Научная статья
doi: https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.3.011
Из истории оперы «Плотина» А. В. Мосолова
Автор: Анастасия Валерьевна Ким
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, Москва, Россия,
kimchuk8@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-2497-8316
Аннотация
В статье представлена реконструированная история создания оперы А. В. Мосолова «Плотина» — самого крупного сочинения, созданного композитором в 1930 г. Опера рассматривается как экспериментальная попытка постановки спектакля принципиально нового образца в рамках масштабного проекта ленинградского Государственного академического театра оперы и балета (ГАТОБ) по созданию советской оперы. Сочинение создавалось в рамках сформулированных специально созданной в театре комиссией следующих требований: документальный сюжет, основанный на реальных событиях, оригинальный литературный и музыкальный текст, специфическая драматургия и новый синтетический жанр. Хронология работы над оперой воссоздана с опорой на впервые вводимые в научный обиход письма Мосолова к С. Э. Радлову, записи Радлова из его личной записной книжки, протоколы заседаний театральной комиссии ГАТОБа об этапах работы над оперой и выдержки из прессы, хранящейся в фондах Российской национальной библиотеки (РНБ) и Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб). Представлена последовательность основных этапов создания «Плотины»: утверждение требований к коллективу авторов и к будущему «оперному продукту», критерии выбора кандидатур композитора и либреттиста, специфика литературного и музыкального текстов, ход работы над сочинением, поиск его названия, создание режиссерской концепции спектакля, его отмена непосредственно перед премьерой. Делается вывод о том, что срыв постановки «Плотины» стал закономерным итогом усилившейся со стороны рапмовских критиков кампании по публичному очернению создателей спектакля, а также личного конфликта Радлова с руководством ГАТОБа.
Ключевые слова: советская опера, Мариинский театр, Александр Васильевич Мосолов, «Плотина», Борис Владимирович Асафьев, Сергей Эрнестович Радлов
Для цитирования: Ким А. В. Из истории оперы «Плотина» А. В. Мосолова // Opera musicologica. 2023. Т. 15. № 3. С. 178–205. https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.3.011.
Статья поступила в редакцию: 05.02.2023; одобрена после рецензирования: 26.03.2023; принята к публикации: 14.08.2023; опубликована: 12.09.2023.
Список источников
[1] Асафьев 1929 — Асафьев Б. О реформе оперного театра // Жизнь искусства. 1929. № 5. С. 4–6.
[2] Власова 2010 — Власова Е. С. 1948 год в советской музыке. Документированное исследование. Москва: Классика – XXI, 2010. 456 с.
[3] Власова 2020 — Власова Е. С. Всегда-то есть люди, что живут для искусства // Асафьев Б. В. — Мясковский Н. Я. Переписка: 1906–1945. Москва: Композитор, 2020. С. 4–23.
[4] Городинский 1929 — Городинский В. О технике сцены // Жизнь искусства. 1929. № 27. С. 6–7.
[5] Грес 1930 — [Грес С.] Лед и сталь // Рабочий и театр. 26 мая 1930. С. 8.
[6] Жизнь искусства 1929 — [Без указания автора]. В комиссии по созданию советской оперы // Жизнь искусства. 1929. № 16. С. 14–15.
[7] Кильчевский 1931 — Кильчевский В. На Ленинградском музыкальном фронте // Пролетарский музыкант. 1931. № 2. С. 34–35.
[8] Левик 1970 — Левик С. Ю. Четверть века с оперой. Москва: Искусство, 1970. 536 с.
[9] Радлов 1929 — Радлов С. Э. К советской опере // Жизнь искусства. 1929. № 1. С. 6.
[10] Усувалиев 2020 — Усувалиев С. И. Н. М. Иезуитов о ленинградском киноведении 1920–1930-х годов / публикация и предисловие С. И. Усувалиева; комментарии С. И. Усувалиева при участии П. А. Багрова // Временник Зубовского института. № 2 (29) / 2020. С. 205–234.
[11] Шостакович 2006 — Шостакович Дмитрий Дмитриевич. Письма И. И. Соллертинскому. Санкт-Петербург: Композитор • Санкт-Петербург, 2006. 276 с.
[12] Щедрин 2008 — Родион Щедрин: Автобиографические записи. Москва: ACT Москва: Новости, 2008. 288 с.
Original article
“Plotina” (“The Dam”) by Alexander Mosolov. The History of Creation
Author: Anastasia V. Kim
Moscow State Tchaikovsky Conservatory, Moscow, Russia,
kimchuk8@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-2497-8316
Abstract
This article presents a reconstructed history of Alexander Mosolov’s opera “The Dam” created by the composer in 1930. The opera is regarded as an experimental attempt of staging of a fundamentally new type of production within the framework of the GATOB’s ambitious project of creating a Soviet opera. The work was to follow particular requirements formulated by a special commission established by the theatre: a documentary plot based on real events, an original literary and musical text, specific dramaturgy and a new synthetic genre. The chronology of the work on the opera has been reconstructed on the basis of Radlov’s letters to Sergey Radlov, Radlov’s notes from his personal notebook, minutes of the meetings of the Theatre Commission of the State Theatre Bureau, and media excerpts kept in the Russian National Library and the Central State Archive of Literature and Art of St. Petersburg. The documentary heritage of the work has been revealed, providing new insights into the history of its creation and the circumstances which influenced the work process. The sequence of the main stages of “The Dam” production is investigated and presented: approval of the requirements to the authors’ team and to the future “opera product”, selection criteria for the composer and librettist, the work process, selection of the title, development of the stage director’s concept, its disruption just before the premiere. The conclusion is made that failure of the production of “The Dam” was a logical result of the campaign of public denigration of the creators of the work, which was intensified by the RAPM critics, as well as Radlov’s personal conflict with the management of the State academic theatre of opera and ballet (GATOB).
Keywords: soviet opera, Mariinsky Theatre, Alexander Mosolov, “The Dam”, Sergey Radlov, Boris Asafyev
For citation: A. V. “Plotina” (“The Dam”) by Alexander Mosolov. The History of Creation. Opera musicologica. 2023. Vol. 15, no. 3. Р. 178–205. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/ OM.2023.15.3.011.
The article was submitted: 05.02.2023; approved after reviewing: 26.03.2023; accepted for publication: 14.08.2023; published: 12.09.2023.
References
[1] Asafyev, Boris V. (1929). “O reforme opernogo teatra” [“On the reform of the opera theatre”]. In Zhizn’ iskusstva [Life of Art]. 1929. No. 5. P. 4–6. (In Russian).
[2] Vlasova, Yekaterina S. (2010). 1948 god v sovetskoy muzike [1948 in the Soviet music. Documented research]. Moscow: Klassika – XXI, рр. 4–23 (in Russian).
[3] Vlasova, Yekaterina S. (2020). “Vsegda-to est’ lyudi, chto zhivut dlya iskusstva” [“There are always people who live for art”]. In Boris V. Asafyev — Nikolai Ya. Myaskovsky. Perepiska: 1906–1945 [Boris V. Asafyev — Nikolai Ya. Myaskovsky. Correspondence: 1906–1945]. Moscow: Kompozitor. 2020. 560 p.
[4] Gorodinsky, Viktor M. (1929). “O tekhnike stseny” [“About the technique of the stage”]. In Zhizn iskusstva [Life of art]. 1929 No. 27. P. 7. (In Russian).
[5] Gres, S. [Unknown name]. (1930). “Lyod e stal’ ” [“Ice and Steel”]. In Rabochiy i teatr [Worker and a theatre]. Issue of May 26, 1930. P. 8. (In Russian).
[6] _________ (1929). “V komissii po sozdaniyu sovetskoy opery” [“In the commission for the creation of Soviet opera”]. In Zhizn’ iskusstva [Life of art]. 1929. No. 16. P. 14–15. (In Russian).
[7] Kilchevsky, Vitaliy I. (1931). “Na Leningradskom muzikal’nom fronte “[“On the Leningrad musical front”]. In Proletarskiy muzikant [Proletarian Musician]. 1931. No. 2. P. 34–35. (In Russian).
[8] Levik, Sergei Yu. (1970). Chetvert’ veka s operoi [A quarter of a century with opera]. Moscow: Iskusstvo, 536 p. (In Russian).
[9] Radlov, Sergei E. (1929). “K sovietskoy opere” [“To the Soviet opera”]. In Zhizn iskusstva [Life of art]. 1929. No. 1. P. 6. (In Russian).
[10] Shostakovich, Dmitriy D. (2006). Pis’ma I. I. Sollertinskomu [Letters to Ivan Sollertinsky]. St. Petersburg: Kompozitor • Sankt-Peterburg, 276 p. (In Russian).
[11] Shostakovich, Dmitriy D. (2006). Pis’ma I. I. Sollertinskomu [Letters to Ivan Sollertinsky]. St. Petersburg: Kompozitor • Sankt-Peterburg, 276 p. (In Russian).
[12] Shchedrin, Rodion. (2008). Avtobiograficheskie zapisi [Autobiographical writings]. Moscow: ACT Moscow, Novosti, 288 p. (In Russian).