Классика и музыка масс-медиа в творчестве Сергея Слонимского

Классика и музыка масс-медиа в творчестве Сергея Слонимского

Скачать pdf  .

Ключевые слова: элитарная культура, массовая культура, культурный диалог, классика, масс-медиа, композитор, творчество, Сергей Михайлович Слонимский, серьезная музыка, легкая музыка.

Автор: Ольга Девятова

Сведения об авторе: ОЛЬГА ЛЕОНИДОВНА ДЕВЯТОВА

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2289-037X
SPIN-код: 8758-5138
e-mail: sonare-9@inbox.ru

Доктор культурологии (2004), кандидат искусствоведения (1986), профессор кафедры культурологии и социально-культурной деятельности Уральского Федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина 620000, г. Екатеринбург, пр. Ленина, 51

Дата поступления: 28.08.2020

Дата публикации: 15.03.2021

DOI: 10.26156/OM.2021.13.1.001

Аннотация

Статья посвящена актуальной в ХХ–ХХI веках проблеме диалога элитарной и массовой культур. Теоретическую базу работы составляют труды видных современных ученых: О. Астафьевой, А. Костиной, Н. Кирилловой и других. В ее основу положена методология культурологического исследования, включающая комплексный, междисциплинарный и историко-сравнительный подходы, а также методы культурологической интерпретации и музыковедческого анализа. На примере творчества выдающегося русского композитора петербургской школы Сергея Слонимского — представителя поколения «шестидесятников» —исследуются его взгляды на конфликт «двух музык» — «серьезной» и «легкой», а также способы преодоления их противоречий (на примере Первой, Второй, Тридцать четвертой симфоний, Концерта для симфонического оркестра, трех электрогитар и солирующих инструментов, балета «Волшебный орех», вокальных сочинений, фортепианных пьес). В результате исследования делается вывод о двух путях, по которым шел композитор в решении данной проблемы: активного противостояния «музычке» масс-медиа и всей продукции псевдокультуры и органичного взаимодействия классических традиций и жанров массовой музыкальной культуры, поднимающего бытовую массовую стилистику на высочайший художественный уровень.

Литература

[1] Астафьева 2008 — Астафьева О. Межкультурный диалог в условиях глобализации: проблемы теории и практики // Фундаментальные проблемы культурологии: в 4 т. Т. 4. Санкт-Петербург: Алетейя, 2008. С. 354–378.

[2] Евард 2001 — Евард И. Современная российская музыкальная культура. Социальнофилософский анализ : дис. ... канд. филос. наук. Москва, 2001. 152 с.

[3] Кадцын 2006 — Кадцын Л. Массовое музыкальное искусство ХХ столетия (эстрада, джаз, барды и рок в их взаимосвязи). Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2006. 424 с.

[4]  Кириллова 2005 — Кириллова Н. Медиакультура: от  модерна к  постмодерну. Москва : Академический проект, 2005. 448 с.

[5]  Климовицкий 1983 — Климовицкий А. Вторая симфония С.  Слонимского в  свете новых тенденций в  современном музыкальном творчестве // Современные проблемы советской музыки. Ленинград: Советский композитор, 1983. С. 63–82.

[6]  Конен 1994 — Конен В. Третий пласт: новые массовые жанры в  музыке ХХ века. Москва : Музыка, 1994. 160 с.

[7] Костина 2009 — Костина А. Соотношение и  взаимодействие традиционной, элитарной и массовой культур в социальном пространстве современности: автореф. дис. ... докт. культурологии: 24.00.01, Москва, 2009. URL:http://dissers. ru/avtoreferati-dissertatsii-kulturologiya/a37.php (дата обращения: 15.03.2020).

[8] Лосев 1990 — Лосев А. Музыка как предмет логики // Лосев А. Из ранних произведений. Москва : Правда, 1990. С. 193–390.

[9] Прутков 1987 — Сочинения Козьмы Пруткова. Москва : Художественная литература, 1987. 335 с.

[10] Рыцарева 1991 — Рыцарева М. Композитор Сергей Слонимский: монография. Ленинград : Советский композитор, 1991. 256 с.

[11] Слонимский 1984 — Слонимский С. Подлинный джаз противостоит штампованным музыкальным подделкам: Шесть монологов о джазе // Советская музыка. 1984. № 8. С. 58–59.

[12] Слонимский 1992 — Взгляд из предыдущего десятилетия: интервью с А. Шнитке и С. Слонимским // Советская музыка. 1992. № 1. С. 20–26.

[13] Слонимский 1994 — Слонимский С. О прошлом, настоящем и будущем: монолог после фестиваля // Музыкальное обозрение. 1994. № 12. С. 11.

[14] Слонимский 2000 — Слонимский С. Бурлески, элегии и дифирамбы в презренной прозе. Санкт-Петербург: Композитор • Санкт-Петербург, 2000. 152 с.

Для цитирования: Девятова О. Л. Классика и музыка масс-медиа в творчестве Сергея Слонимского // Оpera musicologica. 2021. Т. 13. № 1. С. 6–25. DOI: 10.26156/OM.2020.13.1.001.

Classics and Music mass media in the Works of Sergey Slonimsky

Keywords: elite culture, mass culture, cultural dialogue, classic, mass media, composer, creativity, Sergey Slonimsky, serious music, easy music.

Author: Olga L. Devyatova

About the author

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2289-037X
SPIN-код: 8758-5138
e-mail: sonare-9@inbox.ru

Doctor of Cultural Studies (2004), Candidate of Art History (1986), Professor of the Department of Cultural Studies and Socio-Cultural Activities of the Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin

51 Lenin Ave, Yekaterinburg, 620000, Russia

Submitted on: 28.08.2020

Published on: 15.03.2021

Abstract

The article is devoted to the problem of the dialogue between elite and mass cultures, in its own way manifested in music, which was topical in the XX and early XXI centuries. The theoretical foundation of the article is the culturological works of prominent modern scientists: O.  Astafieva, A. Kostina, N. Kirillova, etc. It is based on the methodology of culturological research, including complex, interdisciplinary and historical-comparative approaches, as well as methods of cultural interpretation and musicological analysis. Using the example of the work of the outstanding Russian composer of the St. Petersburg school Sergey Slonimsky — a representative of the generation of the “sixties” — his views on the conflict of the “two musics”, “serious” and “light”, are investigated, as well as the ways of overcoming their contradictions (on the example of the First, Second, Thirty-fourth symphonies, the Concerto for a symphony orchestra, three electric guitars and solo instruments, “The Magic Nut” ballet, vocal compositions, piano pieces). As a result of the study, it is concluded that the composer follows two paths in solving this problem: the path of active opposition to the poppy “music” of the mass media and all the products of pseudoculture and the path of organic interaction of classical traditions and genres of mass musical culture, which raises the everyday mass stylistics to the highest artistic level.

Works Сited

[1] Astafieva, Olga (2008). “Mezhkul’turnyy dialog v usloviyakh globalizatsii: problemy teorii i praktiki” [“Intercultural dialogue in the context of globalization: problems of theory and practice”]. In Fundamental’nye problemy kul’turologii [Fundamental problems of cultural studies]: in 4 vols. Vol. 4. St. Petersburg : Aleteyya, рр. 354–378 (in Russian).

[2] Evard, Igor (2001). Sovremennaya rossyskaya muzykal’naya kul’tura. Social’no-filosofsky analiz [Contemporary Russian musical culture. Socio-philosophical analysis]: Cand. philos. sci. diss. 09.00.11. Moscow, 152 p. (in Russian).

[3] Kadtsyn, Lev (2006). Massovoe muzykal’noye iskusstvo XX stoletiya (estrada, dzhaz, bardy i rok v ikh vzaimosvyazi) [Mass musical art of the twentieth century (pop, jazz, bards and rock in their relationship]. Ykaterinburg : Rossiyskiy Gosudarstvennyy Proffessional’no-Pedagogicheskiy Universitet, 424 p. (in Russian).

[4] Kirillova, Natalya (2005). Mediakul’tura: ot moderna k postmodernu [Media culture: from modern to postmodern]. Moscow: Akademichesky proekt, 448 p. (in Russian).

[5] Klimovitsky, Arkady (1983). “Vtoraya simfoniya S. Slonimskogo v svete novykh tendentsyy v sovremennom muzykal’nom tvorchestve” [“Second Symphony by Sergry Slonimsky in the light of new trends in modern musical creativity”]. In Sovremennye problemy sovetskoy muzyki [Modern problems of Soviet music]. Leningrad: Sovetsky Compositor, рp. 63–82 (in Russian).

[6] Konen, Valentina (1994). Tretiy plast: novye massovye zhanry v muzyke XX veka [The third layer: new mass genres in the music of the twentieth century]. Moscow: Muzyka, 160 p. (in Russian).

[7] Kostina, Anna (2009). Sootnoshenie i vzaimodeystvie traditsionnoy, elitarnoy i massovoy kul’tur v sotsial’nom prostranstve sovremennosti [Correlation and interaction of traditional, elite and mass cultures in the social space of our time]: Abstract of Dr. cultural sci. diss. 24.00.01. Available at: http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsiikulturologiya/a37.php (accessed 15.03.2021).

[8] Losev, Aleksey (1990). “Muzyka kak predmet logiki” [“Music as a subject of logic”]. In Aleksey Losev, Iz rannikh proizvedeniy [Fromearly works]: Моscow: Pravda, pp. 193–390.

[9] Prutkov, Kozma (1987). Sochineniya Kоzmy Prutkova [Works by Kozma Prutkov]. Moscow: Khudozhestvennaya Literatura, 335 p.

[10] Rytsareva, Marina (1991). Compozitor Sergey Slonimsky [Composer Sergei Slonimsky]: Monograph. Leningrad: Sovetsky Compositor, 256 p. (in Russian).

[11] Slonimsky, Sergey (1984). “Podlinnyy dzhaz protivostoit shtampovannym muzykal’nym poddelkam: Shest’ monologov o dzhaze” [“Genuine Jazz Confronts Stamped Musical Fakes: Six Monologues on Jazz”]: In Sovetskaya Muzyka, no. 8 (1984), pp. 58–59 (in Russian).

[12] Slonimsky, Sergey (1992). “Vzglyad iz predydushchego desyatiletiya: Interv’yu s A. Shnitke i S. Slonimskim” [“A look from the previous decade”. Interview with A. Shnittke and S. Slonimsky”]. In Sovetskaya Muzyka, no. 1 (1992), рp. 20–26 (in Russian).

[13] Slonimsky, Sergey (1994). “O proshlom, nastoyashсhem i budushchem: Monolog posle festivalya” [“About the past, present and future: Monologue after the festival”]. In Muzikal’noe Obozrenie, no. 12 (1994), р. 11 (in Russian).

[14] Slonimsky, Sergey (2000). Burleski, elegii, difiramby v prezrennoy proze [Burleski, elegies and praises in despicable prose]. St. Petersburg : Compozitor • Saint Petersburg, 152 p. (in Russian).

For citation: Devyatova, Olga L. “Classics and Mass Media Music in the Works of Sergey Slonimsky”. In Opera musicologica, vol.  13, no. 1 (2021), pp.  6–25 (in Russian). DOI: 10.26156/OM.2021.13.1.001.