Канон Баха BWV 1079/4i в автографе А. К. Глазунова

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.3.004

Канон И.С. Баха BWV 1079/4i  в автографе А.К. Глазунова

Скачать pdf  .

Автор: Алла Ирменовна Янкус

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Россия, alla_jankus@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3157-1194

Аннотация

Статья посвящена публикуемой впервые рукописи Александра Константиновича Глазунова (фонд  187 Отдела рукописей Российской национальной библиотеки, № 569). Автограф содержит запись канона И. С. Баха из «Музыкального приношения» BWV 1079/4i, который в Oригинальном издании снабжен надписью “Quærendo invenietis”. Прямой и инверсионный варианты мелодии в разных ключах, указание на время вступления риспост, наконец, работа над двумя бесконечными канонами с противоположных краев нотного листа — специфические средства оформления обсуждаемого автографа. Инструкция, данная в выпуске № 18 Всеобщей музыкальной газеты за 1806 год, выглядит как руководство к выполнению инверсионного преобразования, используя которое Глазунов получил бы результат, близкий рукописи Ф. 187 № 569. Оформление канона в автографе № 569 не совпадает в полной мере ни с одним из источников, которые могли быть в распоряжении композитора. Фактически рукопись Глазунова содержит запись зашифрованных вариантов канона BWV 1079/4i, расшифрованного в Приложении к 31-му тому Собрания сочинений И. С. Баха (1885). Анализ автографа позволяет определить разновидность данной рукописи как специфический вид учебной работы, фиксирующей осмысление загадочного канона, которая в иных условиях могла представлять собой отбор примеров к трактату или учению о композиции, — формы деятельности, нехарактерной для творчества А. К. Глазунова.

Ключевые слова: Александр Константинович Глазунов, учебные работы, автограф загадочного канона, Иоганн Себастьян Бах, канон «Музыкального приношения» BWV 1079/4i

Для цитирования: Дегтярева Н. И. Леди, Макбет

Благодарности: Автор выражает благодарность сотрудникам Отдела рукописей Российской национальной библиотеки и лично доктору искусствоведения, ведущему научному сотруднику Н. В. Рамазановой.

Для цитирования: Янкус А. И. Канон Баха BWV 1079/4i в автографе А. К. Глазунова // Opera musicologica. 2022. Т. 14. № 3. С. 64–88. https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.3.004.

Статья поступила в редакцию: 19.05.2022; одобрена после рецензирования: 23.05.2022; принята к публикации: 30.05.2022.

Список источников

[1] Глазунов 1958 — Глазунов А. К. О творческой работе композитора // А. К. Глазунов. Письма, статьи, воспоминания. Избранное / cост., вступит. статья и прим. М. А. Ганиной. Москва: Музгиз, 1958. С. 457–459.

[2] Грищенко 2011 — Грищенко Е. В. Струнные квартеты А. К. Глазунова : к проблеме текстологического изучения творческого наследия композитора: автореф. дисс. ... кандидата искусствоведения: 17.00.02 / Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена. Санкт-Петербург: [Б. и.], 2011. 19 с.

[3] Ляпунова 1955 — Ляпунова А. С. Рукописное наследие А. К. Глазунова: Обзор // Cборник Государственной Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина. Вып. 3. Ленинград: [Б. и.], 1955. С. 103–121.

[4] Милка 2021 — Милка А. П. Канон BWV 1079/4i // Техника музыкальной композиции. Музыкальная композиция: исторические метаморфозы. Материалы IV Международной научной конференции, 13–15 апреля 2021 г. / ред.-сост. Н. В. Пилипенко. Москва: РАМ им. Гнесиных, 2021. С. 80–81.

[5] Петров 2007 — Петров Д. Р. О композиторской технике А. Глазунова. Два очерка // Музыкальная академия. 2007. № 1 (717). C. 87–92.

[6] Римский-Корсаков 1926 — Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. 1844–1906 / pед. А. Н. Римский-Корсаков. Изд. 3, испр. и доп. Ленинград : Музыкальный сектор, 1926. 480 с.

[7] Фатыхова 2004 — Фатыхова Э. А. Нотные рукописи А. К. Глазунова: Опыт текстологического исследования: автореф. дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02 / Санкт-Петербургская гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. Санкт-Петербург: [б. и.], 2004. 22 с.

[8] Фатыхова 2008. — Фатыхова-Окунева Э. А. Н. А. Римский-Корсаков — преподаватель теории музыки (По ученическим тетрадям А. К. Глазунова) // Римский-Корсаков. Сборник статей. Санкт-Петербург : Композитор • Санкт-Петербург, 2008. С. 170–192. (Петербургский музыкальный архив. Вып. 7.)

[9] Язовицкая 1960 — Язовицкая Э. Э. Хронограф сочинений А. К. Глазунова // Глазунов: Исследования, Материалы, Публикации, Письма: В 2-х томах. Том 2. Ленинград: Музгиз, 1960. C. 465–537.

[10] Янкус 2021 — Янкус А. И. Tематические и контрапунктические ракоходные каноны И. С. Баха // Теория полифонии и методика ее преподавания: сб. статей. Вып. 2 / отв. ред. К. Южак, Санкт-Петербургская гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. Санкт-Петербург : ФриЛансПарк, 2021. С. 235–251.

[11] AMZ 1806, № 17 — Allgemeine musikalische Zeitung. 1806, № 17. S. 269–272.

[12] AMZ 1806, № 18 — Allgemeine musikalische Zeitung. 1806, № 18. S. 287–288.

[13] AMZ 1806, № 31 — Allgemeine musikalische Zeitung. 1806, № 31. S. 495–496.

[14] Bach 1885 — Bach J. S. Musikalisches Opfer / Johann Sebastian Bach’s Werke / Hrsg. von der Bach-Gesellschaft. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1885.

[15] Bellermann 1862 — Bellermann H. Der Contrapunct oder Anleitung zur Stimmführung in der musicalischen Composition. Berlin : J. Springer, 1862. 368 S. + XVIII S.

[16] Dehn 1859 — Dehn S. W. Der Lehre vom Contrapunct, dem Canon und der Fuge, nebst Analysen von Duetten, Terzetten, etc. von Orlando di Lasso, Palestrina u.a. und Angabe mehrerer Muster-canons und Fugen. Berlin: F. Schneider, 1859. 182 S.; 78 S.

[17] Kirnberger 1779 — Kirnberger J. Ph. Die Kunst der reinen Satzes in der Musik aus sicheren Grundsätzen hergeleitet und mit deutlichen Beyspielen erläutert. Zweyter Theil. Dritte Abtheilung. Berlin und Königsberg : G. J. Decker und G. L. Hartung, 1779. 188 S.

[18] Kollmann 1799 — Kollmann A. F. Ch. An Essay on Practical Musical Composition, According the Nature of the Science and the Principles of the Greatest Musical Authors. London: Printed for the author, 1799. XX p., 107 p., 67 Ex.

[19] Milka 2019 — Milka A. P. Quærendo invenietis — an Enigmatic Inscription to the Enigmatic Canon a2. / Anatoly Milka Rethinking J.S. Bach’s Musical Offering / translated by Marina Rytzarev. Newcastle: Cambridge Scholars Publishing, 2019. Ch. 11. 101–107 p.

[20] Richter 1859 — Richter E. F. Lehrbuch der Fuge. Anleitung zur Komposition derselben und zu den sie vorbereitenden Studien in den Nachahmungen und in dem Canon. Leipzig : Breitkopf & Härtel, 1859. 190 S., IV S.

Original article

Bach’s Canon BWV 1079/4i in the Autograph of Alexander K. Glazunov

Author: Alla I. Yankus

Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, St. Petersburg, Russia, alla_jankus@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3157-1194

Abstract

The article is devoted to one of the manuscripts by Alexander Glazunov (Fund 187 of the Manuscripts Department, Russian National Library, No. 569). The autograph contains recording of J. S. Bach’s canon from the Musical Offering BWV 1079/4i, entitled “Quærendo invenietis” in the Original Edition. Both recto and inverso versions of its melody, an indication of the risposta entry point, and finally, recording of two endless canons on  two opposite sides of the sheet — are the specific means of designing the  autograph under discussion. The instruction given in the issue No. 18 of the Universal Musical Gazette for 1806 looks like a  guide to deciphering the canon, and Glazunov using it, would have obtained the  result similar to the recording of the manuscript f. 187 No. 569. In terms of design, the canon of the autograph No. 569 does not fully coincide with any of the sources that could have been at the composer's disposal. In fact, Glazunov's manuscript offers the encrypted version of the canon BWV 1079/4i, transcribed in the Appendix of the 31st volume of the Collected Works by J. S. Bach. An analysis of the autograph allows us to define the type  of  this manuscript as a specific kind of educational work that generalizes the  understanding of  the  enigmatic canon, which in other conditions could be an essay / collection of examples for a  treatise or the doctrine of composition — a form of activity uncharacteristic for the work of Alexander K. Glazunov.

Keywords: Alexander К. Glazunov, educational works, manuscript of enigmatic canons, Johann Sebastian Bach, the canon from the Musical Offering BWV 1079/4i

Acknowledgments: The author expresses her gratitude to the staff of the National Library of Russia and personally to Doctor of Arts, Leading Researcher Natalya V. Ramazanova.

For citation: Yankus A. I. Bach’s Сanon BWV 1079/4i in the Autograph of Alexander K. Glazunov (Russian National Library. Coll. 187. № 569). Opera musicologica. 2022. Vol. 14, no. 3. Р. 64–88. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.3.004.

The article was submitted 19.05.2022; approved after reviewing 23.02.2022; accepted for publication 30.05.2022.

References

[1] Glazunov, Alexander K. (1958). “O tvorcheskoy rabote kompozitora” [“About the creative work of the composer”]. In Glazunov, Alexander K. Pis’ma, stat’i, vospominaniya. Izbrannoe [Letters, articles, memoirs. Favorites], compilation, introductory article and notes by Maria A. Ganina. Moscow: Muzgiz, рр. 457–459 (in Russian).

[2] Grishchenko, Evgeny V. (2011). Strunnye kvartety A. K. Glazunova : k probleme tekstologicheskogo izucheniya tvorcheskogo naslediya kompozitora: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya: 17.00.02 [String quartets by Alexander K. Glazunov: to the problem of textological study of the composer’s creative heritage: Abstract of Cand. Sci. (Arts) dissertation: 17.00.02], The Herzen State Pedagogical University of Russia, responsible organization. St. Petersburg: [s. l.], 19 р. (in Russian).

[3] Lyapunova, Anastasiya S. (1955). “Rukopisnoe nasledie A. K. Glazunova: Obzor” [“Manuscript legacy of Alexander K. Glazunov: Overview”]. In Sbornik Gosudarstvennoy Publichnoy biblioteki imeni M. E. Saltykova-Shchedrina [Digest of the state public library named after M. E. Saltykov-Shchedrin]. Iss. 3. Leningrad: [unpublished], рр. 103–121 (in Russian).

[4] Milka, Anatoly P. (2021). “Kanon BWV 1079/4i” [“Canon BWV 1079/4i”]. In Tekhnika muzykal’noy kompozitsii. Muzykal’naya kompozitsiya: istoricheskie metamorfozy [Technique of Musical Composition. Musical Composition: Historical Avarts]. На английском языке: Abstracts Book of the 4th International Conference, April 13–15, 2021 / edited by Nina V. Pilipenko; Gnesins Russian Academy of Music. Moscow: Gnesins Russian Academy of Music, 2021. Pр. 80–81 (in Russian).

[5] Petrov, Daniil R. (2007). “O kompozitorskoy tekhnike A. Glazunova. Dva ocherka” [“On the composer’s technique of Alexander Glazunov. Two essays”]. In Muzykal’naya akademiya. 2007. No. 1 (717), рр. 87–92 (in Russian).

[6] Rimskiy-Korsakov, Nikolay A. (1926). Letopis’ moey muzykal’noy zhizni. 1844–1906 [Chronicle of my musical life. 1844–1906], edited by Andrey N. Rimskiy-Korsakov. Ed. 3, corrected and supplemented. Leningrad : Muzykal’nyy sektor, 480 р. (in Russian).

[7] Fatykhova, Elvira A. (2004). Notnye rukopisi A. K. Glazunova: Opyt tekstologicheskogo issledovaniya: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedeniya: 17.00.02 [Music manuscripts by Alexander K. Glazunov: The experience of textological research: Abstract of Cand. Sci. (Arts) dissertation: 17.00.02], Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, responsible organization. Leningrad: [s. l.], 22 p. (in Russian).

[8] Fatykhova-Okuneva, Elvira A. (2008). “N. A. Rimskiy-Korsakov — prepodavatel’ teorii muzyki (Po uchenicheskim tetradyam A. K. Glazunova)” [“Nikolay A. Rimsky-Korsakov — teacher of music theory (According to the student notebooks of Alexander K. Glazunov)”]. In Rimskiy-Korsakov. Sbornik statey [Rimsky-Korsakov. Digest of articles]. St. Petersburg : Kompozitor • Sankt-Peterburg, рр. 170–192. (Peterburgskiy muzykal’nyy arkhiv. Iss. 7.) (in Russian).

[9] Yazovitskaya, Elza E. (1960). “Khronograf sochineniy A. K. Glazunova” [“Chronograph of Alexander Glazunov’s works”]. In Glazunov: Issledovaniya, Materialy, Publikatsii, Pis’ma [Glazunov: Research, Materials, Publications, Letters]: in 2 vol’s. Vol. 2. Leningrad: Muzgiz, рр. 465–537 (in Russian).

[10] Yankus, Alla I. (2021). “Tematicheskie i kontrapunkticheskie rakokhodnye kanony I. S. Bacha” [“Thematic and contrapuntal canons of Johann Sebastian Bach”]. In Teoriya polifonii i metodika ee prepodavaniya [The theory of polyphony and methods of its teaching]: Collection of works. Iss. 2; executive editor Kyra Yuzhak. St. Petersburg : FriLansPark, рр. 235–251 (in Russian).

[11] Allgemeine musikalische Zeitung. 1806, № 17. S. 269–272.

[12] Allgemeine musikalische Zeitung. 1806, № 18. S. 287–288.

[13] Allgemeine musikalische Zeitung. 1806, № 31. S. 495–496.

[14] Bach 1885 — Bach J. S. Musikalisches Opfer / Johann Sebastian Bach’s Werke / Hrsg. von der Bach-Gesellschaft. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1885.

[15] Bellermann, Heinrich (1862). Der Contrapunct oder Anleitung zur Stimmführung in der musicalischen Composition. Berlin : J. Springer, 368 S. + XVIII S.

[16] Dehn, Sigfried W. (1859). Der Lehre vom Contrapunct, dem Canon und der Fuge, nebst Analysen von Duetten, Terzetten, etc. von Orlando di Lasso, Palestrina u.a. und Angabe mehrerer Muster-canons und Fugen. Berlin : F. Schneider, 182 S.+ 78 S.

[17] Kirnberger, Johann Ph. (1779). Die Kunst der reinen Satzes in der Musik aus sicheren Grundsätzen hergeleitet und mit deutlichen Beyspielen erläutert. Zweyter Theil. Dritte Abtheilung. Berlin und Königsberg : G. J. Decker und G. L. Hartung, 188 S.

[18] Kollmann, Augustus F. Ch. (1799). An Essay on Practical Musical Composition, According the Nature of thet Science and the Principles of the Greatests Musical Authors. London: Printed for the author, XX p., 107 p., 67 Ex.

[19] Milka, Anatoly (2019). Quærendo invenietis — an Enigmatic Inscription to the Enigmatic Canon a2. / Anatoly Milka Rethinking J. S. Bach’s Musical Offering, transl. by Marina Rytzarev. Newcastle: Cambridge Scholars Publishing. Ch. 11, рр. 101–107.

[20] Richter, Ernst F. (1859). Lehrbuch der Fuge. Anleitung zur Komposition derselben und zu den sie vorbereitenden Studien in den Nachahmungen und in dem Canon. Leipzig : Breitkopf & Härtel, 190 S. + IV S.