К истории русских контактов Джоакино Россини: автографы композитора в архивах Санкт-Петербурга и Москвы

К истории русских контактов Джоакино Россини: автографы композитора в архивах Санкт-Петербурга и Москвы

Скачать pdf  . 

Ключевые слова: Джоакино Россини, Иван Матвеевич Толстой, Александр Дмитриевич Гарфильд-Дмитриев, Матвей Юрьевич Виельгорский, Федерико Пескантини, Амалия Феррарис, Маврикий Яковлевич Раппапорт, Карло Чичимарра, Тито Рикорди, Джованни Бонола, Джованни Боттезини, Антонио Тамбурини, Джованни Рубини.

Автор: Анастасия Логунова

Сведения об авторе: АНАСТАСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА ЛОГУНОВА

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6476-4630
SPIN-code: 2891-9368
e-mail: ventolibero@mail.ru

Кандидат искусствоведения (2018), доцент кафедры истории зарубежной музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова
190068 Санкт-Петербург, ул. Глинки, 2, литер А

Дата поступления: 08.11.2019

Дата публикации: 15.05.2020

DOI: 10.26156/OM.2020.12.2.004

Аннотация

Статья продолжает тему, начатую документальной публикацией автора в журнале Opera musicologica № 4 (42) / 2019, и освещает малоизвестные факты из истории взаимоотношений Россини с подданными Российской империи в период с 1817 по 1865 год. Источниками информации послужили материалы из следующих хранилищ: Российский государственный исторический архив, Российская национальная библиотека, Государственный архив Российской Федерации, Российский национальный музей музыки, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Российский государственный архив литературы и искусства. В статье подробно комментируются два письма Россини к И. М. Толстому, придворному из окружения Александра II, свидетельствующие
о продолжительных дружеских отношениях композитора с влиятельным российским чиновником. Среди рекомендательных писем Россини особенно интересны послания 1860 года — к Т. Рикорди и Дж. Боноле, в которых идет речь о молодом русском певце, будущем режиссере А. Д. Гарфильд-Дмитриеве. Представленные в настоящей статье документы — шесть писем и музыкальный автограф для альбома М. Я. Раппапорта — не только открывают новую страницу в истории русских контактов Россини, но содержат малоизученные факты, касающиеся биографии композитора и его итальянских связей. Большинство автографов публикуются впервые.

Литература

Бакунин 1934 — Бакунин М. А. Собрание сочинений и писем. 1828–1876 : [в 4 т.] / под ред. и с примеч. Ю. М. Стеклова. Т. 3: Период первого пребывания за границей. 1840–1849. М. : Изд-во Всесоюз. об-ва политкаторжан и ссыльно-поселенцев, 1935. XLX, 572 с.

Банников 2008 — Банников А. П. Русские коллекционеры и их коллекции. М. : Индрик, 2008. 279 с.

Басова 2018 — Басова И. Г. Особенности художественного заказа и коллекционирования в России XVIII – середины XIX века на примере рода Апраксиных: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.04 / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М., 2018. 158 с.

Боглачева 2015 — Петербургский балет. Три века: хроника. Т. 3: 1851–1900 / Акад. рус. балета им. А. Я. Вагановой; авт.-сост. И. А. Боглачева. СПб. : [б. и.], 2015. 429, [2] с.

Борисоглебский 1938 — Прошлое балетного отделения Петербургского театрального училища, ныне Ленинградского государственного хореографического училища : материалы по истории русского балета : [в 2 т.] / сост. М. Борисоглебовский; отв. ред. и авт. предисл. Е. И. Чесноков. Т. 1: 1738–1888. СПб. : Изд-во Ленингр. гос. хо-реограф. уч-ща, 1938. 379 с.

Бронфин 1968 — Джоаккино Россини: Избранные письма. Высказывания. Воспоминания / пер. с ит., фр. и нем.; ред.-сост., авт. вступ. статьи и примеч. Е. Ф. Бронфин. Л. : Музыка, 1968. 236 с.

Бронфин 1973 — Бронфин Е. Ф. Джоаккино Россини. Жизнь и творчество в материалах и документах. М. : Сов. композитор, 1973. 192 с.

Бутурлин 1897 — Записки графа Михаила Дмитриевича Бутурлина. [Ч.] 3: От середины лета 1817 года до весны 1824 года // Русский архив. Т. 35. Кн. 4. М. : Универ. тип., 1897. С. 579–652.

Высоков 2006 — Высоков М. С. Из истории государственного управления электросвязью в России // Электросвязь: история и современность. 2006. № 3–4. С. 2–11. Электрон. версия: URL: http://www.computer-museum.ru/connect/government2.htm (дата обращения: 09.04.2020).

Глинка 1887 — Записки Михаила Ивановича Глинки и переписка его с родными и друзьями / [предисл. В. Стасова]. СПб. : Изд. А. С. Суворина, 1887. IV, [2], 456, IV с.

Глинка 1973 — Глинка М. И. Литературные произведения и переписка : в 2 т. Т. 1 / подг. А. С. Ляпунова. М. : Музыка, 1973. 483 с. (Глинка М. И. Полное собрание сочинений : в 18 т. / ред. комис.: Т. Н. Ливанова и др.).

Глинка 1977 — Глинка М. И. Литературные произведения и переписка : в 2 т. Т. 2 (Б) / подг. А. С. Розанов. М.: Музыка, 1977. 398 с. (Глинка М. И. Полное собрание сочинений : в 18 т. / ред. комис.: Т. Н. Ливанова и др.).
Греч 1886 — Греч Н. И. Записки о моей жизни. СПб. : Изд. А. С. Суворина, 1886. [4], 504, XLVII, VI, 26 с.

Додолев 1997 — Додолев М. А. О несостоявшейся поездке в Петербург Джоаккино Россини и труппы Доменико Барбайи // Музыкальная правда. 1997. 30 июня. № 23. Электрон. версия: URL: http://www.newlookmedia.ru/?p=4404 (дата обращения: 05.01.2020).

Долгоруков 1934 — Долгоруков П. В. Петербургские очерки: Памфлеты эмигранта. 1860–1867 / собрал и пригот. к печати П. Е. Щеголев; дополнил и снабдил введ. и примеч. С. В. Бахрушин. М. : Север, 1934. 474 с.

Золотницкая 1993 — Золотницкая Л. Постановки опер Россини в Петербурге и в Москве в XΙX — нач. ХХ века // Джоаккино Россини: современные аспекты исследования творческого наследия : сб. cт. / Киев. гос. консерватория им. П. И. Чайковского; под ред. М. Р. Черкашиной. Киев : Укр. ин-т науч.-техн. и экон. информ.(УкрИНТЭИ), 1993. С. 47–58.

Иванова 2008 — Иванова Е. В. Зинаида Волконская. Певица, музыкальный деятель, композитор : дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / С.-Петерб. гос. консерватория (акад.) им. Н. А. Римского-Корсакова. СПб., 2008. 271 c.

Казанская 2004 — Казанская Л. В. Итальянские мотивы в жизни Михаила и Матвея Виельгорских // Русско-итальянские музыкальные связи : сб. ст. / ред.-сост. А. К. Кенигсберг. СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2004. С. 29–37.
Копытова 1992 — Копытова Г. В. «Русские» автографы // Музыкальная академия. 1992. № 1. С. 165–166.

Копытова 2003 — Копытова Г. В. Три марша для духового оркестра Дж. Россини: к истории рукописи // Из фондов Кабинета рукописей Российского института истории искусств : Сообщения, публикации, обзоры. Вып. 2 / Рос. ин-т истории искусств; сост. и отв. ред. Г. В. Копытова. СПб. : [б. и.], 2003. С. 67–75.

Копытова 2004 — Копытова Г. В., Айгнер Т. Русские народные мелодии в «Севильском цирюльнике» Россини // Русско-итальянские музыкальные связи : сб. ст. / ред.-сост. А. К. Кенигсберг. СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2004. С. 303–307.

Лащенко 2012 — Лащенко С. К. Директор Императорских театров А. М. Гедеонов: московские истоки санкт-петербургской театрально-административной карьеры // Искусство музыки: теория и история. 2012. № 5. С. 36–90.

Ливанова 1967 — Музыкальная библиография русской периодической печати XIX века : в 6 вып. / сост. Т. Ливанова. Вып. 4: 1851–1860. Ч. 1. М. : Сов. композитор, 1967. 211 с.

Логунова 2019 — Логунова А. А. Автографы Дж. Россини в Российском государственном историческом архиве // Opera musicologica. 2019. № 4 (42). С. 106–114.

Лямина 1999 — Лямина Е. Э., Самовер Н. В. «Бедный Жозеф»: Жизнь и смерть Иосифа Виельгорского: Опыт биографии человека 1830-х годов. М. : Яз. рус. культуры, 1999. 560 с.

Медведева 2005 — Медведева Е. В. Из личного архивного фонда М. Я. Раппопорта: избранные страницы переписки // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2005. Вып. 3. С. 111–116.

Мещерский 1897 — Мещерский В. П. Мои воспоминания : в 3 ч. Ч. 1: (1850–1865 гг.). СПб. : Тип. кн. В. П. Мещерского, 1897. [4], 453, VI с.

Михно 2008 — Михно А. В. Джованни Боттезини: жизнь и творчество (1821–1889). М. : Музыка, 2008. 190 с.

Огаркова 2004 — Огаркова Н. А. Церемонии, празднества, музыка русского двора: XVIII – начало XIX века. СПб. : Дмитрий Буланин, 2004. 347 с.

Орлов 2019 — Орлов К. О. Орловы и Италия: «вечный элемент русской души». СПб. : Алетейя, 2019. 202 с.

Пезенти 2007 — Пезенти М. К. Тенор Дж. Б. Рубини в Петербурге: успехи, встречи, переписка // Мир русского слова. 2007. № 3. С. 88–92.

Переписка 2008 — Переписка цесаревича Александра Николаевича с императором Николаем I. 1838–1839 / под ред. Л. Г. Захаровой, С. М. Мироненко. М. : Рос. полит. энцикл. (РОССПЭН), 2008. 744 с.

Петровская 2009 — Петровская И. Ф. Музыкальный Петербург. 1801–1917. Энциклопедический словарь-исследование. Т. 10. Кн. 1: А–Л. СПб. : Композитор • Санкт-Петербург, 2009. 576 с.

Петрушанская 2007 — Петрушанская Е. Глинка и «невозвращенец» Иванов // Музыкальная академия. 2007. № 4. С. 142–151.

Пружанский 1991 — Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1755–1917 : словарь : в 2 ч. Ч. 1. М. : Сов. композитор, 1991. 424 с.

Рубаха 1992 — Рубаха Е. А. Неизвестный автограф Россини // Музыкальная жизнь. 1992. № 7–8. С. 14.

Рудакова 1955 — Рудакова Е. Н. [Вступительная статья] // Россини Дж. Аврора: кантата: для тенора, баритона и контральто с сопровожд. фп. В нот. прилож. к журн.: Советская музыка. 1955. № 8. С. 1–2.

Стасов 1856 — Стасов В. В. Автографы музыкантов в императорской публичной библиотеке. Статья третья и последняя // Отечественные записки : учено-лит. журн. 1856. Год 18. Т. 109. № 11–12. С. 105–131.

Тургенев 1923 — Тургенев и его время : [сб. ст. и материалов]. Сб. 1 / под ред. Н. Л. Бродского. М. ; Пг. : Гос. изд-во, 1923. [4], 325 с.

Тургенев 2008 — Тургенев И. С. Отцы и дети / изд. подгот. С. А. Батюто и Н. С. Никитина. СПб. : Наука, 2008. 620 с.

Шереметева 1902 — Письма Анны Сергеевны Шереметевой // Архив села Михайловского. Т. 2. Вып. 1. СПб.: Тип. Гл. управ. уделов, 1902. С. 3–48.

Arisi Rota 2015 — Arisi Rota A. Pescantini, Federico // Dizionario Biografico degli Italiani. Vol. 82: Pazzi – Pia / Dir. Raffaele Romanelli. Roma: Istituto della Enciclopedia Italiana, 2015. Электрон. версия: URL: http://www.treccani.it/enciclopedia/federico-pescantini_(Dizionario-Biografico)/ (дата обращения: 16.10.2019).

Bonelli 2019 — Bonelli V. Le Carnaval des Italiennes. Les danseuses italiennes à Saint-Pétersbourg à l’époque de Petipa // À la recherche de Marius Petipa: Un itinéraire Franco-Russe. Gros plan sur La Bayadère / éd. par Pascale Melani. Pessac : Maison des Sciences de l’Homme d’Aquitaine (MSHA), 2019, pp. 61–74.

Carniti 1996 — Carniti A.; Lisei C. In memoria di Giovanni Bottesini. Cremona : Turris, 1996. 118 p.

Corti 2010 — Corti M. L’“Inno russo” del Viaggio a Reims // Philomusica on-line. 2010. Vol. 9. No. 1. P. 19–33. URL: http://riviste.paviauniversitypress.it/index.php/phi/article/view/09-01-SG02/pdf_23 (дата обращения: 16.10.2019).

Hartopp 2017 — Hartopp G. Paris: A Concise Musical History. Wilmington : Vernon Press, 2017. 384 p.

Müller 2018a — Müller R. Booklet notes / tranls. by Sue Baxter // Gioachino Rossini. Péchés de vieillesse (Sins of Old Age) : [in 13 vols.]. Vol. 2: Chamber Music and Rarities. [S. l.]: Naxos, 2018. 1 CD (67:59) + 1 Booklet (20 p.). Электрон. версия: URL: https://www.
chandos.net/chanimages/Booklets/NX3864.pdf (дата обращения: 16.01.2020).

Müller 2018b — Müller R. Questo è Rossini! Arie de camera : digital libretto. [Straubenhardt]: Illiria, 2018. [55] p. URL: https://9ae55bc0-3690-48fc-a2a5-8c43b2f900d8.filesusr.com/ugd/d21cc7_d023fac5d0e242d4aa3308135fd56be9.pdf (дата обращения: 09.01.2020).

Nekrolog 1856 — Nekrolog // Das Inland: Eine Wochenschrift für Liv-, Ehst- und Kurlands Geschichte, Geographie, Statistik und Literatur. 1856 (Jg. 21). 2. April (Nr. 14). Spt. 223–224.

Pescantini 1842 — [Pescantini F.] Voyage musical (fragments) // Au bord de la Baltique / [compilée par] Frédéric Pescantini. Riga : Imprimerie de Guillaume Ferdinand Haecker, 1842, pp. 40–66.

Ragni 2012 — Ragni S. Isabella Colbran, Isabella Rossini: [in 2 libri]. Varese: Zecchini, 2012. XL, XX, 1226 p.

Rossini 1992 — Gioachino Rossini. Lettere e documenti. Vol. 1: 29 Febbraio 1792 – 17 Marzo 1822 / a cura di B. Cagli e S. Ragni. Pesaro : Fondazione Rossini, 1992. XXXVII, 682 p.

Rossini 2016 — Gioachino Rossini. Lettere e documenti. Vol. 4: 5 Gennaio 1831 – post 28 Dicembre 1835 / a cura di S. Ragni. Pesaro : Fondazione Rossini, 2016. XX, 884 p.

Для цитирования: Логунова А. А. К истории русских контактов Джоакино Россини: автографы композитора в архивах Санкт-Петербурга и Москвы // Opera musicologica. 2020. Т. 12. № 2. С. 64–98.
DOI: 10.26156/OM.2020.12.2.004.

Surveying the History of Rossini’s Russian Contacts:
the Composer’s Autographs in the St. Petersburg and Moscow Archives

Keywords: Gioachino Rossini, Ivan M. Tolstoy, Aleksandr D. Garfild-Dmitriev, Matvey Yu. Wielhorski, Federico Pescantini, Amalia Ferraris, Giovanni Bottesini, Carlo Cicimarra, Mavrikiy Ya. Rappaport, Tito Ricordi, Giovanni Bonola, Antonio Tamburini, Giovanni Rubini.

Author: Anastasia A. Logunova

About the author

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6476-4630
SPIN-code: 2891-9368
e-mail: ventolibero@mail.ru

PhD (Arts, 2018), Associate Professor at the Western Music History Department at the Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory
2 liter А Glinki St., St. Petersburg 190068, Russia

Submitted on: 08.11.2019

Published on: 15.05.2020

Abstract

The article continues the documentary publication in the Opera musicologica, no. 4 (2019) and deals with unknown facts from the history of relations between Rossini and subjects of the Russian Empire on the basis of the materials from the Russian State Historical Archive, the State Archive of the Russian Federation, the Russian National Museum of Music, the National Library of Russia, the St. Petersburg State Museum of Theatre and Music, the Russian State Literature and Arts Archive. The main attention is paid to letters by Rossini to Ivan M. Tolstoy, testifying to the composer’s long-term friendly relations with the influential Russian official from the entourage of Alexander II. Among Rossini’s letters of recommendation, messages to Tito Ricordi and Giovanni Bonola about a Russian singer Aleksandr Dmitriev are of particular interest. Six letters and a musical autograph presented in this article not only open a new page in the history of Rossini’s Russian contacts, but also contain little-studied facts concerning the composer’s biography and his Italian connections. Most autographs are published for the first time.

Works Cited

Arisi Rota, Аrianna (2015). “Pescantini, Federico”. In: Dizionario Biografico degli Italiani. Vol. 82: Pazzi – Pia, dir. Raffaele Romanelli. Roma: Istituto della Enciclopedia Italiana, 2015. Available at: http://www.treccani.it/enciclopedia/federico-pescantini_(Dizionario-
Biografico)/ (accessed: 16.10.2019).

Bakunin, Mikhail A. (1934). Sobranie sochineniy i pisem. 1828–1876: v 4 t. [Collected works and letters. 1828–1876 : in 4 vols.], executive editor Yuriy M. Steklov. T. 3: Period pervogo prebyvaniya za granitsey. 1840–1849 [Vol. 3: The first abroad period. 1840–1849]. Moscow : Izdatel’stvo vsesoyuznogo obshchestva politkatorzhan i ssyl’no-poselentsev, XLX, 572 p. (in Russian).

Bannikov, Anatoliy P. (2008). Russkie kollektsionery i ikh kollektsii [Russian collectors and their collections]. Moscow : Indrik, 279 p. (in Russian).
Basova, Irina G. (2018) Osobennosti khudozhestvennogo zakaza i kollektsionirovaniya v Rossii XVIII – serediny XIX veka na primere roda Apraksinykh : dis. ... kand. iskusstvovedeniya: 17.00.04 [Features of artistic ordering and collecting in Russia of the 18th – mid-19th centuries using the example of the Apraksins : Cand. Sci. (Arts) dissertation: 17.00.04],
Lomonosov Moscow State University, responsible institution. Moscow, 158 p. (in Russian).

Boglacheva, Irina A. (2015). Peterburgskiy balet. Tri veka: khronika. T. 3: 1851–1900 [St. Petersburg Ballet. Three centuries: Chronicle. Vol. 3: 1851–1900], Vaganova Ballet Academy, responsible institution; compiled by Irina A. Boglacheva. St. Petersburg : [s. l.], 429, [2] p. (in Russian).

Bonelli, Valentina (2019). “Le Carnaval des Italiennes. Les danseuses italiennes à Saint-Pétersbourg à l’époque de Petipa.” In À la recherche de Marius Petipa: Un itinéraire Franco-Russe. Gros plan sur La Bayadère, éd. par Pascale Melani. Pessac : Maison des Sciences de l’Homme d’Aquitaine (MSHA), pp. 61–74.

Borisoglebskiy, Mikhail V. (1938). Proshloe Baletnogo otdeleniya Peterburgskogo teatral’nogo uchilishcha, nyne Leningradskogo gosudarstvennogo khoreograficheskogo uchilishcha: materialy po istorii russkogo baleta : v 2 t. [The past of the Ballet Department of the St. Petersburg
Theater School, now the Leningrad State Choreographic School: Materials on the history of Russian ballet : in 2 vols.], compiled by Mikhail V. Borisoglebskiy; executive editor Evgeniy I. Chesnokov. Vol. 1: 1738–1888. Leningrad : Leningrad State Choreographic Institute Publishing House, 379 p. (in Russian).

Bronfin, Elena F. (1968). Dzhoakkino Rossini: Izbrannyye pis’ma. Vyskazyvaniya. Vospominaniya [Selected letters. Observations. Memories], compiled, edited and with an introductory article and notes by Elena F. Bronfin. Leningrad : Muzyka, 236 p. (in Russian).

Bronfin, Elena F. (1973). Dzhoakkino Rossini. Zhizn’ i tvorchestvo v materialakh i dokumentakh [Ghioachino Rossini. Life and work in materials and documents]. Moscow : Sovetskiy kompozitor, 192 p. (in Russian).

Buturlin, Mikhail D. (1897). “Zapiski grafa Mikhaila Dmitrievicha Buturlina. Ch. 3: Ot serediny leta 1817 goda do vesny 1824 goda” [“Papers of Conte Mikhail D. Buturlin. Part 3: From mid-summer 1817 to spring 1824”]. In Russkiy arkhiv [Russian Archive], vol. 35, iss. 4. Moscow : Universitetskaya tipografiya na Strastnom bul’vare, pp. 579–652 (in Russian).

Carniti, Antonio & Lisei, Cesare (1996). In memoria di Giovanni Bottesini. Cremona : Turris, 118 p.

Corti, Мario (2010). “L’ ‘Inno russo’ del Viaggio a Reims.” In Philomusica on-line, vol. 9, no. 1 (2010), pp. 19–33. Available at: http://riviste.paviauniversitypress.it/index.php/phi/article/view/09-01-SG02/pdf_23 (accessed: 16.10.2019).

Dodolev, Mikhail A. (1997). “O nesostoyavshejsya poezdke v Peterburg Dzhoakkino Rossini i truppy Domeniko Barbayi” [“About the failed trip to St. Petersburg of Gioachino Rossini and the troupe of Domenico Barbaya”]. In Muzykal’naya Pravda, June 30, 1997. (in Russian). Available at: http://www.newlookmedia.ru/?p=4404 (accessed: 5.01.2020).

Dolgorukov, Pyotr V. (1934). Peterburgskie ocherki: Pamflety emigranta. 1860–1867 [Petersburg essays: Emigrant pamphlets. 1860–1867], compiled and edited by Pavel E. Shchegolev; expanded and supplied with preface and notes by Sergey V. Bakhrushin. Moscow : Sever, 474 p. (in Russian).

Glinka, Mikhail I. (1887). Zapiski Mikhaila Ivanovicha Glinki i perepiska ego s rodnymi i druz’yami [Mikhail I. Glinka’s notes and correspondence with family and friends], foreword by Vladimir V. Stasov. St. Petersburg : Izdanie Alekseya S. Suvorina, IV, [2], 456, [IV] p. (in Russian).

Glinka, Mikhail I. (1973). Literaturnye proizvedeniya i perepiska : v 2 t. T. 1. [Literary works and correspondence : in 2 vols., vol. 1], edited by Anastasia S. Lyapunova. Moscow : Muzyka, 483 p. (in Russian).

Glinka, Mikhail I. (1977). Literaturnye proizvedeniya i perepiska : v 2 t. [Literary works and correspondence : in 2 vols., vol. 2b], edited by Aleksandr S. Rozanov. Moscow : Muzyka, 398 p. (in Russian).

Grech, Nikolay I. (1886). Zapiski o moej zhizni [Notes about my life]. St. Petersburg : Izdanie Alekseya S. Suvorina, [4], 5048, XLVII, VI, 26 p. (in Russian).

Hartopp, Guy (2017). Paris: A concise musical history. Wilmington : Vernon Press, 384 p.

Ivanova, Ekaterina V. (2008). Zinaida Volkonskaya. Pevitsa, muzykal’nyy deyatel’, kompozitor: dis. ... kand. iskusstvovedeniya: 17.00.02 [Zinaida Volkonskaya. Singer, musical figure, composer: Cand. Sci. (Arts) dissertation: 17.00.02], St. Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, responsible institution. St. Petersburg, 271 p. (in Russian).

Kazanskaya, Larisa V. (2004). “Ital’yanskie motivy v zhizni Mikhaila i Matveya Viel’gorskikh” [“Italian patterns in Michail and Matvey Wielhorski’s life”]. In Russko-ital’yanskie muzykal’nye svyazi : sb. st. [Russian-Italian musical connections : Collection of studies], compiled and edited by Alla K. Kenigsberg. St. Petersburg : Polytechnical University Publishing House, pp. 29–37 (in Russian).

Kopytova, Galina V. (1992) “ ‘Russkie’ avtografy” [“ ‘Russian’ Autographs”]. In Muzykal’naya akademiya [Music Academy], no. 1 (1992), pp. 165–166 (in Russian). 

Kopytova, Galina V. (2003). “Tri marsha dlya dukhovogo orkestra Dzh. Rossini: k istorii rukopisi” [“Three Marches for wind orchestra by Rossini: Concerning manuscript’s history”]. In Iz fondov Kabineta rukopisey Rossiyskogo instituta istorii iskusstv: Soobshcheniya, publikatsii, obzory [From the Manuscript’s Collection of the Russian Institute of the Art History: Papers, publications, reviews], iss. 2, Russian Institute of Art History, responsible institution; compiled and edited by Galina V. Kopytova. St. Petersburg : [s. n.], pp. 67–75 (in Russian).

Kopytova, Galina V. & Ajgner, Thomas (2004). “Russkiye narodnye melodii v ‘Sevil’skom tsiryul’nike’ Rossini” [“Russian folk songs in ‘Il barbiere di Siviglia’ by Rossini”]. In Russkoital’yanskie muzykal’nye svyazi : sb. st. [Russian-Italian musical connections : Collection of studies], compiled and edited by Alla K. Kenigsberg. St. Petersburg : Polytechnical University Publishing House, pp. 303–307 (in Russian).

Lashchenko, Svetlana K. (2012). “Direktor Imperatorskikh teatrov A. M. Gedeonov: moskovskiye istoki sankt-peterburgskoy teatral’no-administrativnoy kar’ery” [“Director of the Imperial Theaters Aleksandr M. Gedeonov: Moscow sources of the St. Petersburg theater and administrative career”]. In Iskusstvo muzïki: Teoriya i istoriya [Art of music: Theory and history], no. 5 (2012), pp. 36–90 (in Russian).

Livanova, Tat’yana N. (1967). Muzykal’naya bibliografiya russkoy periodicheskoy pechati XIX veka : v 6 vyp. [Musical bibliography of the Russian periodicals of the 19th century : in 6 issues], compiled by Tat’yana N. Livanova. Iss. 4: 1851–1860, pt. 1. Moscow : Muzgiz, 211 p. (in Russian).

Logunova, Anastasia A. (2019) “Avtografy Dzh. Rossini v Rossiyskom gosudarstvennom istoricheskom arkhive” [“Gioachino Rossini’s Autographs at the Russian State Historical Archive”]. In Opera musicologica, no. 4 (2019), рр. 106–114 (in Russian).

Lyamina, Ekaterina E. & Samover Natal’ya V. (1999). ‘Bednyy Zhozef ’: Zhizn’ i smert’ Iosifa Viel’gorskogo: Opyt biografii cheloveka 1830-kh godov [‘Poor Joseph’: Life and death of Joseph Wielhorski: The experience of human biography of the 1830s]. Moscow : Yazyki russkoy kul’tury, 560 p. (in Russian).

Medvedeva, Elena V. (2005). “Iz lichnogo arkhivnogo fonda M. Ya. Rappoporta: izbrannye stranitsy perepiski” [“From the personal archival fund of Mavrikiy Ya. Rappoport: Selected pages of correspondence”]. In Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Yazyk i literatura [Vestnik of Saint Petersburg University. Language and literature], iss. 3 (2005), pp. 111–116 (in Russian).

Meshcherskiy, Vladimir P. (1897). Moi vospominaniya : v 3 ch. [My memories : in 3 parts], pt. 1: 1850–1865. St. Petersburg : Tipografiya Vladimira P. Meshcherskogo, [4], 453, VI p. (in Russian).

Mikhno, Aleksandr V. (2008). Dzhovanni Bottezini: zhizn’ i tvorchestvo (1821–1889) [Giovanni Bottesini: Life and work (1821–1889)]. Moscow : Muzyka, 190 p. (in Russian).

Müller, Reto (2018a). “Booklet notes,” tranls. by Sue Baxter. In Gioachino Rossini. Péchés de vieillesse (Sins of Old Age) : [in 13 vols.]. Vol. 2: Chamber Music and Rarities. [S. l.]: Naxos, 2018. 1 CD (67:59) + 1 Booklet (20 p.). Available at: https://www.chandos.net/chanimages/Booklets/NX3864.pdf (accessed: 16.01.2020).

Müller, Reto (2018b). Questo è Rossini! Arie de camera: digital libretto. [Straubenhardt]: Illiria, [55] p. Available at: https://9ae55bc0-3690-48fc-a2a5-8c43b2f900d8.filesusr.com/ugd/d21cc7_d023fac5d0e242d4aa3308135fd56be9.pdf (accessed: 09.01.2020).

Nekrolog (1856). In Das Inland: Eine Wochenschrift für Liv-, Ehst- und Kurlands Geschichte, Geographie, Statistik und Literatur, 2. April (Nr. 14), 1856 (Jg. 21). Spt. 223–224.

Ogarkova, Nataliya A. (2004). Ceremonii, prazdnestva, muzyka russkogo dvora: XVIII – nachalo XIX veka [Ceremonies, festivities, music of the Russian court: the 18th – early 19th centuries]. St. Petersburg : Dmitriy Bulanin Publishing House, 347 p. (in Russian).

Orlov, Kirill O. (2019). Orlovy i Italiya: “vechnyy element russkoy dushi” [Orlovs and Italy: “The eternal element of the Russian soul”]. St. Petersburg : Aleteyya, 202 p. (in Russian).

Perepiska tsesarevicha Aleksandra Nikolaevicha s imperatorom Nikolaem I. 1838–1839 (2008). [Correspondence of the Tsesarevich Aleksandr Nicolaevich with the Imperor Nikolay I], edited by Larisa G. Zakharova and Sergey M. Mironenko. Moscow : Russian Political Encyclopedia (ROSSPEN), 744 p. (in Russian).

Pescantini, Federico (1842). “Voyage musical (fragments).” In Au bord de la Baltique, [compilée par] Frédéric Pescantini. Riga : Imprimerie de Guillaume Ferdinand Haecker, pp. 40–66.

Petrovskaya, Ira F. (2009). Muzykal’nyy Peterburg. 1801–1917. Entsiklopedicheskiy slovar’-issledovanie [Musical St. Petersburg. 1801–1917. Encyclopedic research dictionary], vol. 10, iss. 1: A–L. St. Petersburg : Kompozitor, 576 p. (in Russian).

Petrushanskaya, Elena M. (2007). “Glinka i ‘nevozvrashchenets’ Ivanov” [“Glinka and the ‘defector’ Ivanov”]. In Muzykal’naya akademiya [Music Academy], no. 4 (2007), pp. 142–151 (in Russian).

Pezenti, Maria K. (2007). “Tenor Dzh. B. Rubini v Peterburge: uspekhi, vstrechi, perepiska” [“Tenor Giovanni B. Rubini in St. Petersburg: Success, meetings, correspondence”]. In Mir russkogo slova [The world of Russian word], no. 3 (2007), pp. 88–92 (in Russian).

Pruzhansky, Arkadiy M. (1991). Otechestvennye pevtsy. 1755–1917: slovar’ [Domestic singers, 1755–1917: Dictionary] : in 2 vols. Vol. 1. Moscow : Sovetskiy kompozitor, 424 р. (in Russian).

Ragni, Sergio (2012). Isabella Colbran, Isabella Rossini : [in 2 libri]. Varese : Zecchini, 2012. XL, XX, 1226 p.

Rossini, Gioachino (1992). Gioachino Rossini. Lettere e documenti. Vol. 1: 29 Febbraio 1792 – 17 Marzo 1822, a cura di B. Cagli e S. Ragni. Pesaro : Fondazione Rossini, XXXVII, 682 p.

Rossini, Gioachino (2016). Gioachino Rossini. Lettere e documenti. Vol. 4: 5 Gennaio 1831 – Post 28 Dicembre 1835, a cura di S. Ragni. Pesaro : Fondazione Rossini, XX, 884 p.

Rubakha, Evgeniy A. (1992). “Neizvestnyу avtograf Rossini” [“Unknown Rossini’s autograph”]. In Muzykal’naya zhizn’ [Music life], no. 7–8 (1992), p. 14 (in Russian).

Rudakova, Evgeniya N. (1955). “Vstupitel’naya stat’ya” [“Introductory article”]. In Rossini Dzh. “Avrora”: kantata: dlya tenora, baritona i kontral’to s soprovozhd. fp. [Gioachino Rossini, “Aurora”: Cantata: for tenor, baritone and contralto with piano accompaniment]. Score supplement to the journal: Sovetskaya muzyka [Soviet Music], no. 8 (1955), pp. 1–2 (in Russian).

Sheremeteva, Anna S. (1902). “Pis’ma Anny Sergeevny Sheremetevoy” [“Anna S. Sheremeteva’s correspondence”]. In Arkhiv sela Mikhaylovskogo [Village Michaylovsky’s archive], vol. 2, iss. 1. St. Рetersburg : Tipografiya Glavnogo upravleniya udelov, рp. 3–48 (in Russian).

Stasov, Vladimir V. (1856) “Avtografy muzykantov v imperatorskoy publichnoy biblioteke. Stat’ya tret’ya i poslednyaya” [“Autographs by musicians from the Imperial Public Library. The 3rd and final article”]. In Otechestvennye zapiski [Native Papers], vol. 109 (1856), no. 11–12, pp. 105–131 (in Russian).

Turgenev i ego vremya: sb. st. i materialov (1923). [Turgenev and his time: Collection of articles and materials], collect. 1, edited by Nikolay L. Brodsky. Moscow ; Petrograd : Gosudarstvennoe izdatel’stvo, [4], 325 p. (in Russian).

Turgenev, Ivan S. (2008). Ottsy i deti [Fathers and sons], published by Sergey A. Batyuto and Nina S. Nikitina. St. Petersburg : Nauka, 620 p. (in Russian).

Vysokov, Mikhail S. (2006). “Iz istorii gosudarstvennogo upravleniya elektrosvyaz’yu v Rossii” [“Concerning the state telecommunication management’s history”]. In: Elektrosvyaz’: istoriya i sovremennost’ [Telecommunication: History and modernity], no. 3–4 (2006), pp. 2–11 (in Russian). Available at: http://www.computer-museum.ru/connect/government2.htm (accessed: 19.10.2019).

Zolotnitskaya, Lyubov’ M. (1993). “Postanovki oper Rossini v Peterburge i v Moskve v XΙX – nach. XX veka” [“Rossini’s operas productions in St. Petersburg and Moscow in 19th and early 20th centuries”]. In Dzhoakkino Rossini: sovremennye aspekty issledovaniya tvorcheskogo naslediya : sb. st. [Gioachino Rossini: Modern aspects of creative heritage’s research : Collection of studies], Tchaikovsky Kiev State Conservatoiry, responsible institution; edited by Marina R. Cherkashina. Kiev : Ukrainian Institute of Scientific, Technical and Economic Information (UKRISTEI), pp. 47–58 (in Russian).

For citation: Logunova, Anastasia A. “Surveying the History of Rossini’s Russian Contacts: the Composer’s Autographs in the St. Petersburg and Moscow Archives.” In Opera musicologica, vol. 12, no. 2 (2020), pp. 64–98 (in Russian). DOI: 10.26156/OM.2020.12.2.004.