Аудиальный жест в литургическом пространстве храма

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.2.009

Аудиальный жест в литургическом пространстве храма

Скачать pdf  .

Автор: Ирина Анатольевна Чудинова

Российский институт истории искусств, Санкт-Петербург, Россия, irinachud@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-9808-9415

Аннотация

На основании важнейших положений византийского богословия и данных византийских и славянских церковных Типиконов рассматривается принцип соотношения аудиальной жестовости и литургической топики храма. Приводятся свидетельства греческой и славянской литургической письменности, подтверждающие особую значимость для православной традиции связи произносимого литургического слова с аудиальным пространством храма. Принципиально важны расположение источника звука и место его слухового восприятия — место стояния и перемещения молящихся, возглашающих и поющих, так же, как и тех идиофонов, которые употребляются в соответствии с обычаем и звучание которых «вплетено» в аудиальную ткань богослужения. Уставные указания определяют значение расстояния, а также пространственной ориентации при произнесении слова. Своеобразие аудиальной атмосферы придает каждому храму особый «голос», который находится в согласии со всеми другими православными храмами. Многообразие составляющих аудиально-жестовой системы богослужения подчинено базисной идее, выражаемой всем пространством храма, идеей креста и круга, круговым движением, концентрирующим внимание и направляющим к восприятию церковных Таинств. Для современного человека характерна внутренняя разорванность, отъединенность, расщепленность, которая прослеживается во всех проявлениях человеческого бытия. Выход из подобного состояния дан Божественной Литургией, силой, единящей человека с самим собой и с Богом.

Ключевые слова: аудиальный жест, литургическое пространство, церковный Типикон, православная традиция

Для цитирования: Чудинова И. А. Аудиальный жест в литургическом пространстве храма // Opera musicologica. 2023. Т. 15. № 2. С. 196–219. https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.2.009.

Статья поступила в редакцию: 20.01.2023; одобрена после рецензирования: 15.02.2023; принята к публикации: 10.04.2023; опубликована: 11.05.2023.

Список источников

[1] Волошин 1989 — Волошин М. Лики творчества. Ленинград: Наука, 1989. 848 c.

[2] Дмитриевский 1895 — Дмитриевский А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Т. I. Киев: Тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1895. 912 с.

[3] Карабинов 1915 — Карабинов И. И. Студийский Типик в связи с реформой нашего богослужебного устава // Христианское чтение. 1915. № 9. С. 1051–1062.

[4] Arranz 1969 — Le Typicon du monastère du Saint-Saveur à Messine. Codex Messinensis GR 115 A.D.1131 / Introduction, text critique et notes par Migel Arranz S. I. Roma: Point. institutum studiorum Orientalium, 1969. 208 p. (Orientalia Christiana Analecta 185).

[5] Du Boulay 2009 — Du Boulay J. Cosmos, life and liturgy in Greek Orthodox village. Limni, Evia: Denise Harvey, 2009. 462 p.

[6] Gautier 1974 — Gautier P. Le Typikon du Christ Sauveur Pantocrator // Revue des études byzantines. 1974. № 32. Pp. 1–145.

[7] Gautier 1984 — Gautier R. Le Typikon du Sévaste Grégoire Pakourianos // Revue des études byzantines. 1984. № 42. Pp. 19–133.

[8] Heidegger 1959 — Heidegger M. An Introduction to Metaphysics. New Haven: Yale University Press, 1959. 143 p.

[9] Jordan 2000 —The Synaxarion of the Monastery of the Theotokos Evergetis / ed. by R. H. Jordan. Vol. 1. Belfast: Belfast Byzantine Enterprises, 2000. 595 p. (Belfast Byzantine Texts and Translations. Belfast Byzantine Enterprises).

[10] Kristeva 1984 — Kristeva J. Revolution in Poetic Language. New York: Columbia University Press, 1984. 271 p.

[11] Lucian 1913 — Lucian. Works / with an English Translation by A. M. Harmon. Vol. 1. Cambridge; London: MA. Harvard University Press; William Heinemann Ltd., 1913. 471 p.

[12] Syméon le Nouveau Théologien 1965 — Syméon le Nouveau Théologien. Catéchès 23–34 / introduction, texte critique et notes par B. Krivochéine, traduction par J. Paramelle. T. III. Paris: Les Éditions du CERF, 1965. 392 s. (Sources chrétiennes, 113).

[13] Valpy 1826 — Valpy F. E. J. The Fundamental Words of the Greek Language / published by Geo. B. Whittaker. London: Printed for G. B. Whittaker Ave Maria Lane, 1826. 362 р.

[14] Эмилиан Симонопетрит 2001 — Αἰμιλιανοῦ Σιμωνοπετρίτου. Κατηχήσεις καὶ λόγοι 4. Θεία Λατρεία. Προσδοκία καὶ όρασις Θεοῦ [Эмилиан Симонопетрит. Проповеди и беседы 4. Богослужение. Чаяние и видение Бога]. Ормилия: [б. и.], 2001. 370 с. (на греч. яз.)

[15] Эмилиан Симонопетрит 2007 — Αἰμιλιανοῦ Σιμωνοπετρίτου. Λόγος περὶ νήψεως [Эмилиан Симонопетрит. Слово о трезвении]. Афины: Индиктос, 2007. 611 с. (на греч. яз.).

[16] Григорий Нисский 1863 — Γρηγορίου Νύσσης. Είς τὴν ἐπιγραφὴν τῶν ψαλμῶν [Григорий Нисский. О надписании псалмов] // Migne J.-P. Patrologiae cursus completes. Series Graeca. Т. 44. Parisiis: Ex Typis J.-P. Migne, 1863. Col. 432–608 (на греч. яз.).

[17] Дмитрий З. Софианос 2015 — Δημητρίου Ζ. Σοφιανού. Χατζη-Γερασιμου Ιερομονάχου Δουσικιώτη τα χρέη του εκκλησιάρχου της Μονής Δουσίκου (Κωδ. Δουσίκου 76, ετ. 1846) // Ἀντίδωρον τιμῆς καὶ μνήμης εἰς τὸν μακαριστὸν καθηγητὴν τῆς Λειτουργικῆς Ἰωάννην Μ. Φουνδούλην (†2007). Τ. Β´ [Дмитрий З. Софианос. Хаджи-Герасима иеромонаха монастыря Дусику обязанности екклисиарха монастыря Дусику (код. Дусику 76, 1846 год) // В знак почтения и памяти приснопоминаемого профессора литургики Иоанна М. Фундулиса (†2007). Т. 2. / редактура Панагиота И. Скалтси, архимандрита Никодима А. Скретта]. Афины: Аделфон Кириакиди А. Е., 2015. С. 1771–1794] (на греч. яз.).

[18] Евдокимов 1980 — Ευδοκίμοφ Π. Η τέχνη της εικόνας. Θεολογία της ωραιότητος [Евдокимов П. Искусство иконы. Богословие прекрасного]. Салоники: Пурнарас, 1980. 482 с. (на греч. яз.).

[19] Феофан Керамевс 1864 — Θεοφάνης Κεραμεύς. Ἐρμηνεία εἰς τὰ ΙΑ´. ἑωθινά. Ὁμιλία ΝΕ´ [Феофан Керамевс. Толкование на одиннадцать евангельских стихир. Беседа 55] // Migne J.-P. Patrologiae cursus completes. Series Graeca. Т. 132. Parisiis: Ex Typis J.-P. Migne, 1864. Col. 952–953 (на греч. яз.).

[20] Максим Исповедник 1865 — Μαξίμου Ὁμολογητοῦ. Μυσταγωγία [Максим Исповедник. Мистагогия] // Migne J.-P. Patrologiae cursus completes. Series Graeca. Т. 91. Parisiis: Ex Typis J.-P. Migne, 1865. Col. 657–717 (на греч. яз.).

[21] Бабиниотис 2013 — Μπαμπινιώτης Γ. Λεξικό της νέας ελληνκής γλώσσας [Бабиниотис Г. Словарь новогреческого языка]. Афины: Центр языкознания, 2013. 2318 с. (на греч. яз.).

[22] Рига 1994 — Ρήγα Γ. Τυπικόν [Рига Г. Типикон]. Салоники: Патриарший институт святоотеческих исследований, 1994. 909 с. (на греч. яз.).

[23] Симеон 1866 — Συμεώνου αρχιεπισκόπου Θεσσαλονίκης. Περὶ τοῦ ἁγίου ναοῦ, καὶ τῆς τούτου καθιερώσεως, κεφ. ΡΛΕ´ [Симеон архиепископ Салоникийский. О святом храме и установлениях. Глава 135] // Migne J.-P. Patrologiae cursus completes. Series Graeca. Т. 155. Parisiis: Ex Typis J.-P. Migne, 1866. Col. 305–361 (на греч. яз.).

Original article

Auditory Gesture in the Liturgical Space of the Temple

Author: Irina A. Chudinova

Russian Institute for Art History, Санкт-Петербург, Россия, irinachud@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-9808-9415

Abstract

Abstract. The article considers the principle of correlation between auditory gestures and the liturgical space of the temple based on the most important provisions of Byzantine theology and the data of Byzantine and Slavic church Typicons, and gives evidence of Greek and Slavic liturgical writing, confirming special significance of the connection between the spoken liturgical word and the auditory space of the church for the Orthodox tradition. What matters is the location of the sound source and the place of its auditory perception — the place of standing and moving of those praying, proclaiming and singing, as well as those idiophones that are used in accordance with the custom and whose sound is “woven” into the auditory fabric of the worship. Statutory indications determine importance of distance, as well as spatial orientation when pronouncing a word. Due to the originality of the auditory atmosphere, each temple has its own special “voice”, which is in harmony with all other Orthodox churches. The diversity of the components of the auditory-gestural system of worship is subject to the basic idea expressed by the entire space of the temple, the idea of the cross and circle, a circular movement that focuses attention and directs to the perception of the Church Sacraments. Modern man is characterized by internal fragmentation, isolation, splitting, which can be traced in all manifestations of human existence. The way out of this state is given by the Divine Liturgy, the power that unites man with himself and with God.

Keywords: auditory gesture, liturgical space, church Typicon, Orthodox tradition

For citation: Chudinova I. A. Auditory Gesture in the Liturgical Space of the Temple. Opera musicologica. 2023. Vol. 15, no. 2. Р. 196–219. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/OM.2023.15.2.009.

The article was submitted 20.01.2023; approved after reviewing 15.02.2023; accepted for publication 10.04.2023; published: 11.05.2023.

References

[1] Voloshin, Maksimilian (1989). Liki tvorchestva [Creativity icons]. Leningrad: Nauka, 848 p. (in Russian).

[2] Dmitrievsky, Aleksey A. (1895). Opisanie liturgicheskikh rukopisey, khranyashchikhsya v bibliotekakh Pravoslavnogo Vostoka [Description of liturgical manuscripts preserved in the libraries of the Orthodox Orient]. Vol. I. Kyiv: tip. G. T. Korchak-Novitskogo, 912 p. (in Russian).

[3] Karabinov, Ivan А. (1915). “Studiysky Tipik v svyazi s reformoy nashego bogosluzhebnogo ustava” [“Studite Typicon in connection with the reform of our liturgical charter”]. In Khristianskoe chtenie [Christian reading]. 1915. Vol. 9, pp. 1051–1062 (in Russian).

[4] Arranz, Miguel S. (1969). Le Typicon du monastère du Saint-Saveur à Messine. Codex Messinensis GR 115 A.D.1131, introduction, text critique et notes par Miguel Arranz S. I. Roma: Point. institutum studiorum Orientalium, 208 p. (Orientalia Christiana Analecta 185).

[5] Du Boulay, Juliet (2009). Cosmos, life and liturgy in Greek Orthodox village. Limni, Evia: Denise Harvey, 462 p.

[6] Gautier, Paul (1974). “Le Typikon du Christ Sauveur Pantocrator”. In Revue des études byzantines. 1974. Vol. 32, pp. 1–145.

[7] Gautier, Paul (1984). “Le Typikon du Sévaste Grégoire Pakourianos”. In Revue des études byzantines. 1984. Vol. 42, pp. 19–133.

[8] Heidegger, Martin (1959). An Introduction to Metaphysics. New Haven: Yale University Press, 143 p.

[9] Jordan, Robert H. (2000). The Synaxarion of the Monastery of the Theotokos Evergetis, ed. by R. H. Jordan. Vol. 1. Belfast: Belfast Byzantine Enterprises, 595 p. (Belfast Byzantine Texts and Translations. Belfast Byzantine Enterprises).

[10] Kristeva, Julia (1984). Revolution in Poetic Language. New York: Columbia University Press, 271 p.

[11] Lucian (1913). Works, with an English Translation by A. M. Harmon. Vol. 1. Cambridge; London: MA. Harvard University Press; William Heinemann Ltd, 471 p.

[12] Syméon le Nouveau Théologien (1965). Catéchès 23–34, introduction, texte critique et notes par B. Krivochéine, traduction par J. Paramelle. T. III. Paris: Les Éditions du CERF, 392 s. (Sources chrétiennes, 113).

[13] Valpy, Francis E. J. (1826). The Fundamental Words of the Greek Language, published by Geo. B. Whittaker. London: Printed for G. B. Whittaker Ave Maria Lane, 362 р.

[14] Emilianos Simonopetritis (2001). Kathichiseis kai logoi 4. Theia Latreia. Prosdokia kai orasis Theou [Sermons and talks 4. Worship. Expectation and vision of God]. Ormylia, 370 p.  (in Greek).

[15] Emilianos Simonopetritis  (2007). Logos peri nipseos [Discourses on ascetism]. Athens: Indiktos, 611 p. (in Greek).

[16] Grigorios Nissis (1863). “Eis tin epigrafin ton psalmon” [About the inscriptions of the psalm]. In Jacques Paul Migne, Patrologiae cursus completes. Series Graeca. Т. 44. Parisiis: Ex Typis J.-P. Migne, col. 432–608 (in Greek). 

[17] Sofianos, Dimitrios Ζ. (2015). “Chadzy-Gerasimou Ieromonachou Dousikiotou ta chrei tou ekklesiarchu tis Monis Dousikou (Kod. Dousiku 76, et. 1846” [Hieromonk Chatzi-Gerasim Duties of the Ecclesiaros of the Monastery Dusiku]. In Antidoron timis kai mnimis eis ton makariston kathigitin tis leitourgikis Ioannin M. Foundoulin  (†2007). Τ. 2 [A gift of respect and memory of a professor of liturgy Ioannis M. Fundulis] / epim. Pangiotu I. Skaltsi, archim. Nikodimu A. Skretta. Athens: Adelfon Kiriakidi A. E. p. 1771–1794 (in Greek).

[18] Evdokimov, Paulos H. (1980). I techni tis eikonas. Theologia tis oreotitos [The art of iconograpty. Theology of beauty]. Thessaloniki: Purnaris, 482 p. (in Greek).

[19] Theofanis Kerameus (1864). “Ermineia eis ta 11 eothina, omilia 55” [Explanation of the eleven morning hymns]. In Migne Jacques Paul. Patrologiae cursus completes. Series Graeca. Т. 132. Parisiis: Ex Typis J.-P. Migne, col. 952–953 (in Greek).

[20] Maksim Omologitis (1865). “Mystagogia”. In Jacques Paul Migne, Patrologiae cursus completes. Series Graeca. Т. 91. Parisiis: Ex Typis J.-P. Migne, col. 657–717 (in Greek).

[21] Babiniotis, Georgios (2013). Leksiko tis neas ellinikis glossas [Dictionary of Modern Greek]. Athens: Kentro Leksikologias, 2318 p. (in Greek).

[22] Potamianos, Iakov (2000). To fos sti Byzantini ekklesia [Byzantine church light]. Thessaloniki: University Studio Press, 398 σ. (in Greek).

[23] Riga, Georgios (1994). Typikon. [The Typikon]. Thessaloniki: Patriarchikon Idryma Paterikon Meleton, 909 p.  (in Greek).

[24] Simeon (1866) “Peri tou agiou naou kai tis toutou kathieroseos, kef. 135” [About the holy temple and orders]. In Jacques Paul Migne, Patrologiae cursus completes. Series Graeca. Т. 155. Parisiis: Ex Typis J.-P. Migne, col. 305–361. (in Greek).