Имитация: простая, стреттная, каноническая (о трудностях абсолютного разграничения в полифонии строгого письма)

Имитация: простая, стреттная, каноническая
(о трудностях абсолютного разграничения в полифонии строгого письма)

Скачать pdf  .

Ключевые слова: полифония строгого письма, мотет Палестрины, стретта, канон, тексто-музыкальная форма.

Автор: Татьяна Франтова

Сведения об авторе: ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА ФРАНТОВА

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6857-1382
SPIN-код: 9169-0671
e-mail: tandim75@mail.ru

Доктор искусствоведения (2005), профессор кафедры теории музыки и  композиции Ростовской государственной консерватории имени С. В. Рахманинова

344002 Ростов-на-Дону, Будённовский пр., 23

Дата поступления: 15.12.2020

Дата публикации: 31.12.2020

DOI: 10.26156/OM.2020.12.5.002

Аннотация

Статья посвящена проблемам изучения теории и  практики имитационной техники в  полифонии строгого письма. Три типа имитации — простая, стреттная, каноническая — постоянно фигурируют в  современной музыкально-теоретической литературе. Трактовки сути простой и  канонической имитации в  разных источниках совпадают, хотя формулировки в  деталях разнятся. При этом значительны расхождения в  понимании стретты. По  традиции, заложенной учениями XVIII века, в теоретическом музыкознании стретту рассматривают в контексте формы фуги. Одновременно ряд исследователей считает возможным использовать понятие стретты по  отношению к  имитационному многоголосию Ренессанса. При этом термин употребляется в  разных значениях. Материал исследования — начальные имитационные секции четырех-шестиголосных мотетов Палестрины без c. f. Тематическая организация рассматривается с учетом тексто-музыкальной формы мотета, в соответствии с которой функцию темы выполняет тексто-музыкальная строка, построенная на  относительно стабильном соединении текстовой строки и  развернутого мелодического soggetto. Ее неоднократные повторения позволяют обнаружить сходства и различия канонов и стретт в строгостильном многоголосии.

Литература

[1] Должанский 1970 — Должанский  А. 24 прелюдии и  фуги Д.  Шостаковича. Ленинград : Советский композитор, 1970. 260 с.

[2] Должанский 2007 — Должанский А. Краткий музыкальный словарь. Изд. 8-е. Санкт-Петербург: Лань : Планета музыки, 2007. 448 с.

[3] Дубравская 1996 — Дубравская Т. Н. Музыка эпохи Возрождения. XVI век. Москва : Музыка, 1996. 421 с. (История полифонии. Вып. 2б).

[4] Дубравская 2008 — Дубравская Т. Н. Полифония : учебник для высшей школы. Москва : Академический проект ; Альма Матер, 2008. 360 с.

[5] Евдокимова 1978 — Евдокимова Ю. К. Тематические процессы в мессах Палестрины // Теоретические наблюдения над историей музыки: сб. статей. Москва : Музыка, 1978. С. 78–106.

[6] Милка 2016a — Милка  А.  П. Полифония : учебник музыкальных вузов : [в  2 ч.] /  науч. ред. К. Южак; Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова. Ч. I. Санкт-Петербург: Композитор• Санкт-Петербург, 2016. 336 с.

[7] Милка 2016b — Милка  А.  П. Полифония : учебник музыкальных вузов : [в  2 ч.] /  науч. ред. К. Южак; Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова. Ч. II. Санкт-Петербург: Композитор• Санкт-Петербург, 2016. 248 с.

[8] Протопопов 2002 — Протопопов  В.  В. Проблема музыкально-тематического единства в мессах Палестрины // Русская книга о Палестрине: К 400-летию со дня смерти / редколл.: Т. Н. Дубравская (сост.), И. К. Кузнецов, Н. А. Симакова, Ю. Н. Холопов. Москва : [Московская консерватория], 2002. С. 101–131. (Научные труды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского; сб. 33).

[9] Рымко 2014 — Рымко  Г.  А. Теоретические проблемы тексто-музыкальной формы: дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского. Москва, 2014. 375 с.

[10] Симакова 2002 — Симакова  Н.  А. Контрапункт строгого стиля и  фуга. История, теория, практика. Ч. I. Москва : Композитор, 2002. 528 с.

[11] Скребков 1973 — Скребков С. С. Художественные принципы музыкальных стилей. Москва : Музыка, 1973. 449 с.

[12] Скребков 1982 — Скребков С. С. Учебник полифонии. Изд. 4-е. Москва : Музыка, 1982. 268 с.

[13] Танеев 1929 — Танеев  С.  И. Учение о  каноне. Москва : Государственное издательство. Музыкальный сектор, 1929. 195 с.

[14] Тарасевич 2007 — Тарасевич  Н.  И. Музыкально-теоретические понятия и  термины // Адриан Пети Коклико. Compendium musices (1552) / публ., пер., исслед. и коммент. Н. И. Тарасевича. Москва : Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 2007. С. 344–446.

[15] Фраёнов 1981 — Фраёнов В. П. Стретта // Музыкальная энциклопедия: [в 6 т.] / ред. Ю. В. Келдыш. Т.  5. Москва : Советская энциклопедия, Советский композитор, 1981. Стб. 320–327.

[16] Франтова 2019 — Франтова Т. В. Тексто-музыкальная строка и ее роль в процессах темообразования в мотетах Палестрины // Южно-Российский музыкальный альманах. 2019. № 3 (36). С. 48–55.

[17] Холопов 1994 — Холопов Ю. Н. Три рондо. К исторической типологии музыкальных форм // Проблемы музыкальной формы в теоретических курсах вуза : сб. трудов. Вып. 132. Москва : РАМ им. Гнесиных, 1994. С. 113–125.

[18] Южак 1965 — Южак К.  И. Некоторые особенности строения фуги И.  С.  Баха. Стретта в  фугах «Хорошо темперированного клавира». Москва : Музыка, 1965. 104 с.

[19] Южак 2006 — Южак К. И. Полифония и контрапункт: Вопросы методологии, истории, теории. Книга 1. Санкт-Петербург: Сударыня, 2006. 391 с.

[20] Jeppesen 1971 — Jeppesen, K. Kontrapunkt: Lehrbuch der Klassischen Vokalpolyphonie. Leipzig : B&H Musikverlag, 1971. 232 S.

Для цитирования: Франтова Т. В. Имитация: простая, стреттная, каноническая (о трудностях абсолютного разграничения в полифонии строгого письма) // Opera musicologica. 2020. Т. 12. № 5 (С). С. 26–39.
DOI: 10.26156/OM.2020.12.5.002.

Imitation: Simple, Stretto, Canonical
(On the Difficulties of Absolute Differentiation in the Polyphony of Strict Style)

Keywords: polyphony of strict style, motet by Palestrina, stretta, canon, text-musical form.

Author: Tatiana V. Frantova

About the Author

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6857-1382
SPIN-код: 9169-0671
e-mail: tandim75@mail.ru

Doctor of Art History (2005), Professor of the Department of Music Theory and Composition at the Rachmaninov Rostov State Conservatory

23 Budyonnovsky Ave, Rostov-on-Don, 344002 Russia

Submitted on: 15.12.2020

Published on: 31.12.2020

Abstract

The article is devoted to the problems of studying the theory and practice of imitation technique in polyphonic music of strict writing. Three types of imitation — simple, stretto and canonical — appear as relevant in modern musical theoretical literature. An analysis of the existing concepts showed that the interpretations of the essence of simple and canonical imitation in different sources coincide, although the formulations in details, as a rule, differ. Against this background, significant differences in the understanding of stretto (narrow, tight) imitation are especially noticeable. Many authors, foreign and domestic, starting from the teachings of the 18th century, consider the stretto in the context of the fugue form. At the same time, a number of researchers of the 20th century (domestic and foreign) have formed a different position. They believe that it is possible to expand the musical and historical boundaries of the use of the concept of stretto, its use in relation to the imitative polyphony of the Renaissance. The authors talk about the stretto in at least three different cases: the effect of a compressed temporary introduction of imitation voices (S.  Skrebkov, T.  Dubravskaya), narrow introduction of voices with their subsequent non-imitation promotion (N.  Simakova), the tight entry of the rispost before the end of the theme in the propost, which does not fit into the canon (K. Eppessen, S. Skrebkov). The analysis of the musical material showed that the broadly understood stretto (the conciseness of the timing of the introduction of voices) is very typical of the polyphony of strict writing and manifests itself in many and different methods. The musical material of the study was the one-theme initial imitation sections of the four-six-part Palestrina motets, the compositional foundation of which lacks cantus firmus. The thematic organization was considered taking into account the genre of the motet, which belongs to the class of text-musical forms. In accordance with the nature of the genre, the function of the theme in the imitation section is performed by a text-musical line built on a relatively stable connection of a text line and an expanded melodic soggetto.

Works Cited

[1] Dolzhanskiy, Aleksandr N. (1970). 24 prelyudii i fugi D. Shostakovicha [24 preludes and fugues by Dmitriy Shostakovich]. Leningrad: Sovetskiy kompozitor. 260 р. (in Russian).

[2] Dolzhanskiy, Aleksandr N. (2007). Kratkiy muzykal’nyy slovar’ [A Brief Music Dictionary]. Edition 3. Leningrad: Muzyka, 1959; Edition 8. St. Petersburg : Lan’ : Planeta muzyki. 448 p. (in Russian).

[3] Dubravskaya, Tatyana N. (1996). Muzyka epokhi Vozrozhdeniya. XVI vek. [Renaissance music. XVI century]. Moscow: Muzyka, 421 р. (Istoriya polifonii. [History of polyphony]: in 7 issues. Issue 2B). (in Russian).

[4] Dubravskaya, Tatyana N. (2008). Polifoniya : uchebnik dlya vysshey shkoly [Polyphony : Textbook for universities]. Moscow: Akademicheskiy proekt; Al’ma Mater, 360 p. (in Russian).

[5] Evdokimova, Yuliya K. (1978). “Tematicheskie protsessy v messakh Palestriny” [“Thematic Processes in the Masses of Palestrina”]. In Teoreticheskie nablyudeniya nad istoriey muzyki [Theoretical Observations on the History of Music]: Collection of articles. Moscow: Muzyka, рр. 78–106 (in Russian).

[6] Milka, Anatoliy P. (2016a). Polifoniya : uchebnik muzykal’nykh vuzov [Polyphony. Textbook for Music Academies]: in 2 parts, scientific ed. by Kyra I. Yuzhak; Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory. Pt. I: Strogoe pis’mo [Strict Style]. St. Petersburg: Kompozitor• Saint Petersburg, 336 р. (in Russian).

[7] Milka, Anatoliy P. (2016b). Polifoniya : uchebnik muzykal’nykh vuzov [Polyphony. Textbook for Music Academies]: in 2 parts, scientific ed. by Kyra I. Yuzhak; Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory. Pt. II: Polifonicheskie formy svobodnogo pis’ma [Free Style polyphonic forms]. St. Petersburg : Kompozitor• Saint Petersburg, 248 р. (in Russian).

[8] Protopopov, Vladimir V. (2002). “Problema muzykal’no-tematicheskogo edinstva v messakh Palestriny” [“The problem of musical-thematic unity in the masses of Palestrina”]. In Russkaya kniga o Palestrine: K 400-letiyu so dnya smerti [Russian book about Palestrina. To the 400th anniversary of death], editorial board: Tatyana N.  Dubravskaya (compiler), Igor’ K. Kuznetsov, Natalya A. Simakova, Yuriy N. Kholopov. Moscow: [Moskovskaya konservatoriya], рр. 101–131. (Nauchnye trudy Moskovskoy konservatorii [Scientific works of the Moscow Conservatory]. Сollection 33) (in Russian).

[9] Rymko, Grigoriy A. (2014). Teoreticheskie problemy teksto-muzykal’noy formy : dis. ... kand. iskusstvovedeniya: 17.00.02 [Theoretical problems of the text-musical form: Cand. Sci. (Arts) dissertation: 17.00.02], Moscow State Tchaikovsky Conservatory. Moscow, 375 р. (in Russian).

[10] Simakova, Natalya A. (2002). Kontrapunkt strogogo stilya i fuga. Istoriya, teoriya, praktika [Counterpoint of strict style and fugue. History, theory, practice]. Part I. Moscow: Kompozitor, 528 р. (in Russian).

[11] Skrebkov, Sergei S. (1973). Khudozhestvennye printsipy muzykal’nykh stiley [Artistic principles of musical styles]. Moscow: 449 р. (in Russian).

[12] Skrebkov, Sergei S. (1982). Uchebnik polifonii [Polyphony tutorial]. Edition 4. Moscow: Muzyka, 268 р. (in Russian).

[13] Taneev, Sergei I. (1929). Uchenie o kanone [The study of the canon], prepared for publication by Victor M. Belyaev. Moscow: Gosudarstvennoe izdatel’stvo. Muzykal’nyy sektor, 195 р. (in Russian).

[14] Tarasevich, Nikolay I. (2007). “Muzykal’no-teoreticheskie ponyatiya i terminy” [“Musical-theoretical concepts and terms”]. In Adrianus Petit Coclico. Compendium musices (1552), publication, translation, research and comments of Nikolay I. Tarasevich. Moscow: Moskovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni P.  I.  Tchaikovskogo, pp. 344–446 (in Russian).

[15] Frayonov, Viktor P. (1981). “Stretta” [“Stretta”]. In Muzykal’naya entsiklopediya [Musical Encyclopedia]: [in 6 vol.], ed. by Yuriy V. Keldysh. Vol. 5. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya, Sovetskiy kompozitor, Kol. 320–327 (in Russian).

[16] Frantova, Tatyana V. (2019). “Teksto-muzykal’naya stroka i ee rol’ v protsessakh temoobrazovaniya v motetakh Palestriny” [“Text-musical line and its role in the processes of theme formation in the motets of Palestrina”]. In Yuzhno-Rossiyskiy muzykal’nyy al’manakh. № 3 (36) (2019), рр. 48–55 (in Russian).

[17] Kholopov, Yuriy N. (1994). “Tri rondo. K istoricheskoy tipologii muzykal’nykh form” [“Three rondos. On the historical typology of musical forms”]. In Problemy muzykal’noy formy v teoreticheskikh kursakh vuza [Problems of the musical form in the theoretical courses of the university]: collection of articles. works. Issue 132. Moscow: RAM imeni Gnesinyh, pp. 113–125 (in Russian).

[18] Yuzhak, Kyra I. (1965). Nekotorye osobennosti stroyeniya fugi Johanna Sebastiana Bach’a: Stretta v fugakh “Khiorosho temperirovannogo klavira” [Some structural features of Johann Sebastian Bach’s fugue. Stretta in fugues of the Well-Tempered Clavier]. Moscow: Muzyka, 104 p. (in Russian).

[19] Yuzhak, Kyra I. (2006). Polifoniya i kontrapunkt: Voprosy metodologii, istorii, teorii [Polyphony and Counterpoint: Questions of Methodology, History, Theory]. Book 1. St. Petersburg : Sudarynya, 391 р. (in Russian).

[20] Jeppesen, Knud (1971). Kontrapunkt: Lehrbuch der Klassischen Vokalpolyphonie. Leipzig : B&H Musikverlag, 232 S.

For citation: Frantova, Tatiana V. “Imitation: Simple, Stretto, Canonical (On the Difficulties of Absolute Differentiation in the Polyphony of Strict Style)”. In Opera musicologica, vol. 12, no. 5 (SI) (2020), pp. 26–39 (in Russian). DOI: 10.26156/OM.2020.12.5.002.