Действо о Страшном суде в сакральном пространстве Успенского собора Московского Кремля

Изображение

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.2.003

Действо о Страшном суде
в сакральном пространстве Успенского собора Московского Кремля

Скачать pdf  .

Автор: Анна Николаевна Гаевская

Санкт-Петербургская консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Россия, ganna17@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-3720-5857

Аннотация

В работе рассматривается одна из ярких социосимволических практик, значимых для религиозной и политической жизни Москвы XVII века, — литургическое Действо о Страшном суде, совершавшееся в пространстве Успенского собора Московского Кремля в Неделю мясопустную. В этот исторический период Действо о Страшном суде явилось максимально полным воплощением эсхатологической тематики в литургической жизни столицы. Этапы формирования Действа, появившегося в Новгороде на волне эсхатологических ожиданий в преддверии 1492 года, отражены в соборных Чиновниках XVI–XVII вв. Автор статьи исследует чинопоследование в сакральном пространстве Успенского собора как перформативную икону, доказывая, что решающее значение в процессе формировании единого иеротопического контекста Действа принадлежит песнопениям чина и их связи с фреской «Страшный суд», располагающейся на западной стене храма. В работе освещены драматургические принципы, объединяющие основные компоненты перформативной иконы: фреску и икону, ритуал, песнопения чина. Как показывает анализ, музыкальная драматургия Действа о Страшном суде играет решающую роль в создании пространственного образа, именно в песнопениях ярко и эмоционально раскрывается его эсхатологическая, панегирическая и доксологическая семантика.

Ключевые слова: действо о Страшном суде, иконография Страшного суда, иеротопия, Успенский собор Московского Кремля, знаменный роспев

Для цитирования: Гаевская А. Н. Действо о Страшном суде в сакральном пространстве Успенского собора Московского Кремля // Opera musicologica. 2023. Т. 15. № 2. С. 40–71. https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.2.003.

Статья поступила в редакцию: 30.01.2023; одобрена после рецензирования: 27.02.2023; принята к публикации: 10.04.2023; опубликована: 11.05.2023.

Список источников

[1] Антонова, Мнева 1963 — Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII вв. Опыт историко-художественной классификации: [в 2 т.] / Гос. Третьяковская галерея. Т. I. Москва: Искусство, 1963. 394 с.

[2] Голубцов 1899 — Чиновник Новгородского Софийского собора / предисл. и указ. сост. А. П. Голубцов. Москва: Унив. тип., 1899. 270 с.

[3] Голубцов 1908 — Голубцов А. П. Чиновники Московского Успенского собора и выходы патриарха Никона / с предисл. и указ. проф. А. П. Голубцова. Москва: Синод. тип., 1908. 312 с.

[4] Ефрем 1993 — Ефрем Сирин. Творения: в 8 т. Т. 2. Москва: Отчий дом, 1993. 430 с.

[5] Лидов 2006 — Лидов А. М. Пространственные иконы. Чудотворное действо с  Одигитрией Константинопольской. // Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси. Москва: Индрик, 2006. С. 325–348.

[6] Никольский 1885 — Никольский К. Т. О службах Русской Церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах. Санкт-Петербург: Тип. т-ва «Общественная Польза», 1885. 411 с.

[7] Осташенко 1998 — Осташенко Е. Я. Икона «Страшный суд» из Успенского собора Московского Кремля и проблемы стиля последних десятилетий XIV в. // Древнерусское искусство. Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV–XV вв.: сборник статей / отв. ред. Г. В. Попов. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 1998. С. 246–270.

[8] Павел Алеппский 1898 — Павел Алеппский. Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским (по рукописи Московского главного архива М-ва иностранных дел). / пер. с араб. Г. Муркоса. Вып. 3. Кн. 7. Москва: Общество истории и древностей российских при Московском ун-те, 1898. 207 с.

[9] Сазонова 2016 — Сазонова Н. И. Действо о Страшном суде в православном богослужении России в XVIII в.: к проблеме типологических характеристик богослужебного // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2016. Вып. 4 (10). С. 53–65.

[10] Трубецкой 1916 — Трубецкой Е. Н. Два мира в древнерусской иконописи. Москва: Путь, 1916. 32 с.

[11] Флайер 2011 — Флайер М. Образ государя в московском обряде Вербного Воскресенья // Пространственные иконы. Перфомативное в Византии и Древней Руси: сб. ст. / ред.-сост. А. М. Лидов. Москва: Индрик, 2011. С. 534–562.

Original article

Act on the Last Judgment
in the Sacred Space of the Assumption Cathedral of the Moscow Kremlin

Author: Anna N. Gaevskaya

Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, St. Petersburg, Russia, 
ganna17@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-3720-5857

Abstract

The work considers one of the brightest socio-symbolic practices of importance for the religious and political life of Moscow in the 17th century – the liturgical Act on the Last Judgment, which took place in the Assumption Cathedral of the Moscow Kremlin on Meatfare Week. During this historical period, the Act of the Last Judgment was the full embodiment of the eschatological theme in the liturgical life of the capital. The service had appeared in Novgorod at the end of the 15th — beginning of the 16th centuries on the wave of  eschatological expectations on the eve of 1492. The author of the article includes the chanting of rites in the sacred space of the Assumption Cathedral as a performative icon, proving their crucial role in the process of the natural hierotopic context of Actions and their connection with the Last Judgment icon of the 14th century and the fresco with the same plot, located on the western wall of the cathedral. The work elucidates the dramaturgical principles that unite the main components of the performative icon into a single whole: fresco and icon, ritual, chants of the rank. According to the analysis, the musical dramaturgy of the Act of the Last Judgment plays a decisive role in revealing the violation of the way of life.

Keywords: The Play of the Judgment Day, iconography of the Judgment Day, hierotopy, the Assumption Cathedral of the Moscow Kremlin, znamenny chant

For citation: Gaevskaya A. N. Act on the Last Judgment in the Sacred Space of the Assumption Cathedral of the Moscow Kremlin. Opera musicologica. 2023. Vol. 15, no. 2. Р. 40–71. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.2.003.

he article was submitted 30.01.2023; approved after reviewing 27.02.2023; accepted for publication 10.04.2023; published: 11.05.2023.

References

[1] Antonova, Valentina I., Mneva, Nadezhda E. (1963). Katalog drevnerusskoy zhivopisi XI — nachala XVIII vv. Opyt istoriko-khudozhestvennoy klassifikatsii [Catalogue of ancient Russian painting of the XI — early XVIII centuries. The experience of historical and artistic classification]: [in 2 volumes] / State Tretyakov Gallery. Vol. I. Moscow : Iskusstvo, 394 p. (in Russian).

[2] Golubtsov, Alexander P. (1899). Chinovnik Novgorodskogo Sofiyskogo sobora he Official of the Novgorod St. Sophia Cathedral], preface and index by Alexander P. Golubtsov. Moscow: Univ. tip., 270 p. (in Russian).

[3] Golubtsov, Alexander P. (1908). Chinovniki Moskovskogo Uspenskogo sobora i vykhody patriarkha Nikona [Officials of the Moscow Assumption Cathedral and the exits of Patriarch Nikon], with preface and index by professor Alexander P. Golubtsov. Moscow: Synod. tip., 312 p. (in Russian).

[4] Efrem, Sirin (1993). Tvoreniya [Creations]: in 8 vol. Vol. 2. Moscow: Otchiy dom, 430 p. (in Russian).

[5] Lidov, Alexey M. (2006). “Prostranstvennye ikony. Chudotvornoe deystvo s Odigitriey Konstantinopol’skoy” [“Spatial icons. Miraculous action with the Hodigitria of Constantinople”]. In Ierotopiya. Sozdanie sakral’nykh prostranstv v Vizantii i Drevney Rusi [Hierotopia. Creation of sacred spaces in Byzantium and Ancient Russia]. Moscow: Indrik, pp. 325–348 (in Russian).

[6] Nikolsky, Konsyantin T. (1885). O sluzhbakh Russkoy Tserkvi, byvshikh v prezhnikh pechatnykh bogosluzhebnykh knigakh [About the services of the Russian Church, which were in the previous printed liturgical books]. St. Petersburg: Tip. t-va “Obshchestvennaya рol’za”, 411 p. (in Russian).

[7] Ostashenko, Elena Ya. (1998). “Ikona ‘Strashnyy sud’ iz Uspenskogo sobora Moskovskogo Kremlya i problemy stilya poslednikh desyatiletiy XIV v.” [“The icon ‘The Last Judgment’ from the Assumption Cathedral of the Moscow Kremlin and the problems of style of the last decades of the XIV century”]. In Drevnerusskoe iskusstvo. Sergiy Radonezhskiy i khudozhestvennaya kul’tura Moskvy XIV–XV vv. [Old Russian Art. Sergius of Radonezh and the artistic culture of Moscow of the XIV–XV centuries]: collection of articles, ed. by Georgiy V. Popov. St. Petersburg: Dmitry Bulanin, pp. 246–270 (in Russian).

[8] Paul of Aleppo (1898). Puteshestvie Antiokhiyskogo Patriarkha Makariya v Rossiyu v polovine XVII veka, opisannoe ego synom, arkhidiakonom Pavlom Aleppskim (po rukopisi Moskovskogo glavnogo arkhiva M-va inostrannykh del) [The journey of Patriarch Macarius of Antioch to Russia in the half of the XVII century, described by his son, Archdeacon Paul of Aleppo (according to the manuscript of the Moscow Main Archive of the Ministry of Foreign Affairs)], trans. from the Arabian by Grigory A. Murkosa. Issue 3. Book 7. Moscow: Obshchestvo istorii i drevnostey rossiyskikh pri Moskovskom un-te, 207 p. (in Russian).

[9] Sazonova, Nataliya I. (2016) “Deystvo o Strashnom sude v pravoslavnom bogosluzhenii Rossii v XVIII v.: k probleme tipologicheskikh kharakteristik” [“Thew Action about the Last Judgment in the Orthodox Divine Liturgy in Russia in the 18th century: to the problem of typological characteristics of the liturgical”]. In ΠΡΑΞΗΜΑ. Problemy vizual'noy semiotiki: nauchnyy zhurnal [ΠΡΑΞΗΜΑ. Journal of visual semiotics: scientific journal], vol. 4, no. 10 (2016), pp. 53–65 (in Russian).

[10] Trubetskoy, Evgeny N. (1916). Dva mira v drevnerusskoy ikonopisi [Two worlds in ancient Russian iconography]. Moscow: Put’, 32 p. (in Russian).

[11] Flyer, Mayers. (2011). “Obraz gosudarya v moskovskom obryade Verbnogo Voskresen’ya” [“The image of the sovereign in the Moscow rite of Palm Sunday”]. In Prostranstvennye ikony. Performativnoe v Vizantii i Drevney Rusi [Spatial icons. Perfomative in Byzantium and Ancient Russia]: сollection of аrticles, editor-compiler Alexey M. Lidov. Moscow: Indrik, pp. 534–562 (in Russian).