Двенадцать прелюдий для фортепиано Галины Уствольской: цикл или контрастно-составная композиция?

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.1.005

Двенадцать прелюдий для фортепиано Галины Уствольской:
цикл или контрастно-составная композиция?

Скачать pdf  .

Автор: Лидия Сигитасовна Белюнайте

Санкт-Петербургская консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Россия, belyunayte@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2438-5385

Аннотация

Статья посвящена Двенадцати прелюдиям для фортепиано Галины Ивановны Уствольской (1953). Данное сочинение представляет собой уникальный пример фортепианного цикла, драматургия которого характерна скорее для контрастносоставной формы. В ее основе — развитие единого интонационного комплекса, наличие централизованной ладовой организации и единого метода работы с тематическим материалом. Сущность данного метода — соединение тематических элементов в различных комбинациях по горизонтали и вертикали. Наиболее ярко воплощаясь в Первой прелюдии, он определяет логику развертывания в последующих частях цикла. В статье приведен подробный анализ сочинения, призванный аргументировать точку зрения автора.

Ключевые слова: прелюдия, цикл, Галина Уствольская, комбинаторика, «зонная» диатоника

Для цитирования: Белюнайте Л. С. Двенадцать прелюдий для фортепиано Галины Уствольской: цикл или контрастно-составная композиция? // Opera musicologica. 2023. Т. 15. № 1. С. 90–107. https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.1.005.

Статья поступила в редакцию: 15.12.2022; одобрена после рецензирования: ??.01.2023; принята к публикации: 15.02.2023; опубликована: 27.03.2023.

Список источников

[1] Барсова 2010 — Барсова И. А. Симфонии Густава Малера. Издание второе, уточненное, исправленное. Санкт-Петербург: Издательство имени Н. И. Новикова, 2010. 584 с.

[2] Гладкова 1999 — Гладкова О. И. Галина Уствольская. Музыка как наваждение. Санкт-Петербург: Музыка, 1999. 168 с.

[3] Протопопов 1983 — Протопопов В. В. Контрастно-составные музыкальные формы // Избранные исследования и статьи / сост. Н. Н. Соколов. Москва: Советский композитор, 1983. С. 168–175.

[4] Ручьевская, Кузьмина 2011 — Ручьевская Е. А., Кузьмина Н. И. Цикл как жанр и форма // Ручьевская Е. А. Работы разных лет: Сб. статей: Т. 1. Статьи. Заметки. Воспоминания / отв. ред. В. В. Горячих. Санкт-Петербург: Композитор • Санкт-Петербург, 2011. С. 456–486.

[5] Суслин 1996 — Суслин В. Музыка духовной независимости: Галина Уствольская // Музыка из бывшего СССР: Сборник статей. Вып. 2 / ред.-сост. В. Ценова. Москва: Композитор, 1996. С. 141–156.

Original article

Galina Ustvolskaya’s Twelve Preludes for Piano:
ycle or Contrasting-Composite Form?

Author: Lidiya S. Belyunayte

Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, St. Petersburg, Russia, belyunayte@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2438-5385

Abstract

This article is devoted to Galina Ustvolskaya’s Twelve Preludes for Piano (1953). This work is a unique example of a piano cycle whose dramaturgy is more characteristic of the contrasting-composite form. This dramaturgy is based on development of a single intonation complex. Arguments in favor of the contrasting-composite form are also the centralized harmony organization, which is not typical for the cyclical form, and the uniform method of working with thematic material. This method may be defined as combinatorics. It implies diverse combinations of thematic elements, both horizontal and vertical. Being implemented most vividly in the First Prelude, it determines the logic of development in the subsequent parts of the cycle. This article provides examples of the sheet music to illustrate the author's point of view.

Keywords: Prelude, cycle, Galina Ustvolskaya, combinatorics, “zone” diatonic

For citation: Belyunayte L. S. Galina Ustvolskaya’s Twelve Preludes for Piano: Cycle or Contrasting Composition? Opera musicologica. 2023. Vol. 15, no. 1. Р. 90–107. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.1.005.

he article was submitted 15.12.2022; approved after reviewing ??.02.2023; accepted for publication 15.02.2023; published: 27.03.2023.

References

[1] Barsova, Inna A. (2010). Simfonii Gustava Malera [Gustav Mahler’s symphonies]. St. Petersburg: Izdatel’stvo imeni N. I. Novikova, 584 p. (in Russian).

[2] Gladkova, Olga I. (1999). Galina Ustvolskaya. Muzyka kak navazhdenie [Galina Ustvolskaya. Music as an obsession]. St. Petersburg: Muzyka, 168 p. (in Russian).

[3] Protopopov, Vladimir V. (1983). “Kontrastno-sostavnye muzykal’nye formy” [“Contrasting musical forms”] In Izbrannye issledovaniya i stat’i [Selected studies and works], compiler N. N. Sokolov. Moscow: Sovetskiy kompozitor, pp. 168–175 (in Russian).

[4] Ruchievskaya, Ekaterina A., Kuzmina, Nataliya I. (2011). “Tsikl kak zhanr i forma” [“The cycle as a genre and form”]. In Ekaterina A. Ruchievskaya, Raboty raznykh let [Works from different years]: Collection of works. Vol. 1. Vladimir V. Goryachikh, executive editor. St. Petersburg: Kompozitor • Sankt-Peterburg, pp. 456–486 (in Russian).

[5] Suslin, Viktor E. (1996). “Muzyka dukhovnoy nezavisimosti: Galina Ustvolskaya” [“Music of spiritual independence: Galina Ustvolskaya”]. In Muzyka iz byvshego SSSR [Music from the former Soviet Union]: Collection of works. Iss. 2, complied & edited by Valeriya Tsenova. Moscow: Kompozitor, pp. 141–156 (in Russian).