«Это тоже мне знакомо...»: явные и скрытые смыслы застольной музыки в финале второго акта «Дон Жуана» В. А. Моцарта

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.1.002

«Это тоже мне знакомо...»:
явные и скрытые смыслы застольной музыки
в финале второго акта «Дон Жуана» В. А. Моцарта

Скачать pdf  .

Автор: Андрей Владимирович Денисов

Санкт-Петербургская консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Россия, denisow_andrei@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3344-8023

Аннотация

В статье исследуются три цитаты в финале второго акта «Дон Жуана» В. А. Моцарта. Они редко привлекали внимание исследователей. Вместе с тем, интерпретация застольной сцены у Моцарта и в целом, и в отдельных деталях оказывается весьма необычной. Попурри на основе заимствованной музыки в опере XVIII в. — явление экстраординарное. Показано, что все три цитаты представляют смысловые комментарии не только к тому, что происходит в данный момент на сцене, но и к сценическим положениям, свершившимся в опере ранее, а также к тому, что в ней вскоре произойдет. Выдвигается предположение, что данную сцену финала можно рассматривать как функциональный аналог «спектакля в спектакле», представленного в некоторых операх XVIII в. (например, в «Аксуре» А. Сальери). Кроме этого застольная сцена финала второго акта имеет композиционную параллель со сценой финала первого акта, представляющей quodlibet из трех танцев — в обоих случаях празднично-пиршественные образы ликования жизни и любви внезапно прерываются, напоминая о грядущем возмездии главному герою. Столь сложная организация с различными смысловыми ссылками и параллелями, уникальная для жанра оперы-buffa, вновь свидетельствует о многоплановости его трактовки у Моцарта.

Ключевые слова: Моцарт, «Дон Жуан», цитата, застольная музыка, попурри, межсюжетная параллель

Для цитирования: Денисов А. В. «Это тоже мне знакомо...»: явные и скрытые смыслы застольной музыки в финале второго акта «Дон Жуана» В. А. Моцарта // Opera musicologica. 2023. Т. 15. № 1. С. 20–31. https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.1.002.

Статья поступила в редакцию: 09.01.2023; одобрена после рецензирования: 11.01.2023; принята к публикации: 15.02.2023; опубликована: 27.03.2023.

Список источников

[1] Аберт 1990 — Аберт Г. В. А. Моцарт. Ч. 2. Кн. 2 / пер. с нем., коммент. К. К. Саквы. Москва: Музыка, 1990. 560 с.

[2] Гаспаров 1977 — Гаспаров Б. М. «Ты, Моцарт, недостоин сам себя» // Временник Пушкинской комиссии / АН СССР. ОЛЯ. Пушкин. комис. 1974. Ленинград: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977. С. 115–122.

[3] Ларош 1976 — Ларош Г. А. [«Дон-Жуан» В. А. Моцарта] // Ларош Г. А. Избранные статьи: в 5 вып. Вып. 3 / сост., общ. ред., вст. ст., комм. А. А. Гозенпуда. Ленинград: Музыка, 1976. С. 92–96.

[4] Луцкер, Сусидко 2008 — Луцкер П. В., Сусидко И. П. Моцарт и его время. Москва: Классика – XXI, 2008, 624 с.

[5] Моцарт 2006 — Вольфганг Амадей Моцарт. Полное собрание писем / пер. на рус. яз. И. С. Алексеевой, А. В. Бояркиной, С. А. Кокошкиной, В. М. Кислова. Москва: Международные отношения, 2006. 536 с.

[6] Назайкинский 2003 — Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003. 248 с.

[7] Поспелова 2012 — Поспелова А. Ф. Опера “Il dissoluto punito, ossia Don Giovanni Tenorio” Рамона Карнисера: к истории испанского музыкального театра первой трети XIX века // Искусство музыки: теория и история. 2012. № 4. С. 65–79.

[8] Серов 1984а — Серов А. Н. Моцартов «Дон-Жуан» и его панегиристы: Статья вторая // Серов А. Н. Статьи о музыке: в 7 вып. Вып. 1: 1847–1853 / сост. и коммент. В. В. Протопопова. Москва: Музыка, 1984. С. 316–357.

[9] Серов 1984б — Серов А. Н. Моцартов «Дон-Жуан» и его панегиристы: Статья третья и последняя // Серов А. Н. Статьи о музыке: в 7 вып. Вып. 1: 1847–1853 / сост. и комм. В. В. Протопопова. Москва: Музыка, 1984. С. 357–385.

[10] Krehbiel 1916 — Krehbiel H. E. A book of operas, their histories, their plots and their music. New York: The Macmillan Company, 1916. Xvi, 345 р.

[11] Noske 1970 — Noske F. R. Don Giovanni: Musical Affinities and Dramatic Structure // Studia Musicologica Academiae Scientiarum Hungaricae. 1970, vol. 12, Fasc. ¼. P. 167–203.

Original article

“This is Also Familiar to Me...”:
Explicit and Hidden Meanings of Table Music
in the Second Act Finale of “Don Giovanni” by W. A. Mozart

Author: Andrei V. Denisov

Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, St. Petersburg, Russia, denisow_andrei@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3344-8023

Abstract

The article examines three quotes in the finale of the second act of “Don Giovanni” by W. A. Mozart. This scene rarely attracted the attention of researchers. At the same time, Mozart's interpretation of the table scene, both in general and in individual details, turns out to be very unusual. A potpourri based on borrowed music in XVIIIth-century opera is an extraordinary phenomenon. It is shown that all three quotations represent semantic comments not only on what is currently happening on the stage, but also on the stage situations that took place in the opera earlier, as well as on what will happen in it soon. It  is suggested that this scene of the finale is a functional analogue of the “performance in a performance” presented in some operas of the XVIIIth century (for example, in “Axur” by A. Salieri). In addition, the table scene of the second act finale is a compositional parallel to the scene of the first act finale, representing a quodlibet of three dances — in both cases, the festive and feasting images of life and love jubilation are suddenly interrupted, reminding the soon coming retribution to the main hero. Such a complex organization with various semantic references and parallels, unique for the opera buffa genre, again testifies to the versatility in its interpretation by Mozart.

Keywords: W. A. Mozart, “Don Giovanni”, quotation, table music, potpourri, interplot parallel

For citation: Denisov A. V. “This is Also Familiar to Me...”: Explicit and Hidden Meanings of Table Music in the Second Act Finale of “Don Giovanni” by W. A. Mozart. Opera musicologica. 2023. Vol. 15, no. 1. Р. 20–31. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.1.002.

The article was submitted 09.01.2023; approved after reviewing 11.01.2023; accepted for publication 15.02.2023; published: 27.03.2023.

References

[1] Abert, German (1990). W. A. Mozart [Wolfgang Amadeus Mozart]. Part 2. Book 2, translation from the German, commentary by Konstantin K. Sakva. Moscow: Muzyka, 560 р. (in Russian).

[2] Gasparov, Boris M. (1977). “Ty, Mozart, nedostoin sam sebya” [“You, Mozart, are not worthy of yourself ”]. In Vremennik Pushkinskoy komissii [Temporary of Pushkin Commission]. AN SSSR. OLYa. Pushkin. komis. 1974. Leningrad: Nauka, рр. 115– 122 (in Russian).

[3] Larosh, German A. (1976). “ ‘Don Giovanni’ W. A. Mozarta” [“ ‘Don Giovanni’ by W. A. Mozart”]. In German A. Larosh, Izbrannye stat’i [Selected papers]: in. 5 iss. Iss. 3, compilation, general version, introductory article, comments by Abram A. Gozenpud. Leningrad: Muzyka, рр. 92–96 (in Russian).

[4] Lutsker, Pavel V.; Susidko, Irina P. (2008). Mozart i ego vremya [Mozart and his time]. Moscow: Klassika – XXI, 624 р. (in Russian).

[5] Mozart, Wolfgang Amadeus (2006). Polnoe sobranie pisem [Complete collection of letters], translation into Russian by Irina S. Alekseeva, Albina V. Boyarkina, Svetlana A. Kokoshkina, Valery M. Kislov. Moscow: Mezhdunarodnye otnosheniya, 536 р. (in Russian).

[6] Nazaykinskiy, Evgeniy M. (2003). Stil’ i zhanr v muzyke [Style and genre in music]. Moscow: Gumanitarnyy izdatel’skiy tsentr “Vlados”, 248 р. (in Russian).

[7] Pospelova, Anastasia F. (2012). “Opera ‘Il dissoluto punito, ossia Don Giovanni Tenorio’ Ramona Karnisera: k istorii ispanskogo muzykal’nogo teatra pervoy treti XIX veka” [“Opera ‘Il dissoluto punito, ossia Don Giovanni Tenorio’ by Ramon Carnicer: on the history of Spanish musical theater in the first third of the 19th century”]. In Iskusstvo muzyki: teoriya i istoriya [Art of Music: Theory and History]. 2012. No 4, рр. 65–79 (in Russian).

[8] Serov, Aleksandеr N. (1984a). “Mozartov ‘Don Giovanni’ i ego panegiristy: Stat’ya vtoraya” [“Mozart’s ‘Don Giovanni’ and his Panegyrists: Paper Two”]. In Aleksandеr N. Serov, Stat’i o muzyke [Papers about music]: in 7 iss. Iss. 1: 1847–1853, compilation and comments by Viktor V. Protopopov. Moscow: Muzyka, рр. 316–357 (in Russian).

[9] Serov, Aleksander N. (1984b). “Mozartov ‘Don Giovanni’ i ego panegiristy: Stat’ya tret’ya i poslednyaya” [“Mozart’s ‘Don Giovanni’ and his Panegyrists: Paper Three and last”]. In Aleksandеr N. Serov, Stat’i o muzyke [Papers about music]: in 7 iss. Iss. 1: 1847–1853, compilation and comments by Viktor V. Protopopov. Moscow: Muzyka, рр. 357–385 (in Russian).

[10] Krehbiel, Henry E. (1916). A book of operas their histories their plots and their music. New York The Macmillan Company, Xvi, 345 p.

[11] Noske, Fritz R. (1970). “ ‘Don Giovanni’: Musical Affinities and Dramatic Structure”. In Studia Musicologica Academiae Scientiarum Hungaricae. 1970, vol. 12, fasc. ¼, pp. 167– 203.

The article was submitted 09.01.2023; approved after reviewing 11.01.2023; accepted for publication 15.02.2023; published: 27.03.2023.