Итоги социально значимого проекта «Традиция в движении»

С 02.07.21 по 28.02.23

Подведены итоги социально значимого проекта № 21-2-010708 «Традиция в движении», реализованного с 02.07.2021 по 28.02.2023 с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества (грантовое направление — «Поддержка проектов в области науки, образования, просвещения»; тематика грантового направления — «Апробация и развитие инновационных образовательных подходов и практик»; грантодатель — Фонд президентских грантов):

1) в рамках фольклорно-этнографических экспедиций Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова в Архангельской, Костромской, Нижегородской областях проведены 2 полевые лаборатории для студентов, направленные на изучение современного состояния народной культуры регионов и ознакомление с традиционными формами хореографии;

2) при непосредственном участии студентов и сотрудников Санкт-Петербургской консерватории, слушателей и волонтеров проекта проведено 26 мероприятий, связанных с выполнением заявленных событий проекта:

  • 3 фестиваля (в Новгороде, Санкт-Петербурге, Череповце);
  • 2 конференции (в Санкт-Петербурге);
  • 15 семинаров (в Вологодской области, Новгороде, Санкт-Петербурге);
  • 6 мастер-классов (в Вологодской области, Новгороде, Санкт-Петербурге);

3) подготовлено и опубликовано 5 изданий с экспедиционными фольклорно-этнографическими материалами в записях 1932–2011 годов из специализированных фондов образовательных организаций (включая фонд Фольклорно-этнографического центра имени А. М. Мехнецова Санкт-Петербургской консерватории), из фонограммархивов и фондов институтов Российской академии наук, из фондов учреждений культуры и личных коллекций собирателей, а также с реконструкциями традиционных хореографических форм:

  • «За Устьей за рекой». Хороводные, плясовые песни, наигрыши и частушки Устьянского и Вельского районов Архангельской области   / сост. К. А. Мехнецова. – Санкт-Петербург, 2022. – 1 диск (DVD), буклет;
  • Музыкально-хореографический фольклор Псковской области / сост. А. В. Полякова. – Санкт-Петербург, 2022. – 1 диск (DVD), буклет;
  • Антонова Е. В., Крылова М. Д., Крылов К. А. Народная традиционная хореография в общеобразовательной школе: учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург, 2022. – Вып. 1. 132 с.: нот., приложение (4 DVD);
  • Хоровод, пляска, игра. Из опыта фольклорных коллективов Вологодской области: хрестоматия по традиционной народной хореографии / сост. С. Р. Кулева. – Вологда, 2022. – 204 с.: нот., приложение (1 DVD);
  • Традиционная хореография и народные игры Западного побережья Белого моря: [научное издание] / сост. Г. В. Емельянова, Ю. И. Марченко, Е. В. Самойлова; отв. ред. С. В. Подрезова; ред. Е. А. Пархомова, Е. И. Якубовская. – Санкт-Петербург, 2023. – 544 с.; нот.; илл.;

4) представлено 7 презентаций печатных и электронных (DVD) изданий,  опубликованных в рамках проекта, и основных результатов проекта  (в Вологде, Новгороде, Перми, Санкт-Петербурге, Череповце).

Авторами, составителями, редакторами и рецензентами изданий, участниками полевых лабораторий (экспедиций), организаторами мероприятий проекта стали представители научно-исследовательских учреждений Российской академии наук, преподаватели и сотрудники образовательных организаций высшего образования, специалисты домов народного творчества и других учреждений культуры и образования, имеющие большой стаж работы и, многие из них, ученую степень кандидата искусствоведения, что способствовало реализации проекта на высоком профессиональном уровне.

Все мероприятия проекта проходили в очном формате, некоторые — с онлайн-трансляциями на Интернет-сайтах и в социальных сетях; подготовленные в рамках проекта издания распространены на материальных носителях и в электронных форматах в разные регионы России, чем привлечено внимание молодых исследователей и специалистов-практиков (хореографов, руководителей фольклорных коллективов и спортивных секций), заинтересованных в сохранении и изучении традиционной народной хореографии, а также широкой общественности.

Во время Полевых лабораторий в вышеуказанных регионах активно решались вопросы межпоколенных связей по воссозданию и восприятию традиций народной музыкальной хореографической культуры от старшего поколения к детям. Весь процесс работы фиксировался на аудио-, видеотехнику, что позволит в дальнейшем использовать зафиксированные материалы в образовательной и культурно-просветительской деятельности учреждений культуры, что крайне важно с точки зрения социальной значимости проекта и перспектив его продолжения.

По итогам проведения мероприятий и распространения изданий проекта вовлеченными в изучение и сохранение форм традиционной хореографии, народных игр, практик этноспорта стали более 170000 специалистов, педагогов, студентов, подростков, детей.