Главный песенный тип южноскопинской свадьбы: к вопросу структурной специфики

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.1.004

Главный песенный тип южноскопинской свадьбы:
к вопросу структурной специфики

Скачать pdf  .

Авторы: Лариса Михайловна Белогурова, Юлия Сергеевна Журавлева

Сведения об авторе: Лариса Михайловна Белогурова

Российская академия музыки имени Гнесиных, Москва, Россия, belogurova_lm@ mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9537-0631

Сведения об авторе: Юлия Сергеевна Журавлева

Рязанский областной научно-методический центр народного творчества, Рязань, Россия, yulias-abramova@yandex.ru,
https://orcid.org/0000-0003-2547-8468

Аннотация

Статья посвящена свадебным обрядовым песням Скопинского района Рязанской области, которые еще не становились предметом специального этномузыкологического исследования. В центре внимания находится главный песенный тип южноскопинской свадьбы: его удельный вес составляет половину местного свадебного репертуара. На материале экспедиционных записей второй половины ХХ века, произведенных собирателями Российской академии музыки имени Гнесиных, авторами предпринято аналитическое описание различных компонентов напевов с целью их типологической атрибуции и посредством этого —региональной интерпретации южноскопинской свадебной музыкальной традиции. Проведенное исследование показало уникальный характер ритмической системы напевов, которая характеризуется большим числом изменяемых элементов. Следствием этого является многообразие ритмических версий напевов, зафиксированных на небольшой территории, а также наличие образцов мобильной организации. Неординарны сами музыкально-ритмические формы, не имеющие аналогов в иных русских традициях. В противоположность этому, ладо-звукорядные характеристики ведущего песенного типа южноскопинской свадьбы указывают на тесную связь исследуемого объекта с культурой южнорусского региона. Об этом убедительно свидетельствуют доминирование ангемитонных ладов и наличие целотоновой шкалы, высотная нестабильность тонов и существование нескольких звукорядных версий напева в узколокальных традициях. Требует дальнейшего изучения проблема соотношения скопинских песенных образцов с музыкально-поэтическими текстами той же обрядовой функции, зафиксированными в других традициях рязанского Поочья.

Ключевые слова: Рязанская область, Скопинский район, свадебные песни, обрядовые величания, ангемитонные лады, целотоновый звукоряд

Для цитирования: Белогурова Л. М., Журавлева Ю. С. Главный песенный тип скопинской свадьбы: к вопросу структурной специфики // Оpera musicologica. 2022. Т. 14. № 1. С. 58–73. https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.1.004.

Статья поступила в редакцию: 15.09.2021; одобрена после рецензирования: 01.10.2021; принята к публикации: 25.01.2022.

Список источников

[1] Гилярова 2006 — Гилярова Н. Н. Песенный венок Мещёры. Рязань: Издательство Рязанского областного научно-методического центра народного творчества. 242 с. — (Рязанский этнографический вестник).

[2] Дорохова 2013 — Дорохова  Е.  А. Этнокультурные «острова»: пути музыкальной эволюции. Песенный фольклор русских сёл Курского Посемья и Слободской Украины. Санкт-Петербург: Композитор, 2013. 460 с.

[3] Колдашева 2021 — Колдашева Н. К. Песни села Ермолово Скопинского района Рязанской области / подготовка к публикации и комментарии Н. Н. Гиляровой // Из архива Кабинета народной музыки. Выпуск 2 / ред.-сост. Н. Н. Гилярова. Москва : Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2021. С. 73–115.

[4] Пушкина 1979 — Пушкина С. Песни села Секирино Скопинского района Рязанской области // Руднева А., Щуров В., Пушкина С. Русские народные песни в многомикрофонной записи. Москва : Советский композитор, 1979. С. 221–340.

[5] Соколова 2021 — Соколова Е. А. Свадьба старова быта Рязанской губернии Михайловского уезда села Печерниковские Выселки (по воспоминаниям 1902 года, в записях 1948 года) / подготовка к публикации и комментарии Н. Н. Гиляровой // Из архива Кабинета народной музыки. Выпуск 2 / ред.-сост. Н. Н. Гилярова. Москва : Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2021. С. 44–72.

[6] Сысоева 2011 — Сысоева Г. Песенный стиль воронежско-белгородского пограничья. Воронеж: Издательство им. Е. А. Болховитинова, 2011. 392 с.

[7] Щуров 1987 — Щуров В. М. Южнорусская песенная традиция. Исследование. Москва : Советский композитор. 320 с.

Original article

The Main Type of Wedding Songs in the South Skopin Area: 
To the Problem of Structural Specificity

Authors: Larisa M. Belogurova, Julia S. Zhuravleva

About the Author: Larisa M. Belogurova

Gnesin Russian Academy of Music, Moscow, Russia, belogurova_lm@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9537-0631

About the Author: Julia S. Zhuravleva

Ryazan Regional Scientific and Methodological Center of Folk Art, Ryazan, Russia, yulias-abramova@yandex.ru,
https://orcid.org/0000-0003-2547-8468

Abstract

The article is devoted to wedding ritual songs of the Skopin district of the Ryazan region which have not yet become the subject of a special ethnomusicological study. The focus is on the main song type of the Skopin wedding, which takes half of the local wedding repertoire. The work is based on the material of expedition recordings of the second half of the twentieth century, made by ethnomusicologists of  the Gnesin Russian Academy of Music. The authors have undertaken an analytical description of various components of the songs to provide their typological attribution, and through this — regional interpretation of the wedding musical tradition itself. The research conducted revealed a unique nature of the rhythmic system of the folk songs, which is characterized by a large number of variable elements of the structure. This results in a variety of rhythmic versions of the tunes recorded in a small area, as well as samples of a mobile organization. The musical and rhythmic forms themselves are extraordinary, and have no analogues in other Russian traditions. In contrast, the scale characteristics of the leading song type of the South Russian wedding indicate a close connection of the object under study with the culture of the South Russian region. This is convincingly evidenced by dominance of an angemitonic scale and usage of a whole-tone scale, pitch instability of tones and availability of several scale versions of  the chant in restricted-local traditions. The problem of correlation of the Skopin song samples with musical and poetic texts with the same ritual function recorded in other traditions of  the Ryazan region requires further study.

Keywords: Ryazan region, Skopinsky district, wedding songs, ceremonial glorofocation, angemitonic sound or-ders, whole-tone scale

For citation: Belogurova L. M., Zhuravleva Ju. S. The Main Type of Wedding Songs in the South Skopin Area: To the Problem of Structural Specificity. Opera musicologica. 2022. Vol. 14, no. 1. Р. 58–73. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/OM.2022.14.1.004.

he article was submitted 15.09.2021; approved after reviewing 01.10.2021; accepted for publication 25.01.2022.

References

[1] Gilyarova, Natalya N. (2006). Pesennyy venok Meshchery [Song wreath of Meshchera]. Ryazan: Izdatel’stvo Ryazanskogo oblastnogo nauchno-metodicheskogo tsentra narodnogo tvorchestva, 242 p. (Ryazanskiy etnograficheskiy vestnik [Ryazan Ethnographic Bulletin]). Ryazan: Izdatel’stvo Ryazanskogo oblastnogo nauchno-metodicheskogo tsentra narodnogo tvorchestva, 242 р. (in Russian).

[2] Dorokhova, Ekaterina A. (2013). Etnokul’turnye “ostrova”: puti muzykal’noy evolyutsii. Pesennyy fol’klor russkikh sel Kurskogo Posem’ya i Slobodskoy Ukrainy [Ethnocultural “islands”: ways of musical evolution. Song folklore of russian villages of the Kursk region and Sloboda Ukraine]. St. Petersburg : Kompozitor, 460 p. (in Russian).

[3] Koldasheva, Nataliya K. (2021). “Pesni sela Yermolovo Skopinskogo rayona Ryazanskoy oblasti” [“Songs of the village of Yermolovo in the Skopinsky district of the Ryazan region”], preparation for publication and comments by Natalya N. Gilyarova. In Iz arkhiva Kabineta narodnoy muzyki [From the archive of the Folk Music Cabinet]. Issue 2, Natalya N. Gilyarova, executive editor. Moscow: Research and publishing centre “Moscow Conservatory”, pp. 73–115 (in Russian).

[4] Pushkina, Svetlana I. (1979). “Pesni sela Sekirino Skopinskogo rayona Ryazanskoy oblasti” [“Songs of the village of Sekirino in the Skopinsky district of the Ryazan region”]. In Anna V. Rudneva, Vyacheslav M. Shchurov & Svetlana I. Pushkina. Russkie narodnye pesni v mnogomikrofonnoy zapisi [Russian folk songs in a multi-microphone recording]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, pp. 221–340 (in Russian).

[5] Sokolova, Evdokiya A. (2021). “Svad’ba starova byta Ryazanskoy gubernii Mikhaylovskogo uezda sela Pechernikovskie Vyselki (po vospominaniyam 1902 goda, v zapisyakh 1948 goda)” [“The wedding of the old life of the Ryazan province of the Mikhailovsky district of the village of Pechernikovsky Vyselki (according to the memoirs of 1902, in the records of 1948)”], preparation for publication and comments by Natalya N. Gilyarova). In Iz arkhiva Kabineta narodnoy muzyki [From the archive of the Folk Music Cabinet]. Issue 2, Natalya N. Gilyarova, executive editor. Moscow: Research and publishing centre “Moscow Conservatory”, pp. 44–72 (in Russian).

[6] Sysoyeva, Galina Ya. (2011). Pesennyy stil’ voronezhsko-belgorodskogo pogranich’ya [Folksong style of the Voronezh end Belgorod border region]. Voronezh: Izdatel’stvo im. Ye. A. Bolkhovitinova, 392 p. (in Russian).

[7] Shchurov, Vyacheslav M. (1987). Yuzhnorusskaya pesennaya traditsiya. Issledovanie [The South Russian folk-song tradition. Study]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 320 p. (in Russian).