для фортепиано с оркестром фа минор ор. 16. Материалом исследования стала рукопись сочинения с пометками Роберта Шумана и Фердинанда Хиллера, хранящаяся в Научно-исследовательском Отделе рукописей Научной музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской консерватории, также в фокусе внимания оказывается переписка Гензельта с Шуманом и Милием Алексеевичем Балакиревым. Подробно рассмотренная история создания и исполнения Концерта позволяет предположить, что редакция Шумана и Хиллера была далека от первоначального авторского замысла, а исполнительские версии Клары Шуман и Феликса Мендельсона искажали сочинение. Причины этих искажений были как субъективные (болезненное состояние Роберта и беременность Клары Шуман), так и объективные (различные представления о природе оркестровки в фортепианном концерте, присущие лейпцигской и веймарской школам). Подлинным рождением Концерта стало исполнение Листа в авторской версии (1848 год). Редакция Балакирева (1884 год), сделанная по просьбе Гензельта, более всего соответствовала духу сочинения. Именно в этой редакции Концерт Гензельта оказал значительное влияние на развитие русского фортепианного концерта второй половины XIX века.

Литература

Боткин 1849 — В. Б. [Василий Боткин] Фельетон. Адольф Гензельт // Санкт-Петербургские ведомости. 1849. 13 ноября. № 255. С. 1023–1025.

Глянцева 2002 — Глянцева Н. Р. Шуман и А. Гензельт. История творческого содружества // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России. Вып. 2 / сост.: И. В. Брежнева, Г. М. Малинина. Москва : Московская консерватория, 2002. С. 184–199. (Научные труды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Сб. 40).

Лосева 1999 — Воспоминания Роберта Шумана о Феликсе Мендельсоне-Бартольди / пер., комментарии и вступительная статья О. Лосевой // Музыкальная академия. 1999. № 3. С. 196–200.

Миллер 2012 — Миллер В. С. М. Ляпунов и «Дело о церкви» // Памяти Анастасии Сергеевны Ляпуновой. Санкт-Петербург : Издательство Политехнического университета, 2012. С. 64–91. (Петербургский музыкальный архив. Вып. 9).

Сквирская 1998 — Сквирская Т. К истории личного архива М. А. Балакирева // Балакиреву посвящается: сборник статей к 160-летию композитора / ред.-сост. Т. А. Зайцева. Санкт-Петербург : Композитор, 1998. С. 143–152.

Шуман 1978 — Шуман Р. Этюды // Шуман Роберт. О музыке и музыкантах: в 2 т; в 3 кн. / сост., текстол. ред., вступ. статья, коммент. и указ. Д. В. Житомирского; пер. с нем. А. Г. Габричевского и Л. С. Товалевой. Т. 2a. Москва : Музыка, 1978. С. 158–161.

Шуман 1982 — Шуман Р. Письма : в 2 т. Т. 2 (1840–1856). Москва : Музыка, 1982. 525 с.

Davis 1967 — Davis R. B. Henselt, Balakirev & the piano // The Music Review. 1967. Vol. 28. No. 3 (August), pр. 19–64.

Adolph von Henselt’s Concerto Op. 16 and Its Fate:
To the Question of the Formation of the Genre of the Russian Piano Concerto of the Second Half of the 19th Century

Keywords: Adolph von Henselt, Piano Concerto op. 16, Robert Schumann, Miliy Balakirev, history of the Russian Piano Concerto.

Author: Olga A. Skorbyashchenskaya

About the Author

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9816-9036
SPIN-код: 9313-8576
e-mail: olgaskorby@mail.ru

PhD (Arts, 1993), Professor of the Department of General Course and Methods of Piano Teaching at the Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory

2 liter A Glinki St., St. Petersburg 190068, Russia

Submitted on: 01.06.2020

Published on: 15.09.2020

Abstract

The article is devoted to the history of creation, publication and performance of the main work of Adolph von Hеnselt — the Piano Concerto in F minor oр. 16. The research materials were the manuscript of the Concerto with the notes of Robert Schumann and Ferdinand Hiller, stored in the Research Department of Manuscripts of the Scientific Music Library of the St. Petersburg Conservatory, as well as Henselt’s correspondence with Robert Schumann and Miliy Balakirev. The detailed history of the creation and performing of the Concert suggests that the edition of Schumann and Hiller were far from the original author’s intention, and the performance of Clara Schumann and Felix Mendelssohn distorted the idea of the composition. The reasons for this were both subjective (Robert’s painful state and Clara Schumann’s pregnancy) and objective (different ideas about the nature of orchestration in a piano concerto inherent in the Leipzig and Weimar schools). The Concerto’s true birth was the performance by Liszt in the author’s version (1847). The incomplete edition of Balakirev (1884), made at the request of Henselt, was most consistent with the spirit of the composition. It was this edition of the Henselt Concerto that had a significant impact on the development of the Russian piano concerto of the second half of the 19th century.

Works Cited

Botkin, Vasiliy P. (1849). [V. B.] “Fel’eton. Adolph Henselt” [“Feuilleton. Adolph Henselt”]. In Sankt-Peterburgskie vedomosti [Saint Petersburg’s register], no. 255 (13 Nov 1849), рp. 1023–1025 (in Russian).

Davis R. B. (1967) “Henselt, Balakirev & the piano”. In The Music Review, vol. 28, no. 3 (August 1967), рр. 19–64.

Glyanceva, Natalija N. (2002). “R. Schumann i A. Henselt. Istoriya tvorcheskogo sodruzhestva” [“R. Schumann and A. Henselt. History of the creative community”]. In Russkije muzikal’niye arhivy za rubezhom. Zarubezhnyje muzikal’nyje arhivy v Rossii [Russian music archives abroad. Foreign music archives in Russia]. Iss. 2. Moskow: Moskovskaya konservatoriya, рp. 184–199. (Nauchnye trudy Moskovskoy konservatorii [Scientific works of the Moscow Conservatory]. Сollection 40) (in Russian).

Kindl, Gebhard (2010). Adolph von Henselts Briefe. Erstausgabe des im Henselt-Archiv des Stadtmuseums Schwabach gesammelten Briefwechsels von Adolph und Rosalie von Henselt / Transliteriert von Gebhard und Ursula Kindl. Schwabach: Stadtmuseum. Bd. 8. 676 S.

Kindl, Gebhard (2014). Adolph von Henselt (1814–1889): Chronologie eines faszinierenden Lebens: ein ehrendes Gedenken zum 200. Geburtstag und 125. Todestag des virtuosen Pianisten, poesievollen Komponisten und richtungsweisenden Klavierpädagogen. Schwabach: Stadtmuseum. Bd. 10. 816 S.

Loseva, Olga V. (1999). “Vospominaniya Roberta Shumana o Felikse Mendel’sone-Bartol’di” [“Memoirs of Robert Schumann about Felix Mendelssohn-Bartholdi”] / Trans., comments and introductory article by Olga Loseva. In Muzykal’naya akademiya [Music Academy], no. 3 (1999), рр. 196–200 (in Russian).

Miller, Vladimir N. (2012). “S. M. Lyapunov i ‘Delo o tcerkvi’ ” [“S. M. Lyapunov and ‘The case of the Church’ ”]. In Pamyati Anastasii Sergeevny Lyapunovoy. [Memory of Anastasia Sergeevna Lyapunov]. St. Petersburg: Izdatel’stvo Politekhnicheskogo universiteta, рp. 64–91. (Peterburgskiy muzykal’nyi arkhiv [Saint Petersburg music archive], Iss. 9) (in Russian).

Schumann, Robert (1978). “Etyudy” [“Etudes”]. In Schumann, Robert. O muzyke i muzykantakh [About music and musicians]: in 3 vols. Trans. Alexandr Gabritshevsky & Lyudmila Tovaleva. comp., textol. ed., introduction, commentary Daniel Zhytomyrsky. Vol. 2-a. Moskow: Muzyka, рp. 158–161 (in Russian).

Schumann, Robert (1982). Pis’ma [Letters]: in 2 vols. Vol. 2 (1840–1856). Moskow: Muzyka. 525 p. (in Russian).

Skvirskaya, Tamara Z. (1998). “K istorii lichnogo arkhiva M. A. Balakireva” [“To the history of the personal archive of M. A. Balakirev”]. In Balakirevu posvjashchaetsya: sbornik statey k 160- letiyu kompozitora [Dedicated to Balakirev: Collection of articles for the 160th anniversary of the composer], edit.-comp. Tat’yana Zaytseva. St. Petersburg: Kompositor, рp. 143–152 (in Russian).