Иосие Абэ — первая японская арфистка, ученица Ксении Эрдели

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.3.005

Иосие Абэ — первая японская арфистка, ученица Ксении Эрдели

Скачать pdf  .

Автор: Марина Михайловна Подгузова

Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, Москва, Россия, marina.podguzova@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-8397-477X

Аннотация

Статья посвящена первой профессиональной японской арфистке Иосие Абэ, которая стала одной из ведущих исполнительниц у себя на родине. Первое знакомство Абэ с инструментом произошло в Советском Союзе на уроках Ксении Эрдели  — в 1930-е годы будущая арфистка служила стенографисткой японского посольства в Москве. Однако вскоре она была вынуждена спешно покинуть СССР, чтобы избежать ареста. В статье впервые публикуются письма японской исполнительницы к К. А. Эрдели, относящиеся к периоду 1966–1968 годов. Также представлен черновик письма, адресованного блистательной отечественной арфисткой своей ученице. Представленные письма Абэ — рассказы о себе — помогают детализировать ее путь к своему призванию, а также получить более точные сведения о творческой биографии исполнительницы. Корреспонденция также наполнена расспросами о судьбах К. А. Эрдели и других деятелей искусства, разумеется, коренным образом изменившихся — как и жизнь самой Иосие — за три десятилетия вынужденно прерванного общения. Конечно, переписка Абэ и Эрдели не могла обойтись и без обсуждения возможностей для повторной поездки — кстати, так и не состоявшейся — в СССР.

Ключевые слова: Иосие Абэ, Ксения Эрдели, арфа, исполнительство на арфе, Советский Союз

Для цитирования: Подгузова М. М. Иосие Абэ — первая японская арфистка, ученица Ксении Эрдели // Opera musicologica. 2022. Т. 14. № 3. С. 90–102. https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.3.005.

Статья поступила в редакцию: 13.01.2022; одобрена после рецензирования: 13.02.2022; принята к публикации: 30.05.2022.

Список источников

[1] Ермакова, Танака, Хияма 2013 — Ермакова Л., Танака К., Хияма С. Об одной японской коллекции (Первая арфа в Японии и Советский Союз 1930-х) // Ежегодник Япония. 2013. С. 357–372.

[2] Каминская 2019 — Каминская М. Абэ-сан — защитница «Тихого Дона» // Наше время. 2019. № 56. C. 3.

[3] Подгузова 2010 — Подгузова М. М. Арфовое искусство России первой половины XX века (творчество, исполнительство). Москва: Эдитус, 2010. 210 с.

[4] Подгузова 2018 — Подгузова М. М. 1938 год в судьбах арфистов Большого театра // Музыкальная академия. 2018. № 3. С. 227–233.

[5] Попова 2015 — Попова Е. «Дорогая Иосие Иосидзовна…» // Государственный музей-заповедник М. А. Шолохова, 2022 URL: http://www.sholokhov.ru/museum/News/2015/n1563/ (дата обращения 29.11.2021).

[6] Прийма 1983 — Прийма К. И. «Тихий Дон» сражается. Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1983. 560 с.

[7] Фёдорова 2018 — Фёдорова М. А. История класса арфы Московской консерватории (по архивным материалам): дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02 / Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского. Москва, 2018. 241 с.

[8] Эрдели 1967 — Эрдели К. А. Арфа в моей жизни. Москва: Музыка, 1967. 240 с.

Original article

Yoshie Abe — the First Japanese Harpist, Student of Ksenia Erdeli

Author: Marina М. Podguzova

Moscow State Tchaikovsky Conservatory, Moscow, Russia, marina.podguzova@gmail. com, https://orcid.org/0000-0002-8397-477X

Abstract

The article is devoted to the first professional Japanese harpist Yoshie Abe, who became one of the leading performers in her homeland. Amazingly, she got her initial acquaintance with the instrument in the Soviet Union at the lessons of Ksenia Erdeli in  the  thirties of the last century, being at that moment a stenographer of the Japanese consulate in Moscow. However, soon the future harpist was forced to hastily leave the USSR in order to avoid arrest. For the first time, the article publishes letters from the Japanese performer to Ksenia Erdeli, relating to the period 1966–1968. And also a draft letter, addressed by the brilliant Russian harpist to her student. The presented letters of Abe — stories about herself — help to clarify her professional development, as well as to obtain more accurate information about the creative biography of the performer. The correspondence also contains questions about the fate of Erdeli and other artists, which, of course, were doomed to change — like the life of Yoshie herself — over the three decades of forced interruption of communication. Certainly, the correspondence between Abe and Erdeli could not do without discussing possibilities for another trip to the USSR, which, by the way, never took place.

Keywords: Yoshie Abe, Ksenia Erdeli, harp, harpist, playing the harp, Soviet Union

For citation: Podguzova M. M. Yoshie Abe — the First Japanese Harpist, Student of Ksenia Erdeli. Opera musicologica. 2022. Vol. 14, no. 3. Р. 90–102. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.3.005.

The article was submitted 13.01.2021; approved after reviewing 13.02.2022; accepted for publication 30.05.2022.

References

[1] Ermakova, Lyudmila; Tanaka, Kyoko; Khiyama, Sinyiti (2013). “Ob odnoy yaponskoy kollektsii (Pervaya arfa v Yaponii i Sovetskiy Soyuz 1930-kh)” [“About one Japanese collection (The first harp in Japan and the Soviet Union in the 1930s)”]. In Ezhegodnik Yaponiya [Yearbook Japan], 2013, pp. 357–372 (in Russian).

[2] Kaminskaya, Marina (2019). “Abe-san — zashchitnitsa ‘Tikhogo Dona’ ”. [“Abe-san — the protector of ‘Quiet Don’ ”]. In Nashe vremya [Nowadays], no. 56 (2019), p. 3 (in Russian).

[3] Podguzova, Marina (2010). Arfovoe iskusstvo Rossii pervoy poloviny XX veka (tvorchestvo, ispolnitel’stvo) [Harp art of Russia in the first half of the 20th century (creativity, performance)]. Moscow: Editus, 210 p. (in Russian).

[4] Podguzova, Marina (2018). “1938 god v sud’bakh arfistov Bol’shogo teatra” [“1938 in the fate of the Bolshoi Theater harpers”]. In Muzykal’naya Akademiya [Music Academy], no. 3 (2018), pp. 227–233 (in Russian).

[5] Popova, Elena (2015). “Dorogaya Yoshie Iosidzovna…” [“Dear Yoshie Iosidzovna…”]. In Gosudarstvennyy muzey-zapovednik M. A. Sholokhova, 2022. Available at: http://www.sholokhov.ru/museum/News/2015/n1563/ (accessed 29.11.2021) (in Russian).

[6] Priyma, Konstantin (1983). “Tikhiy Don” srazhaetsya [“Quiet Don” fights]. Rostov-on-Don: Rostovskoe knizhnoe izdatel’stvo, 560 р. (in Russian).

[7] Fedorova, Mariya (2018). Istoriya klassa arfy Moskovskoy konservatorii (po arkhivnym materialam) [History of the harp class of the Moscow Conservatory (based on archival materials)]: Cand. Sci. (Arts) Dissertation: 17.00.02, Moscow State Tchaikovsky Conservatory. Moscow, 241 p. (in Russian).

[8] Erdeli, Kseniya (1967). Arfa v moey zhizni [Harp in my life]. Moscow: Muzyka, 239 p. (in Russian).