Кларнеты в ранних операх Карла Марии фон Вебера

Кларнеты в ранних операх Карла Марии фон Вебера

Скачать pdf  .

Ключевые слова: Карл Мария фон Вебер, кларнет, опера, «Немая лесная девушка», «Петер Шмоль», оркестровка.

Автор: Владимир Хавров

Сведения об авторе: ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ ХАВРОВ

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7434-4963
SPIN-код: 4923-3254
e-mail: vladimir.khavroff@yandex.ru

Аспирант Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова

190068 Санкт-Петербург, ул. Глинки, 2, литера А

Дата поступления: 01.03.2021

Дата публикации: 01.05.2021

DOI: 10.26156/OM.2021.13.2.001

Аннотация

В статье проанализированы партии кларнетов в ранних операх Карла Марии фон Вебера — композитора, позднее создавшего для этого инструмента ряд произведений, которые до сих пор входят в его концертный репертуар. Работа Вебера с кларнетом до сольных сочинений (первое из них, Концертино, было написано в 1811 году) показывает освоение им опыта предшественников и процесс поиска собственного пути в композиции. Первые оперы Вебера, не без оснований считающиеся незрелыми и малоудачными сочинениями, обычно не попадают в поле зрения исследователей, но тем интереснее оказывается проследить, как он использует в этих операх инструмент, который в будущем станет столь важным для его творчества. Если в «Немой лесной девушке», первой из сохранившихся опер Вебера, кларнет звучит редко и характерные черты его тембра лишь едва заметны, то в последовавшем за ней «Петере Шмоле» эти черты проявляются уже более ярко и разнообразно. Наконец, в истории создания «Сильваны», оперы в  общем не показательной в смысле использования кларнета, содержится любопытный сюжет, через который соединяются ранние оперы Вебера и его сольные кларнетные сочинения.

Литература

[1] Березин 1991 — Березин В. В. Кларнет и бассетгорн в масонской символике Моцарта // Музыкальные инструменты и голос в истории исполнительского искусства: сборник трудов / ред.-сост. В. В. Березин. Москва : Московская консерватория, 1991. С. 104–118.

[2] Березин 2000 — Березин В. В. Духовые инструменты в музыкальной культуре классицизма. Москва : Институт общего среднего образования Российской Академии образования, 2000. 388 с.

[3] Берлиоз 1972 — Берлиоз Г. Большой трактат о  современной инструментовке и  оркестровке с дополнениями Рихарда Штрауса : в 2 томах [пер. С. П. Горчакова]. Том 1. Москва : Музыка, 1972. 840 с.

[4] Вебер 1936 — Вебер К. М. Автобиографический набросок // Советская музыка. 1936. № 12. C. 57–62.

[5] Губкина 2000 — Губкина Н. В. «Das stumme Waldmädchen» К. М. Вебера: 200 лет молчания // Старинная музыка. 2000. № 4. С. 7–9.

[6] Дебюсси 1964 — Дебюсси К. Статьи, рецензии, беседы. Москва : Музыка, 1964. 278 с.

[7] Карс 1990 — Карс А. История оркестровки. Москва : Музыка, 1990. 304 c.

[8] Кириллина 2009 — Кириллина Л. В. Бетховен: жизнь и творчество: в 2 т. Т. 1. Москва : Научно-исследовательский центр «Московская консерватория», 2009. 536 с.

[9] Серов 1990 — Серов А. Н. Статьи о музыке : в 7 вып. Вып. 6: 1863–1866 / сост. и коммент. В. В. Протопопова. Москва : Музыка, 1990. 343 с. (Русская классическая музыкальная критика).

[10] Стасов 1980 — Стасов В. В. Статьи о  музыке : в  5 вып., 6 кн. Вып. 5-Б, дополнительный. Москва : Музыка, 1980. 272 с.

[11] Фортунатов 2004 — Фортунатов Ю. А. Лекции по  истории оркестровых стилей / сост., расш. текста лекций, примеч. Е. И. Гординой; редакторы: Е. И. Гордина, О. В. Лосева. Москва : МГК имени П. И. Чайковского, 2004. 384 с.

[12] Хавров 2018 — Хавров В. В. К истории создания кларнетных сочинений Карла Марии фон Вебера (по материалам дневников и переписки) // Opera musicologica. 2018. № 3 (37). С. 23–39.

[13] Хавров 2020 — Хавров В. В. Карл Мария фон Вебер у  аббата Фоглера в  Вене: на  пути к  композиторской зрелости // Временник Зубовского института. 2020. № 3. С. 31–44.

[14] Эйнштейн 1977 — Эйнштейн А. Моцарт: личность, творчество / перевод с немецкого под редакцией Е. С. Чёрной. Москва : Музыка, 1977. 454 с.

[15] Hellyer 2001 — Hellyer, R. Harmoniemusik // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 2nd ed. New York : Ed. S. Sadie, 2001. Vol. 10. Glinka to Harp. Pp. 856– 858.

[16] Jähns 1871 — Jähns, F. W. Carl Maria von Weber in seinen Werken. Berlin: Verlag der Schlesinger’schen Buch- und Musikhandlung (Rob. Lienau), 1871. 480 S.

[17] Lawson 1995 — Lawson, C. The C clarinet // Cambridge Companion to the Clarinet. Cambridge University Press, 1995. 256 p.

[18] Rice 2003 — Rice, A. The Clarinet in the Classical Period. Oxford University Press, 2003. 316 p.

[19] Rice 2009 — Rice, A. From the Clarinet d’Amour to the Contra Bass: A History of Large Size Clarinets, 1740–1860. Oxford University Press, 2009. 463 p.

[20] Sandner 1974 — Sandner, W. Die Klarinette bei Carl Maria von Weber. Wiesbaden: Breitkopf & Härtel, 1974. 257 S.

[21] Schindler 1842 — Schindler, A. Beethoven in Paris: Ein Nachtrag Zur Biographie Beethovens. Münster, 1842. 196 S.

[22] Warrack 1978 — Warrack, J. Carl Maria von Weber. Cambridge : Cambridge University Press, 1978. 411 p.

[23] Weston 1995 — Weston, P. Players and composers // Cambridge Companion to the Clarinet. Cambridge University Press, 1995. 256 p.

Для цитирования: Хавров В. В. Кларнеты в ранних операх Карла Марии фон Вебера // Оpera musicologica. 2021. Т. 13. № 2. С. 6–30. DOI: https://doi.org/10.26156/OM.2021.13.2.001.

Сlarinets in Carl Maria von Weber’s Early Operas

Keywords: Carl Maria von Weber, clarinet, opera, „Das stumme Waldmädchen“, „Peter Schmoll“, orchestration.

Author: Vladimir V. Khavrov

About the author

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7434-4963
SPIN-код: 4923-3254
e-mail: vladimir.khavroff@yandex.ru

Postgraduate student, Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory

2 liter A Glinki St., St. Petersburg 190068, Russia

Submitted on: 01.03.2021

Published on:  01.05.2021

Abstract

The article examines clarinet parts in early operas by Carl Maria von Weber, who later created several works for this instrument, that still remain in its concert repertory. Weber’s work with this timbre before turning to solo works (the first one, Concertino, was written in 1811) shows his learning from the experience of his predecessors and searching for his own way in composing music. Weber’s first operas, considered with good cause immature and unsuccessful works, do not usually fall within the attention of scholars, but it is nevertheless interesting to trace in this operas his use of the instrument that would later become so important for his creative work. In Das stumme Waldmädchen, his first surviving opera, the clarinet plays only rarely and its distinctive features are just barely perceptible, but in the following Peter Schmoll these features are revealed in a more vivid and diverse manner. Finally, the history of Silvana that is generally not exemplary for clarinet use, contains a curious case that connects Weber’s early operas and his solo clarinet works.

Works Сited

[1] Berezin, Valery V. (1991). “Klarnet i bassetgorn v masonskoy simvolike Mozarta” [“Clarinet and Bassethorn in Mozart’s Masonic Symbolism”]. In Muzykal’nye instrumenty i  golos v istorii ispolnitel’skogo iskusstva [Musical Instruments and Voice in the History of Performing Art]: collected papers. Moscow: Moskovskaya konservatoriya, рр. 104–118 (in Russian).

[2] Berezin, Valery V. (2000). Dukhovye instrumenty v muzykal’noy kul’ture klassitsizma [Wind Instruments in the Musical Culture of Classicism]. Moscow: Institut obshchego srednego obrazovaniya Rossiyskoy Akademii obrazovaniya, 388 p. (in Russian).

[3] Berlioz, Hector (1972). Bol’shoi traktat o sovremennoy instrumentovke i orkestrovke s dopolneniyami Rikharda Shtrausa [The big treatise about modern instrumentation and the orchestration with Richard Strauss’s additions]: in the 2 iss. Moscow: Muzyka, 840 р. (in Russian).

[4] Weber, Carl Maria (1936). “Avtobiograficheskiy nabrosok” [“Autobiographical Sketch”]. In Sovetskaya muzyka, no. 12 (1936), рр. 57–62 (in Russian).

[5] Gubkina, Natalia V. (2000). “ ‘Das stumme Waldmädchen’ K. M. Webera: 200 let molchaniya” [“Carl Maria Weber’s ‘Das stumme Waldmädchen’: 200 years of silence]. In Starinnaya muzyka, no. 4 (2000), рр. 7–9 (in Russian).

[6] Debussy, Claude (1964). Stat’i, retsenzii, besedy [Articles, Reviews, Conversations]. Moscow: Muzyka, 278 р. (in Russian).

[7] Carse, Adam (1900). Istoriya orkestrovki [History of Orchestration]. Moscow: Muzyka, 304 р. (in Russian).

[8] Kirillina, Larisa V. (2009). Beethoven: zhizn’ i tvorchestvo [Beethoven: Life and Oeuvre]: in 2 vols. Vol. 1. Moscow: Nauchno-issledovatel’skiy tsentr “Moskovskaya konservatoriya”, 536 р. (in Russian).

[9] Serov, Alexander N. (1990). Stat’i o muzyke [Articles on Music]: in 7 vols. Vol. 6: 1863–1866, arranged and commented by Vladimir V. Protopopov. Moscow: Muzyka, 343 p. (Russkaya klassicheskaya muzykal’naya kritika [Russian classical music criticism]) (in Russian).

[10] Stasov, Vladimir V. (1980). Stat’i o muzyke [Articles on Music]: in 5 vols., 6 books. Vol. 5-B, additional. Moscow: Muzyka, 272 p. (in Russian).

[11] Fortunatov, Yuri A. (2004). Lektsii po istorii orkestrovykh stiley [Lectures on the History of Orchestral Styles]. Moscow: MGK imeni P. I. Tchaikovskogo, 384 p. (in Russian).

[12] Khavrov, Vladimir V. (2018). “K istorii sozdaniya klarnetnykh sochineniy Carla Marii von Webera (po materialam dnevnikov i perepiski)” [“To the History of Creation of Carl Maria von Weber’s Clarinet Works (after diaries and correspondence)”]. In Opera musicologica, no. 3 (37) (2018), рр. 23–39 (in Russian).

[13] Khavrov, Vladimir V. (2020). “Carl Maria von Weber u abbata Voglera v Vene: na puti k kompozitorskoj zrelosti” [“Carl Maria von Weber with Abbé Vogler in Vienna : on the way to composer’s maturity”]. In Vremennik Zubovskogo instituta, no. 3 (2020), рр. 31–44 (in Russian).

[14] Einstein, Alfred (1977). Mozart: lichnost’, tvorchestvo [Mozart: Person, Oeuvre], translatеd from German under the editorship of Elena S. Chyornaya. Moscow: Muzyka, 454 p. (in Russian).

[15] Hellyer, Roger (2001). “Harmoniemusik”. In The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 2nd ed. Vol. 10. Glinka to Harp. New York : Ed. S. Sadie, pp. 856–858.

[16] Jähns, Friedrich Wilhelm (1871). Carl Maria von Weber in seinen Werken. Berlin: Verlag der Schlesinger’schen Buch- und Musikhandlung (Rob. Lienau), 480 S.

[17] Lawson, Colin (1995). “The C clarinet”. In Cambridge Companion to the Clarinet. Cambridge University Press, 256 p.

[18] Rice, Albert (2003). The Clarinet in the Classical Period. Oxford University Press, 316 p.

[19] Rice, Albert (2009). From the Clarinet d’Amour to the Contra Bass: A History of Large Size Clarinets, 1740–1860. Oxford University Press, 463 p.

[20] Sandner, Wolfgang (1974). Die Klarinette bei Carl Maria von Weber. Wiesbaden: Breitkopf & Härtel, 257 S.

[21] Schindler, Anton (1842). Beethoven in Paris: Ein Nachtrag Zur Biographie Beethovens. Münster, 196 S.

[22] Warrack, John (1978). Carl Maria von Weber. Cambridge: Cambridge University Press, 411 p.

[23] Weston, Pamela (1995). “Players and composers”. In Cambridge Companion to the Clarinet. Cambridge University Press, 256 p.

For citation: Khavrov, Vladimir V. “Сlarinets in Carl Maria von Weber’s early operas”. In Оpera musicologica, vol. 13, no. 2 (2021), рр. 6–30. DOI: https://doi.org/10.26156/OM.2021.13.2.001.