Аутентичная храмовая акустика sub specie hierotopiae (по материалам акустического исследования Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря)

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.2.005

Аутентичная храмовая акустика sub specie hierotopiae
(по материалам акустического исследования
Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря)

Скачать pdf  .

Авторы: Марина Сергеевна Егорова, Екатерина Шандоровна Давиденкова-Хмара

Сведения об авторе: Марина Сергеевна Егорова

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Россия,
kibotos@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8324-3259

Сведения об авторе: Екатерина Шандоровна Давиденкова-Хмара

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Россия,
k_davidenkova@mail.ru, https://orcid.org/0009-0006-8739-3098

Аннотация

Статья посвящена проблеме изучения акустических особенностей интерьеров древнерусских храмов в контексте иеротопии как особого вида средневекового творчества. Объектом исследования служит «звуковой ландшафт» Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря, построенного в 1558–1566 гг. по инициативе игумена Филиппа (Колычева), и певческая традиция Соловецкого монастыря по нотированным рукописям XVII века как связанные составляющие единого «иеротопического проекта». На основе полевых исследований, проведенных в аутентичном архитектурном пространстве, авторы анализируют объективные параметры акустического объема и резонансные характеристики храма, реакции «звукового ландшафта» на звучащие литургические песнопения. Психоакустические процессы звукопередачи во время озвучивания храма рассматриваются в связи с выявленными в ходе исследования ключевыми аспектами в семантике архитектурного образа Спасо-Преображенского собора и художественными особенностями песнопений престольного праздника. Авторы приходzт к выводу о том, что особенности «звукового ландшафта» Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря являются важным фактором организации сакрального пространства, служа не только физической средой существования музыкального текста, но и средством смыслопорождения.

Ключевые слова: иеротопия, музыкальная акустика, соловецкая певческая традиция, соловецкий Спасо-Преображенский собор, знаменный роспев

Для цитирования: Егорова М. С., Давиденкова-Хмара Е. Ш. Аутентичная храмовая акустика sub specie hierotopiae (по материалам акустического исследования Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря) // Opera musicologica. 2023. Т. 15. № 2. С. 96–123. https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.2.005.

Статья поступила в редакцию: 15.02.2023; одобрена после рецензирования: 15.03.2023; принята к публикации: 10.04.2023; опубликована: 11.05.2023.

Список источников

[1] Лидов 2006 — Лидов А. М. Иеротопия. Создание сакральных пространств как вид творчества и предмет исторического исследования // Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси / ред.-сост. А. М. Лидов. Москва: Индрик, 2006. С. 9–31.

[2] Мильчик 1980 — Мильчик М. И. Об эволюции образа Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря на иконах и миниатюрах второй половины XVI — начала XVIII века // Мильчик М. И. Древнерусская иконография монастырей, храмов и городов XVI–XVIII веков. Санкт-Петербург: Издательский дом «Коло», 2017. С. 90–98.

[3] История 2004 — История первоклассного ставропигиального Соловецкого монастыря. Москва: Товарищество Север. Мореходства, 2004. 225 с. [Репринтное переиздание книги 1899 года].

[4] Скопин, Щенникова 1982 — Скопин В. В., Щенникова Л. А. Архитектурно-художественный ансамбль Соловецкого монастыря. Москва: Искусство, 1982. 182 с.

Original article

Authentic Temple sub specie Hierotopiae Acoustics
(Based on the Materials of the Acoustic Study
of the Transfiguration Cathedral of the Solovetsky Monastery)

Authors: Marina S. Egorova, Ekaterina Sh. Davidenkova-Khmara

About the Author: Marina S. Egorova

Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, Saint Petersburg, Russia,
kibotos@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8324-3259

About the Author: Ekaterina Sh. Davidenkova-Khmara

Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, Saint Petersburg, Russia,
k_davidenkova@mail.ru, https://orcid.org/0009-0006-8739-3098

Abstract

The article is devoted to the problem of studying the acoustic features of the interiors of ancient Russian churches in the context of hierotopy as a special type of medieval art. The object of the study is the “sound landscape” of the Transfiguration Cathedral of the Solovetsky Monastery, built in 1558–1566 on the initiative of hegumen Philip (Kolychev), and the singing tradition of the Solovetsky Monastery according to notated manuscripts of the17th century as related components of a single “hierotopic project”. Based on field studies conducted in an authentic architectural space, the authors analyze the objective parameters of the acoustic volume and resonant characteristics of the temple, the reactions of the “sound landscape” to sounding liturgical chants. The psychoacoustic processes of sound transmission during the scoring of the temple are considered in connection with the key aspects identified in the semantics of the architectural image of the Transfiguration Cathedral and the artistic features of the patronal feast chants. The authors come to the conclusion that the features of the “sound landscape” of the Transfiguration Cathedral of the Solovetsky Monastery are an important factor in the organization of sacred space.

Keywords: hierotopy, musical acoustics, Solovetsky singing tradition, Solovetsky Transfiguration Cathedral, znamenny chant

For citation: Egorova M. S., Davidenkova-Khmara E. Sh. Authentic Temple sub specie Hierotopiae Acoustics (Based on the Materials of the Acoustic Study of the Transfiguration Cathedral of the Solovetsky Monastery). Opera musicologica. 2023. Vol. 15, no. 2. Р. 96–123. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.2.005.

The article was submitted 15.02.2022; approved after reviewing 15.03.2023; accepted for publication 10.04.2023; published: 11.05.2023.

References

[1] Lidov, Aleksey M. (2006). “Ierotopiya. Sozdanie sakral’nykh prostranstv kak vid tvorchestva i predmet istoricheskogo issledovaniya” [“Hierotopy. The Creation of Sacred Spaces as a Kind of Art and a Subject of Historical Research”]. In Ierotopiya. Sozdanie sacral’nykh prostranstv v Vizantii i Drevney Rusi [Hierotopy. Creation of Sacred Spaces in Byzantium and Medieval Russia], executive editor Aleksey M. Lidov. Moscow: Progress-traditsiya, pp. 9–31 (in Russian).

[2] Milchik, Mikhail I. (2017). “Ob evolyutsii obraza Spaso-Preobrazhenskogo sobora Solovetskogo monastyrya na ikonakh i miniatyurakh vtoroy poloviny XVI — nachala XVIII veka” [“On the evolution of the image of the Transfiguration Cathedral of the Solovetsky Monastery on icons and miniatures of the second half of the 16th — early 18th centuries”]. In Mikhail I. Milchik, Drevnerusskaya ikonografiya monastyrey, khramov i gorodov XVI–XVIII vekov [Old Russian iconography of monasteries, temples and cities of the 16th–18th centuries]. St. Petersburg: Izdatel’skiy dom “Kolo”, pp. 90–98 (in Russian).

[3] _______ (2004). Istoriya pervoklassnogo stavropigial’nogo Solovetskogo monastyrya [The history of the first-class stauropegial Solovetsky monastery]. Moscow: Tovarishchestvo Severnogo Morekhodstva, 225 p. (in Russian).

[4] Skopin, Vladimir V. & Shchennikova, Lyudmila A. (1982). Arkhitekturno-khudozhestvennyy ansambl’ Solovetskogo monastyrya [Architectural and artistic ensemble of the Solovetsky Monastery]. Moscow: Iskusstvo, 182 pp. (in Russian).