Научная статья
doi: https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.3.002
Балет «Двенадцать». Рождение несостоявшегося шедевра
Автор: Ольга Николаевна Макарова
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия,
bailaolga@mail.ru, https://orcid.org/0009-0004-2678-7312
Аннотация
В 1960-е балет «Двенадцать» Бориса Тищенко в хореографии Леонида Якобсона был показан в Государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова всего три раза и остался в истории спектаклем, задавленным цензурой, искалеченным принимающими комиссиями. На послепремьерных обсуждениях в адрес постановки звучали восторженные отзывы авторитетных специалистов музыкального театра, а хореограф спустя десять лет после премьеры называл «Двенадцать» в числе очень немногих любимых своих балетов. Этапы работы над спектаклем нашли отражение в записках Якобсона, сохранившихся в его архиве и демонстрирующих, как менялся сценарий, из каких истоков складывались образы персонажей. Драматичную историю рождения не вполне реализованного замысла иллюстрируют протоколы обсуждений спектакля. Принимающие комиссии настаивали на отказе от христианских мотивов, призывали к революционной монументальности, тогда как якобсоновская трактовка поэмы Блока не предполагала помпезной оды революции. Подверглись критике намерения хореографа вывести на сцену Христа, Ленина, провести параллели между страданиями убившего Катьку Петрухи и страданиями Иисуса, представить обобщенные картины зла, которое героям предстоит преодолеть и оставить в старом мире. Якобсону пришлось отказаться и от задуманного финала, созвучного блоковской неоднозначности поэмы. Однако, несмотря на исполненный компромиссный вариант, спектакль заслужил одобрение чутких современников.
Ключевые слова: балет «Двенадцать», Борис Тищенко, Леонид Якобсон, обсуждение спектакля, поэма Александра Блока
Для цитирования: Макарова О. Н. Балет «Двенадцать». Рождение несостоявшегося шедевра // Opera musicologica. 2023. Т. 15. № 3. С. 28–41. https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.3.002.
Статья поступила в редакцию: 25.02.2023; одобрена после рецензирования: 28.02.2023; принята к публикации: 14.08.2023; опубликована: 12.09.2023.
Список источников
[1] Добровольская 1968 — Добровольская Г. Н. Балетмейстер Леонид Якобсон / Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Ленинград: Искусство, 1968. 176 с.
[2] Клюевская 1966 — Клюевская К. Высокая марка академического // Ленинградская правда. 1966, 8 января. С. 3.
[3] Красовская 1967 — Красовская В. М. Статьи о балете. Ленинград: Искусство, 1967. 340 с.
[4] Шостакович 1997 — Письма Дмитрия Дмитриевича Шостаковича Борису Тищенко с комментариями и воспоминаниями адресата. Санкт-Петербург: Композитор • Санкт-Петербург, 1997. 49 с.
[5] Якобсон 1974 — Диалоги. Л. В. Якобсон // Музыка и хореография современного балета: сб. ст. в 4 вып. Вып. 1 / ред. И. В. Голубовский. Ленинград: Музыка, 1974. С. 100–108.
Original article
Ballet "The Twelve". The Birth of a Failed Masterpiece
Author: Olga N. Makarova
Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russia,
bailaolga@mail.ru, https://orcid.org/0009-0004-2678-7312
Abstract
In the 1960s, Boris Tishchenko’s ballet The Twelve choreographed by Leonid Yakobson was shown only three times at the State Academic Opera and Ballet Kirov Theater and remained in history as a performance ruined by censorship, crippled by the commissions. At the post-premiere discussions, the production received enthusiastic reviews from authoritative musical theater experts, and 10 years after the premiere, the choreographer named The Twelve among his very few favorite ballets. The stages of work on the performance were reflected in Yakobson’s notes, preserved in his archive, and showing how the script changed, and how the characters developed. The dramatic story of creation of an incompletely implemented idea is illustrated by the notes of the discussions of the performance. The acceptance panel insisted on rejection of Christian motives, called for revolutionary monumentality, while Jacobson’s interpretation of Blok’s poem did not imply a pompous ode to the revolution. The intentions of the choreographer to bring Christ and Lenin onto the stage, to draw parallels between the sufferings of Petrukha, who killed Kat’ka, and the sufferings of Jesus, to present generalized pictures of the evil that the heroes have to overcome and leave in the old world, were criticized. Yakobson also had to abandon the planned final which was in tune with Blok’s ambiguity of the poem. However, despite the performed compromise version, the performance earned approval of sensitive critics.
Keywords:
For citation: Makarova O. N. Ballet “The Twelve”. The Birth of a Failed Masterpiece. Opera musicologica. 2023. Vol. 15, no. 3. Р. 28–41. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.3.002.
The article was submitted: 25.02.2023; approved after reviewing: 28.02.2023; accepted for publication: 14.08.2023; published: 12.09.2023.
References
[1] Dobrovolskaya, Galina N. (1968). Baletmeyster Leonid Yakobson [Choreographer Leonid Yakobson]. Leningrad: Iskusstvo, 176 р. (in Russian).
[2] Klyuevskaya, K. (1966). “Vysokaya marka akademicheskogo” [“High Brand of Academic”]. In Leningradskaya pravda. 1966, January 8. Р. 3 (in Russian).
[3] Krasovskaya, Vera М. (1967). Stat’i o balete [Articles about ballet]. Leningrad: Iskusstvo, 340 р. (in Russian).
[4] Shostakovich, Dmitri D. (1997). Pis’ma Dmitriya Dmitrievicha Shostakovicha Borisu Tishchenko s kommentariyami i vospominaniyami adresata [Letters from Dmitri Dmitrievich Shostakovich to Boris Tishchenko with Comments and Memoirs of the Addressee]. St. Petersburg: Kompozitor • Sankt-Peterburg, 49 р. (in Russian).
[5] Yakobson, Leonid V. (1974). “Dialogi. L. V. Yakobson” [“Dialogues. Leonid Yakobson”]. In Muzyka i khoreografiya sovremennogo baleta [Music and Choreography of Contemporary Ballet]: Collection of works in 4 iss. Is. 1, editor Ivan V. Golubovsky. Leningrad: Muzyka, рр. 100–108 (in Russian).