Денатурированная мифология и художественное «амбигю»: «Перепела в саркофаге» Сальваторе Шаррино

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.1.003

Денатурированная мифология и художественное «амбигю»:
«Перепела в саркофаге» Сальваторе Шаррино

Скачать pdf  .

Автор: Анна Гурьевна Чупова

Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова, Петрозаводск, Россия, schuvalova.anna2011@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002- 7891-2320

Аннотация

«Перепела в саркофаге» (1979) — одна из ранних театральных работ Сальваторе Шаррино, написанная по заказу Венецианского музыкального биеннале. Предметом статьи является поэтика оперы, а также механизмы деформирования образа реальности, лежащие в основе мифов массовой культуры ХХ века и ставшие одной из композиторских стратегий, позволяющих выявить основную тему «Перепелов»  — непрочность и переменчивость восприятия. Мифология, изъеденная потреблением, или, как ее называет Шаррино, «денатурированная мифология» нашла отражение в сложной интертекстуальной структуре либретто, которое включает в себя фрагменты литературных произведений и пьес, мемуаров и документальной хроники, философско-эстетических и научных эссе, поэзии и текстов эстрадных шлягеров 1920–40-х годов. Контаминация несовместимых компонентов («художественное „амбигю“») становится руководящим драматургическим принципом, проникающим на вербальный, визуальный и музыкально-стилевой уровни сценического синтеза оперы. В фокусе внимания автора также оказываются: воплощение трех сквозных образов-архетипов (Сирены, Идеальные Голоса и Платье), определяющих шарриновскую концепцию денатурированной мифологии; рассмотрение музыкально-драматургических и композиционных закономерностей «Перепелов», в основе которых лежат повторяющиеся «мифические схемы»; характеристика принципов структурирования и взаимодействия семантических слоев оперы, пения и разговорного диалога; изучение механизмов включения и стратегий искажения заимствованного материала из классической музыки, американских джазовых стандартов и европейских шлягеров первой половины ХХ века.

Ключевые слова: Сальваторе Шаррино, «Перепела в саркофаге», Джорджо Марини, оперный театр ХХ века, мифология, сирена, голос, джазовый стандарт, эстрадный шлягер, стратегии искажения

Для цитирования: Чупова А. Г. Денатурированная мифология и художественное «амбигю»: «Перепела в саркофаге» Сальваторе Шаррино // Opera musicologica. 2023. Т. 15. № 1. С. 32–65. https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.1.003.

Статья поступила в редакцию: 06.01.2022; одобрена после рецензирования: 04.02.2023; принята к публикации: 15.02.2023; опубликована: 27.03.2023.

Список источников

[1] Барт 2008 — Барт Р. Мифологии / пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С. Зенкина. Москва: Академический Проект, 2008. 352 с.

[2] Булгакова 2015 — Булгакова О. Голос как культурный феномен. Москва: Новое литературное обозрение, 2015. 568 с.

[3] Паван 2012 — Паван Ж. Марлен Дитрих / пер. с фр. Е. В. Пурыжинской. Москва: Молодая гвардия, 2012. 256 c. Электронная копия: Rrulit.me, 2011–2023. URL: https://www.rulit.me/books/marlen-ditrih-download-279914.html (дата обращения: 01.08.2022).

[4] Павловская 2014 — Павловская А. В. Человек и еда: к истории зарождения традиций питания // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. № 2. Электронная копия: Открытая наука, ?–2023. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chelovek-i-eda-k-istorii-zarozhdeniya-traditsiy-pitaniya (дата обращения: 24.07.2022).

[5] Bunch 2016 — Bunch J. D. A polyphony of the mind: intertextuality in the music of Salvatore Sciarrino: Dissertation. Urbana, Illinois, 2016. 509 p.

[6] Sciarrino 1980 — Sciarrino S. Cailles en sarcophage: Partitura. Milano: Ricordi, 1980. 368 p.

[7] Sciarrino 1998 — Sciarrino S. Le Figure della Musica da Beethoven a Oggi. Milano: Ricordi, 1998. 148 p.

[8] Terranova 2015 — Terranova D. Il mito nella drammaturgia sonora del teatro musicale contemporaneo. (Analisi comparata di tre casi: Cailles en sarcophages di Salvatore Sciarrino, Medea di Adriano Guarnieri, Antigone di Ivan Fedele). Tesi di dottorato di ricerca. Università degli Studi di Udine, 2015. 233 p.

[9] Vinay 2002 — Vinay G. La costruzione dell’arca invisibile. Intervista a Salva-tore Sciarrano sul teatro musicale e la drammaturgia // Omaggio a Salvatore Sciarrino (Torino, Settembre Musica XXV edizione, 3–7 settembre 2002), a cura di Enzo Restagno. Torino, Settembre Musica, 2002. P. 49–65.

[10] Vinay 2010 — Vinay G. Immagini Gesti Parole Suoni Silenzi: drammaturgia delle opera vocali e teatrali di Salvatore Sciarrino. Milano: Ricordi – Accademia di Santa Cecilia, 2010. 282 p.

Статья поступила в редакцию: 06.01.2022; одобрена после рецензирования: 04.02.2023; принята к публикации: 15.02.2023; опубликована: 27.03.2023.

Original article

Denatured Mythology and Artistic “Ambigu”:
“Cailles en Sarcophage” by Salvatore Sciarrino

Author: Anna G. Chupova

Petrozavodsk State Glazunov Conservatory, Petrozavodsk, Russia, schuvalova. anna2011@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002- 7891-2320

Abstract

Cailles en sarcophage (1979) is one of Salvatore Sciarrino’s early theatrical works, commissioned by the Venice Music Biennale. The subject of the article is the poetics of the opera, as well as the mechanisms of deformation of the image of reality, which underlie the myths of mass culture of the 20th century and have become one of the composer’s strategies that make it possible to identify the main theme of Cailles — fragility and variability of perception. Mythology distorted by consumption, or, as Sciarrino calls it, “denatured mythology” reveals itself in the complex intertextual structure of the libretto, which includes fragments of literary works and plays, memoirs and documentary chronicles, philosophical, aesthetic and scientific essays, poetry and texts of pop hits of the 1920–1940s. Contamination of incompatible components (the “artistic ambigu”) becomes a guiding dramaturgical principle that penetrates the verbal, visual and musical-stylistic levels of the stage synthesis of the opera. The author’s attention is also focused on: the embodiment of three end-to-end archetype images (Sirens, Ideal Voices and Dress), defining Sciarrino’s concept of denatured mythology; consideration of the musical, dramatic and compositional features of Cailles, which are based on repetitive “mythical schemes”; characteristics of the principles of structuring and interaction of semantic layers of opera, singing and conversational dialogue; study of the inclusion mechanisms and strategies for distorting citations from classical music, American jazz standards and European hits of the first half of the 20th century.

Keywords: Salvatore Sciarrino, “Cailles en sarcophage”, Giorgio Marini, 20th century opera, mythology, siren, voice, jazz standard, pop hit, distortion strategies

For citation: Chupova A. G. Denatured Mythology and Artistic “Ambigu”: “Cailles en Sarcophage” by Salvatore Sciarrino. Opera musicologica. 2023. Vol. 15, no. 1. Р. 32–65. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.1.003.

The article was submitted 06.01.2022; approved after reviewing 04.02.2023; accepted for publication 15.02.2023; published: 27.03.2023.

References

[1] Barthes, Roland (2008). Mifologii [Mythologies], translation from French, in-troductory article and comments by Sergey Zenkin. Moscow: Akademicheskiy Proekt, 2008. 352 p. (in Russian).

[2] Bulgakova, Oksana (2015). Golos kak kul'turnyy fenomen [Voice as a cultural phenomenon]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2015. 568 p. (in Russian).

[3] Pavan, Jean (2012). Marlene Dietrich, translated from French by Yekaterina V. Puryzhinskaya. Moscow: Molodaya gvardiya, 2012. 256 p. URL: https://www.rulit.me/books/marlen-ditrih-download-279914.html (accessed: 01.08.2022) (in Russian).

[4] Pavlovskaya, Anna V. (2014). Chelovek i eda: k istorii zarozhdeniya traditsiy pitaniya [Man and food: on the history of the origin of food traditions] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 19. Lingvistika i mezhkul’turnaya kommunikaciya. 2014. No. 2. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/chelovek-i-eda-k-istorii-zarozhdeniya-traditsiy-pitaniya  (accessed: 24.07.2022) (in Russian).

[5] Bunch, James Dennis (2016). A polyphony of the mind: intertextuality in the music of Salvatore Sciarrino: Dissertation. Urbana, Illinois, 2016. 509 p.

[6] Sciarrino, Salvatore (1980). Cailles en sarcophage: Partitura. Milano: Ricordi, 1980. 368 p.

[7] Sciarrino, Salvatore (1998). Le Figure della Musica da Beethoven a Oggi. Milano: Ricordi, 1998. 148 p. 

[8] Terranova, Daniela (2015). Il mito nella drammaturgia sonora del teatro musicale contemporaneo. (Analisi comparata di tre casi: Cailles en sarcophages di Salvatore Sciarrino, Medea di Adriano Guarnieri, Antigone di Ivan Fedele): Tesi di dottorato di ricerca. Università degli Studi di Udine, 2015. 233 p. 

[9] Vinay, Gianfranco (2010). Immagini Gesti Parole Suoni Silenzi: drammaturgia delle opera vocali e teatrali di Salvatore Sciarrino. Milano: Ricordi – Accademia di Santa Cecilia, 2010. 282 p.

[10] Vinay, Gianfranco (2002). “La costruzione dell’arca invisibile. Intervista a Salvatore Sciarrano sul teatro musicale e la drammaturgia”. In Omaggio a Salvatore Sciarrino (Torino, Settembre Musica XXV edizione, 3–7 settembre 2002), a cura di Enzo Restagno. Torino, Settembre Musica, 2002. P. 49–65. 

The article was submitted 06.01.2022; approved after reviewing 04.02.2023; accepted for publication 15.02.2023; published: 27.03.2023.